Чиновники опять ужесточают рекламу пива. Закадровые диалоги исчезнут, зато появятся говорящие пузырьки

Маркетолог Алексей не хочет называть свою фамилию. В 2004 году, притворившись журналистом «Коммерсанта», он провел серию интервью с топ-менеджерами пивных компаний. Тогда власти запретили использовать людей и животных в рекламе пива, а пивовар, клиент Алексея, захотел узнать, как будут выкручиваться конкуренты. Например, у одного из них было изображение человека на этикетке. «Думаем заменить на комара», — якобы сказал «корреспонденту» директор завода. «Но ведь животных тоже нельзя показывать», — уточнил Алексей. «Комар — насекомое!» — парировал пивовар.

Сейчас Федеральная антимонопольная служба снова хочет ограничить рекламу пива. Формально людей в кадре нет, но есть признаки их присутствия — и это не нравится чиновникам. Уже в августе из рекламы пива исчезнут закадровые диалоги и пьющие люди-невидимки. Непонятно, как это отразится на рекламе пива с эстетической точки зрения — рекламщики считают, что станет еще хуже. К тому же все рекламные ограничения на алкоголь в России никогда не уменьшали его потребление. Оно только росло.

Вместе с запретом на рекламу алкоголя были введены и штрафы для СМИ, которые его нарушают. На телеканалах юристы стали отслеживать всю поступающую им рекламу. С 2005 года они ищут в рекламе пива образы людей и животных. Это породило массу претензий. «У нас в ролике пива “Т” лежали плюшевые мишки, и один из телеканалов требовал их убрать», — говорит Ольга Белобровцева из IQ Marketing. В ролике агентства Instinct на дальнем плане на шезлонг было накинуто красное парео. «Юристам померещился человек на шезлонге», — вспоминает менеджер компании Наталья Драчинская. Пришлось в уже отснятом материале затереть это парео.
А владельцам марки «Белый медведь», рассказывают в одном московском креативном агентстве, перед запуском каждого ролика приходилось получать в ФАС «сертификат кошерности» — письмо, которое подтверждало соответствие закону. Без него ролик якобы не брал ни один канал. В компании Efes, которая владеет маркой, на эту тему говорить отказались.
К 2009 году рекламщики научились создавать ролики, соответствующие закону, но так, что эффект человеческого присутствия при этом в этих роликах был очень сильным. Иначе в ролике нет движения. «Создавать ролики с юмором, но без диалогов будет очень сложно», — говорит Драчинская.
И вот теперь ФАС требует полностью изгнать из кадра не только человека, но и его дух. «Ролики, где в том или ином виде присутствует диалог, вызывают у нас недоверие», — объясняет замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. Больше всего чиновников смутил ролик «про лямочку». В этой рекламе пива «Три медведя» женский голос за кадром игриво произносит: «Миш, лямочку на спине опусти. А то от нее полоска останется». В ответ раздается: «Да, мужики, такую лямку я тянуть согласен». Такой получается каламбур. «За кадром явно подразумевается присутствие людей», — уверен Кашеваров.
ФАС дал Союзу пивоваров два месяца. За это время члены Союза должны договориться между собой и убрать такие ролики из эфира. «Мы хотим стимулировать саморегулирование рынка», — поясняет чиновник. Во многих странах такая система самоограничений работает уже давно.
Два месяца на раздумья, два месяца на снятие роликов с эфира — «значит, до первого августа все ролики можно крутить в прежнем виде», — говорит Юлия Крантикова, клиентский директор Publicis (автор «лямочки»). Больше времени и не надо, считает она. «С апреля по август у пивных компаний “горячий” сезон и они тратят большую часть своих рекламных бюджетов», — объясняет руководитель отдела по работе с клиентами агентства JWT Кирилл Ляпин. Станислав Семенов — клиент-сервис директор агентства Great, автора другого проштрафившегося ролика, где люди-невидимки пьют в купе поезда — тоже называет запрет гуманным.
По большому счету ФАС права, согласны все. «Около трети всей рекламы пива сейчас так или иначе очеловечены», — признает директор по маркетинговым коммуникациям компании «Балтика» Александр Лебедев. Кроме того, к такой рекламе есть претензии и у маркетологов. «Это унылое говно, а не рекламный рынок», — горячится Самвел Аветисян, один из создателей пива «Тинькофф». «Все это выглядит как одна братская могила креатива», — согласен с ним креативный директор Prior Никита Огурцов. Те, кто создает рекламу, зависят от заказчиков. «Один из наших клиентов-пивоваров прислал свое видение потребителей в виде картинки: Бутово, раздолбанная “копейка”, на ней четыре пьяных мужика со спущенными штанами позируют для фотографа», — рассказывает директор по новому бизнесу агентства Unikcom Олег Назаров-Бруни.
В холдинге «СТС-Медиа», которому реклама пива приносит 5% его доходов, надеются, что новая инициатива ФАС заставить креативщиков действовать не по шаблону. Верится в это с трудом. Несколько идей лежат на поверхности, но они как-то не впечатляют. Например, есть реклама Heineken, которая одушевила бутылку и та живет интересной, насыщенной жизнью. Социально активная бутылка или банка может не только заменить человека — у нее даже более богатый потенциал, говорят оптимисты. Из бутылок можно складывать разные фигуры и слова. «Бутылка может приглашать к участию в лотерее и быть лотерейным билетом», — добавляет Назаров-Бруни.
Есть и другие супер-идеи. «Бутылка уже была, а сейчас появятся говорящие пузырьки. Нельзя диалоги — значит, будут монологи», — уверен специалист по рекламе Кирилл Смирнов, работавший над кампаниями Tuborg и «Невского». Совсем запретить «озвучку» ролика нельзя, убежден он. Поэтому пиву придется заговорить человеческим языком. Мысль и у исполнителя, и у клиента, говорит Смирнов, устроена так, чтобы просто обойти запрет, а не развернуться и двинуться в новом направлении.
Все это неудачные решения, но вынужденные, солидарны рекламщики. Проблема в том, что российские заказчики и креативщики привыкли создавать рекламу на основе текста или разговора. Тогда как их западные коллеги давно используют «визуальный язык бренда», говорит Белобровцева из IQ Marketing.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *