России грозит крупнейшая утечка мозгов за последние 20 лет – такой неутешительный диагноз поставила американская компания Stratfor на основании данных российской статистики о покинувших страну в2015 г. 350 000 жителях.

С выводами, правда, американцы погорячились: как выяснилось, большая часть уехавших пришлась на долю трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья, включая азиатские республики бывшего СССР. История наделала много шума, прежде всего всоциальных сетях, заодно показав, насколько непросто оценить масштабы реальной эмиграции из страны. Еще сложнее оценить ее потенциал: сколько российских граждан на самом деле имеют паспорта других государств и могут беспрепятственно покинуть при случае страну, окончательной ясности нет. Тем более что получить такие паспорта не так и сложно – эта процедура давно превратилась в бизнес, в котором готовность расстаться с несколькими сотнями тысяч долларов практически гарантирует обретение иностранных «корочек», авместе с ними – налоговых льгот, безвизовых путешествий и возможностей для расширения бизнеса.

Паспорт как страховка

«Сегодня со мной консультировались по вопросу оформления второго гражданства два бизнесмена, оба из России, их бизнес связан с IT», – рассказывает основатель и президент компании Apex Capital Partners Нури Катц. Его компания, одна из немногих на рынке, помогает гражданам России оформить альтернативное гражданство по инвестиционным программам иностранных государств. Если сделка состоится, оба бизнесмена станут гражданами Сент-Китс и Невис – бывшей английской колонии в Карибском море. Паспорт этого государства гарантирует безвизовый въезд в общей сложности примерно в120 стран, включая Евросоюз иВеликобританию, а также налоговые преференции и льготы, например, отсутствие подоходного налога. К тому же обладателям карибских паспортов проще получить гринкарту США ивизу инвестора Великобритании.

Жить на Карибах при этом не обязательно, туда даже не нужно ехать на собеседование. Предварительный разговор может состояться по Skype, интервью проходит в Дубае, а все необходимые документы отвезет местным чиновникам представитель компании, помогающей с оформлением гражданства.

И конечно же, уезжать из России потенциальные обладатели второго гражданства не собираются, по крайней мере пока.

«Можно иметь паспорт и не уезжать, и это сейчас то, что делают многие – особенно предприниматели,– говорит Нури Катц. – Люди хотят быть более мобильными, поэтому они делают документы, которые в данном случае называются паспортами. Это упрощает жизнь».

«Как такового, портрета участника инвестиционных программ нет, но вцелом люди, интересующиеся вторым или третьим паспортом, молодеют, зарабатывают деньги легально и «интеллектуально», при этом не обязательно хотят уехать из России. Часто гражданство или ВНЖ другой страны нужны в качестве инструмента – для защиты активов и капитала, диверсификации бизнеса, оптимизации налоговых обязательств, свободы перемещения по миру и т.д.»,– уточняет директор по маркетингу компании Henley & Partners Ирина Симонян.

Сенкт-Китс и Невис – далеко не единственное государство, предлагающее оформление гражданства по инвестиционным программам, но в Карибском бассейне такую схему оно предложило первым, затем ее скопировали Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Люсия и Гренада. Карибские программы наиболее доступны по цене: стать гражданином Доминики можно за $100 000, Гренады – за $200000 (эту сумму нужно будет вложить в Фонд национального развития), Сент-Китс и Невис – за $250 000 (деньги пойдут в Фонд развития сахарной промышленности). Практически еще недавно карибское гражданство было по стоимости сопоставимо с квартирой в Москве.

Инвестиционные программы гражданства развивают и государства Евросоюза, например, Кипр, Мальта, а также Болгария. Однако стоят они дороже, в том числе и потому, что инвестор приобретает паспорт Евросоюза, обеспечивающий возможность проживания и в Великобритании. Так, в случае с Кипром только размер инвестиций в экономику составит 2,5 млн евро, с Мальтой – 1 млн евро. Дорогая и долгая инвестиционная программа есть и в Великобритании.

Другое дело, что для большинства участников инвестиционных программ это посильные средства, и тратят они далеко не последние деньги.

«Заработав $1 млн, покупают дорогую машину, когда появляется $2–3млн – квартиру, а получив $10млн, – дом за городом. Гражданство оформляют в промежутке от $5млн до $20 млн», – говорит Нури Катц.

Неровный рынок

«Тем, кто хочет получить второе гражданство за счет инвестиций в чужую страну, есть из чего выбрать», – уточняет управляющий партнер группы юридических иаудиторских компаний «Содействие бизнес-проектам» («СБП») Кира Гин-Барисявичене.

Зарабатывают на желании российских граждан получить второе, а иногда и третье гражданство главным образом иностранцы – российских компаний, которые специализируются на решении подобных вопросов, на рынке мало. Отечественные игроки больше ориентированы на программы, связанные с оформлением вида на жительство (ВНЖ) в основном в Евросоюзе. В этих программах порог входа более низкий, к примеру, ВНЖ в Латвии будет стоить от 250 000 евро, а в Португалии – около 1 млн евро. Программы зачастую реализуются через продажу зарубежной недвижимости, и многие их участники связаны именно с риелторским бизнесом.

Среди ведущих игроков рынка инвестиционного гражданства (многие из них работают и с программами ВНЖ – например, в Болгарии перед получением инвестиционного гражданства все равно нужно получать ВНЖ) – компании Arton Capital, Henley&Partners, Apex Capital, NTL. Услуги, связанные с оформлением инвестиционного гражданства, также оказывают компании «большой четверки», например, Price Waterhouse Cooper. Всего же основных участников этого рынка в России можно пересчитать по пальцам обеих рук.

«Российский рынок услуг предоставления консультаций по эмиграции и планированию местожительства очень молодой и неровный», – добавляет Ирина Симонян.

Иностранные компании зачастую могут не иметь здесь своего представительства. Это впрочем, не говорит об их уровне – например, представительства в России нет у одного из мировых лидеров рынка, компании Henley & Partners, за географический регион России и стран бывшего СССР отвечает ее офис в Цюрихе. У Apex, наоборот, есть представительство вРоссии – компания в основном сосредоточена на работе с отечественными клиентами (основатель Apex сам прожил в России более 20 лет и женат на русской).

Такое положение дел объясняется узостью рынка в принципе – в стране не так много потенциальных клиентов, которые могут себе позволить участие в инвестиционных программах гражданства, или перед обладателями крупных состояний попросту не стоит подобная задача.

При этом на рынке действует множество российских посредников, в основном близких к юридической сфере, которые зачастую выступают связующим звеном между зарубежными офисами компаний и клиентами.

Нередко дело может закончиться откровенным обманом, предупреждают участники рынка: взяв часть денег для начала работы, посредник попросту может испариться.

«Небольшие фирмы или индивидуальные консультанты специализируются на одной-двух программах, которые не всегда могут отвечать задачам инвестора, – уточняет Ирина Симонян. – Также инвесторам важно проверять, указано ли название компании, с которой они начинают работать, на официальных правительственных сайтах в числе аккредитованных агентов правительства по программе».

Неудивительно, что на рынке инвестиционного гражданства довольно высокая конкуренция, при этом компании могут отличаться друг от друга региональной специализацией. Так, кпримеру, Apex не занимается Мальтой, зато предлагает программу гражданства Болгарии и стран Карибского региона, с которыми не работает «Второй дом». Henley & Partners не предлагает Болгарию, Доминику иГренаду, зато в ее кейсе есть Австрия. С карибскими государствами преимущественно работает компания NTL.

Объемы рынка именно инвестиционного гражданства оценить можно лишь приблизительно, однако понятно, что это не очень большие цифры. Например, квота предоставления гражданства в рамках инвестиционной программы Мальты – 1800паспортов, и за два года работы она пока не выбрана. По оценке Ирины Симонян, на 2010 г. доля «гражданств через инвестиции», оформленных в Европе, составляла лишь 0,01% от всего объема выданных паспортов – 810 000. Отечественные компании, например, Apex, заключают в месяц до 10 сделок, однако доход от них достаточно значимый, хотя финансовые показатели участники рынка предпочитают не раскрывать.

«Эти компании помогают инвестору подготовить и собрать необходимый пакет документов. Стоимость данных услуг, как правило, невелика– не более10 000–15 000 евро, в зависимости от страны», – говорит начальник отдела правового обеспечения международных проектов ИГ «Велес капитал» Владислав Горобинский. Основная часть прибыли приходится на комиссионные от продажи недвижимости, которая может приобретаться в рамках инвестирования средств изачастую является условиемоформления гражданства. Если речь идет о получении гражданства для всех членов семьи, сумма также растет. Витоге доход компании от сделки может достигать $100 000.

Бегом от налогов

Конечно же, приобретение нового паспорта – это не только возможность беспрепятственных кругосветных путешествий,хотя для заядлых яхтсменов, посещающих в ходе регаты сразу несколько государств, это более чем удобно.

Иностранные юрисдикции в принципе предлагают более комфортный налоговый режим для резидентов– кпримеру, в Монако отсутствует подоходный налог, а в Дубае нет налога на наследство и личный доход. С этим связан интерес к альтернативному гражданству не только в России – повышенный спрос сейчас наблюдается со стороны китайских граждан. Например, некоторые страны, в том числе Канада, устанавливают даже квоты на оформление гражданства гражданам КНР, поясняют в Apex.

Однако дополнительным стимулом к оформлению второго или даже третьего гражданства стал взятый российскими властями курс на деполяризацию. Речь, к примеру, идет об изменениях в законодательстве о так называемых контролируемых иностранных компаниях: если доля российского налогового резидента виностранной компании более 25%, ей присваивается данный статус, аналоги на прибыль и доход подлежат уплате в российский бюджет.

«Если вы не налоговый резидент России, на вас данные требования не распространяются», – поясняет владелец и генеральный директор компании «Второй дом» Евгений Крикунов иотмечает рост спроса на иностранное гражданство по данному направлению.

Сыграет свою роль и участие России в международном соглашении об автоматической обмене информацией, в соответствии с которым иностранные банки будут обязаны передавать информацию о своих клиентах-нерезидентах государствам из соответствующей налоговой юрисдикции. К этому соглашению Россия присоединилась 12 мая 2016 г.

«При наличии иностранного паспорта и проживания в стране соответствующей юрисдикции иностранные банки могут воспринимать такого клиента как гражданина иностранной юрисдикции, например, кипрской, карибской или мальтийской, в зависимости от ситуации», – говорит партнерParagonAdvice Group Александр Захаров.

В таком случае компании и банковские счета можно, к примеру, регистрировать на иностранный паспорт, и российская сторона информации о них не получит, объясняет он.

Безусловно, это пока лишь перспектива, Россия, к примеру, пока не подписала соответствующие двусторонние договоры, без которых автоматический обмен невозможен, но есть вероятность, что к этому стоит готовиться.

Безусловно, есть вопросы, которые предстоит решать сегодня. К примеру, российские граждане обязаны не только информировать налоговые органы об открытии иностранных валютных счетов, но и отчитываться по совершенным операциям. Налогом облагается доход по банковским депозитам за границей и доходы по счету. Еще одна головная боль – это ограничения на совершение валютных операций за границей, например, на иностранный счет нельзя зачислять доходы или сумму выручки от реализации недвижимости за рубежом, не говоря уже о прибыли от продажи ценных бумаг.

«Это будет считаться незаконным с точки зрения российского законодательства, эти деньги должны оказаться на счете в российском банке, это делается, чтобы вы не ушли от обязанности декларировать доход в России»,– поясняет Александр Захаров.

В случае изменения налогового резидентства этих проблем можно избежать.

Вето на президентов

Наличие финансовых ресурсов само по себе не является гарантией получения гражданства, как может показаться со стороны.

«Участие в инвестиционной программе по гражданству или ВНЖ не подразумевает автоматического их получения, оно лишь дает эту возможность, – говорит Ирина Симонян. – На этапе подачи документов и осуществления инвестиций заявитель не может получить никаких гарантий».

Все заявители (инвесторы) и зависимые лица проходят тщательную проверку на благонадежность, должны строго выполнять требования программы в течение всего срока ее действия.

«То есть называть это покупкой или обменом денег на гражданство или ВНЖ категорически неверно», – уточняет Ирина Симонян.

«При получении гражданства на Мальте все заявители проходятDueDiligenceна предмет того, не связана ли деятельность заявителя с криминалом, торговлей наркотиками, отмывкой денег и коррупционными скандалами. Изучается репутация в бизнесе, могут всплыть даже заметки в местной прессе, которые инициировали конкуренты с целью очернить бизнес», – говорит Кира Гин-Барисявичене.

Отказать в итоге могут всем. Россиянам, кстати, отказывают не чаще и не реже, чем гражданам других государств, заинтересованным в альтернативном гражданстве. Однако в основном проверки проходят все, а отказ получают люди с откровенно криминальным прошлым, рискующие испортить репутацию стране, паспорт которой они хотят получить.

Впрочем, проблемы могут возникнуть у должностных лиц, или Politically exposed person (PEP).

«Это словосочетание имеет определенное отрицательное значение, потому что многие боятся коррупции. Страны обычно неохотно принимают министров, бывших президентов… Это на практике любой человек, который работал, к примеру, в правительстве», – говорит Нури Катц.

Бывает довольно сложно доказать и тот факт, что деньги, которые потенциальный гражданин готов вложить в экономику Доминики или Гренады, действительно принадлежат ему.

«То, что интересует правительство,– источник аккумуляции денег, как человек заработал деньги. ВРоссии бывает очень тяжело доказать, что деньги заработаны легально. Здесь любят регистрировать бизнес «на дядю», что нетипично для остального мира. Это одна из сложностей, с которыми мы часто сталкиваемся, – говорит Нури Катц.– Еслиу вас просто лежат деньги в ячейке, гражданство будет получить сложно».

Впрочем, это как раз одна из задач, решить которую может компания, сопровождающая клиента в рамках оформления альтернативного гражданства.

Фортуна – лотерея

Обладание паспортом иностранного государства, который гарантирует свободу передвижения по миру, а к тому же дает налоговые льготы, – перспектива, безусловно, заманчивая. Однако потенциальным приобретателям таких паспортов стоит быть готовыми икнеприятным последствиям.

К примеру, паспорта некоторых государств могут вызвать недоумение при прохождении пограничного контроля: как рассказал Александр Захаров, его российские клиенты сталкивались со случаями, когда на границе Латвии вызывали вопросы карибские паспорта.

В случае инвестиции в недвижимость в рамках оформления гражданства стоит смириться, что она, скорее всего, в будущем упадет в цене и вряд ли получится вернуть потраченные средства, реализовав ее (многие программы предусматривают возможность продажи объектов инвестиций после за оформления гражданства).

Похоже, нет рецепта и для выбора универсального паспорта – еще недавно таковыми выглядели «корочки» Евросоюза или Великобритании, однако после британского референдума о выходе из состава ЕС ситуация может поменяться. Поручиться, что режим свободного перемещения между островами и Европой не изменится, не возьмется никто. Жители Соединенного Королевства, кстати, сами активно присматриваются к оформлению паспортов стран Евросоюза – спрос на них вырос в пять раз.

Не исключено, что могут измениться и условия передвижения для будущих приобретателей европейских паспортов.

«Паспорта Крита и Мальты оформлялись, чтобы жить в Англии. Русские покупали эти паспорта, чтобы жить в Лондоне», – поясняет Нури Катц. Он видит перспективы роста интереса к карибским программам, особенно если Великобритания ужесточит правила свободного передвижения для обладателей паспортов стран ЕС.

«Вряд ли для обладателей паспортов ЕС будут ограничения в связи срешением на референдуме», – полагает Александр Захаров. Он напоминает, что до вступления Великобритании в ЕС безвизовый въезд был разрешен гражданам тех же Кипра иМальты – бывших колоний Англии и стран – членов содружества.

Сколько стоитинвестиционноегражданство

Доминика – от $100 000

Антигуа – от $200 000

Гренада – от $200 000

Сент-Китс и Невис – от $250 000

Мальта – от 1 млн евро

Кипр – от 2,5 млн евро

Великобритания – от 2 млн фунтов стерлингов

Источник: данные компаний

Стоимость видана жительство

Греция, Латвия – 250 000 евро

Венгрия, Кипр – 300 000 евро

Португалия, Испания – 500 000 евро

Источник: Второй дом

Сколько стоитсделатьпаспорт

(помимо инвестиционного взноса или покупки недвижимости)

Стоимость услуг по оформлению гражданства на семью – $30 000–60 000

Оформление статуса налогового резидента – около $6000

Помощь в урегулировании сложных случаев – $10 000–50 000

Источник: apex capital partners

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *