«

Донстар

«

Сфера деятельности: производство утки

Оборот: в 2014 г. планируется на уровне 1,5-2 млрд руб.

Объем производства: 20 000 тонн утиного мяса с последующим увеличением до 40 000 тонн

Владелец: Вадим Ванеев

Первый в России «утковод», он же крупнейший в стране производитель индейки, совладелец и глава ГК «Евродон» Вадим Ванеев начинает кипятиться, когда его спрашивают, как он умудрился с нуля создать большой сельскохозяйственный холдинг и не понадобились ли для этого связи на высоком уровне. «Я вот с вами тут сижу! — довольно резко замечает он. — А у нас как ведут бизнес? Уезжают в Лондон и оттуда командуют! А я здесь работаю и никуда не уезжаю». Встреча Ванеева с корреспондентом «Ко» проходила в одиннадцать вечера, после футбольного матча. Про Вадима Шалвовича говорят, что футбол он очень любит и ни одного матча любимой команды не пропускает.

Полезное землячество

Сельскохозяйственного образования у Ванеева нет. И бизнес его стартовал с того, что, будучи студентом Новочеркасского политихнического института, он клал кирпичи и строил собственный видеосалон под Ростовом-на-Дону на небольшой кредит Жилсоцбанка. Предприниматель начинал работать с двумя товарищами. Когда стройка завершилась, видеосалоны обложили непомерным налогом, и Ванееву срочно пришлось переквалифироваться в рестораторы, открыв в здании ресторан. Однако его компаньоны из дела вышли, и при разделе бизнеса Вадим остался в долгах.

С долгами он расплатился и умудрился вскоре открыть первый современный супермаркет в городе Шахты Ростовской области, а затем еще и занялся алкогольным бизнесом. Знакомые дали на реализацию коньяк, полученный по бартеру, напиток Ванеев продал, а с продажей алкоголя решил не расставаться, создав дистрибьюторскую фирму «Мишель-Алко». Последняя долго соперничала на местном рынке с «Регатой» (ранее ей принадлежала марка водки «Белая березка»), но, когда у конкурента обозначились проблемы с получением лицензии, стала лидером ростовского алкогольного рынка.

Впрочем, об этом бизнесе Вадиму Ванееву рассказывать, похоже, не очень нравится. Предприниматель просто «помешан» на индейке: например, как-то он сравнил ее мясо с грудным молоком. По его словам, оно так же хорошо усваивается человеческим организмом.

О мясе индейки Ванеев знает все или почти все, именно производство индейки стало его «навязчивой идей». Создав ресторан, супермаркет и алкогольную компанию, Ванеев побывал в Венгрии. В этой стране любят и часто готовят индейку. «А в России индейки нет!» — осенило бизнесмена. Но имелась проблема. Чтобы в РФ серьезно заниматься сельским хозяйством, нужно уметь получать кредиты. Кредитов же десять лет назад «под индейку» никто не давал. «Нам не верили», — вспоминает Вадим Шалвович.

Затруднение он обошел необычным образом.

Ванеев имеет осетинские корни (Южная Осетия), а самый известный его земляк — Валерий Гергиев, руководитель Мариинки. Знакомства Ванеев с Гергиевым не водил, однако был уверен, что земляки должны помогать друг другу, тем более, у обоих оказался общий знакомый. Однако добиться аудиенции у вечно занятой мировой знаменитости было непросто, пришлось даже ездить за музыкантом по России. В итоге встреча состоялась, более того, Гергиев познакомил Вадима Ванеева с главой ВТБ Андреем Костиным, а тот «перепоручил» бизнесмена своим замам. И дело пошло.

Нужная птица

«Такое ощущение, что сейчас все копируют наш первый проект на 10 000 тонн», — удивляется Вадим Шалвович. На данный момент в России индейка популярна: недавно было заявлено целых 55 инвестпроектов. В 2004-2005 гг., когда Ванеев разворачивал свой сельхозбизнес, конкурентов почти не имелось. На деньги ВТБ (кредит в 20 млн евро), а также ВЭБа, который стал финансировать проект позже (7 млрд руб.), Ванеев построил комплекс, производящий уже 40 000 тонн мяса в год (35% рынка, по собственным оценкам компании).

Оборот «Евродона» сегодня составляет 4,5 млрд руб.

Строить было непросто, с госкредитами, несмотря на высокую протекцию, случались сбои. «Был период, когда Ванеев никак не мог получить очередной транш и почти обанкротил «Мишель-Алко», деньги из оборота которой изымались и перекидывались на индюшачий проект», — рассказывают в «Евродоне». Недавно ВЭБ кредитовал «Евродон» на 17 мрд руб. И Ванеев обещает построить новые птицекомплексы уже в Саратовской и Воронежской областях на 60 000 тонн индейки в год каждый. По данным ГК «Черкизово», рынок индейки сейчас составляет 130 000 тонн. «Это растущий рынок», — констатирует Александр Костиков, руководитель управления по коммуникациям и связям с инвесторами ГК «Черкизово». Два-три года назад сегмент оценивался всего в 60 000 тонн. Сейчас ГК «Черкизово» реализует собственный проект по производству индейки на 30 000-40 000 тонн. Считается, что красное мясо индейки может частично заменить в мясопереработке дефицитную говядину.

Сегодня Вадима Ванеева увлекает не только индейка, но и утка. Он первым в России решил выращивать эту птицу в промышленных масштабах. В Ростовской области завершается строительство комплекса мощностью 20 000 тонн утиного мяса в год с последующим увеличением до 40 000 тонн.

По данным «Черкизово», весь рынок птицы в России — 4 млн тонн. Утка — это примерно 2% рынка. Точно никто не знает, дело в том, что в основном в РФ утка производится в крестьянских хозяйствах и продается на рынках, а также на сайтах фермерских продуктов. Импорт составляет 5500 тонн — это замороженная целиковая утка, в некоторых торговых точках она появляется лишь под праздник. «В советское время существовали специализированные утиные фермы. Например, две утиные фабрики были в Астрахани. Здесь организовывали для уток «летний лагерь», когда птица могла плавать. Были утиные фабрики и в Липецке, и в Тюмени. Однако в 1990-е спроса на утку не было. Мы не выдержали конкуренции с дешевым импортным куриным мясом. Утиные фабрики закрылись», — рассказывает Зоя Земляная, главный эксперт правового и аналитического обеспечения по рынку птицеводческой продукции Росптицесоюза.

Самый известный завод, действующий в России, — госпредприятие «Благоварский», выращивает утку для того, чтобы продавать утят населению. Мясо в данном случае — это выбракованная утка, то есть та, что уже не способна нестись и идет на забой. Существуют и относительно небольшие фермерские хозяйства, производящие примерно 2000 тонн мяса утки в год. Самые известные крестьянские проекты сосредоточены в Белгороде. Первый — проект компании «БЭЗРК-Белгранкорм» на 1800 тонн, а также проект местных властей «Домашняя птица», стимулирующий разведение мясных пород уток на семейных фермах.

Путин, Зубков, Скрынник, Патрушев

«Крестным» своего утиного проекта Ванеев называет бывшего первого вице-премьера правительства Виктора Зубкова. «Сама задумка была еще четыре-пять лет назад, но я увлекся индейкой. А когда Зубков был на нашем комплексе, то спросил, почему мы не производим утку. «Что вам нужно, чтобы вы сделали утку?» — это слова Зубкова. А Дмитрия Патрушева он спросил: «Почему этот парень находится в непрофильном банке?» — рассказывает Вадим Шалвович. И в прошлом году Россельхозбанк, возглавляемый Патрушевым, одобрил для Вадима Ванеева кредит на 5 млрд руб. для производства утиного мяса. Как Ванеев познакомился с Зубковым, он не уточняет, но говорит, что «с ним в хороших отношениях». А с Минсельхозом предприниматель особо не контактировал, «правда, Скрынник здоровалась», уточняет он. «Скрынник в свое время говорила: посмотрите на этого парня, он ко мне приходит и ничего не просит, здоровается и не просит», — подчеркивает Вадим Шалвович.

По его словам, Зубков же «привез» на производство индейки и Владимира Путина. Недавно тот наградил Вадима Ванеева орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. В «Евродоне» уже отстроили специальную вертолетную площадку, дабы с удобством принимать высоких лиц. Ванеев говорит, что, несмотря на известность, особой помощи от местных властей он не получает. С этим связан его интерес к строительству комплексов по производству индейки в Воронежской области, где экс-министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, по словам Ванеева, больше внимания уделяет аграрным проектам и помогает с инфраструктурой, то есть способствует строительству дорог и подведению электроэнергии к хозяйствам.

Производством утки занимается новая компания Ванеева «Донстар», собственником которой он является на 100%. Сейчас на предприятие, расположенное в городе Миллерово (Ростовская область), уже завезли первое поголовье уток-родителей. Родительское стадо достигло 43 000 голов. Это те утки, что откладывают яйца, из них в инкубаторе и вылупится утиное стадо, подлежащее забою.

Утки в «Донстаре» совсем не такие, как мы привыкли видеть на водоемах. Это пекинская порода, оперение у нее белое — что у уточек, что у селезней. Белоснежный окрас — результат работы генетиков, ведь покупателю в магазине неприятно видеть на коже птицы темные пятна, а они неизбежны, если перья пестрые.

Сейчас Ванеев уже достаивает инкубатор, помещения для уток-бройлеров, комбикормовый завод, разделочный цех и пр. Первые утки появятся в рознице уже осенью этого года. Численность коммерческого стада по проекту должна достигнуть 850 000 голов. Планируемый оборот на 2014 г. — 1,5-2 млрд руб., окупить проект предполагается за восемь лет, ожидаемая маржинальность — 15%. Как в реальности пойдет дело, судить пока трудно. Специалистов по выращиванию утки в России мало. «У утки совсем другой характер, чем у курицы. Бройлер — очень ленивая птица, утка же весьма активна. Причем у каждой партии, которые к нам привозили, свой характер. Одни поспокойнее, другие просто «бешеные». На водопой наши утки ходят по часовой стрелке, эту и прочие особенности поведения нужно учитывать при создании птичника», — рассказывает Татьяна Катукова, исполнительный директор «Донстар». Ранее она работала на «Ставропольском бройлере». Некоторых сотрудников удалось переманить с «Благоварского».

От самой главной напасти птичников — различных болезней — в «Донстаре» спасаются расположением одного птичника на удалении от другого. Эта утиная ферма ничем не напоминает традиционное производство: в одной части города первый птичник «Донстара», второй — с другой стороны и т.д. Расстояние между ними — несколько километров, а вентиляторы, снабжающие помещения воздухом, несмотря на отдаленность корпусов, развернуты друг от друга. Каждая подъезжающая к корпусу машина прогоняется через ванну с хлоркой: и свои, и чужие шины в «Донстаре» решили не жалеть. Так предприятие хочет уберечься от эпидемий утиных болезней и необходимости постоянно колоть поголовью антибиотики.

Мясная пекинская утка, которую разводят в компании «Донстар», должна вырасти всего за сорок дней. Селекцией породы занимается поставщик «Донстара», французская фирма «Орвиа». За этот срок птица достигнет веса в 3,5 кг, а ее убойный вес должен составить 2,1 кг. Продаваться она будет как целиком, так и разделанной по цене 200-250 руб. за кг. Планируется производить также мясопродукты из утки. Будет ли это утиная колбаса или что-то другое, в «Донстаре» не раскрывают. По слухам, утка поступит в магазины под брендом «Утолина» (по аналогии с индейкой: марка «Евродона» называется «Индолина»).

«Утиное мясо специфическое, утка имеет запах, мясо более жирное, чем у курицы, много костей. Эта птица на любителя, однако рестораны берут ее охотно», — комментирует Зоя Земляная. «Как блюдо утка достаточно известна. Во французской кухне, которая и у нас популярна, часто используют утку. Но сможет ли утка стать так же популярна, как, к примеру, баранина? Все будет зависеть от качества и продвижения продукта на рынке. Например, в Краснодарском крае производят фуа-гра, однако качество пока несравнимо с импортом. В ситуации с уткой — то же самое, важно, чтобы сама утка по качеству была не хуже импортной, иначе рестораны продолжат покупать все-таки импортную птицу. Кроме того, компания-производитель должна понимать, что работа с HoReCa — это не очень просто, нужно обойти каждый ресторан и в каждый прислать утку на пробу», — поясняет Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров.

«Активным рекламным продвижением индейки компания не занималась, также будет и на этот раз, — отмечает Александр Еременко, управляющий директор BrandLab. — Потребителей будут постепенно приучать к утке, хотя сделать это сложнее, чем с индейкой, последняя по вкусу ближе к курице. Мясо утки появится на прилавке, и его начнут пробовать. Сначала объемы продаж будут небольшими, а лет через пять российский потребитель уже основательно познакомится с уткой. В данном случае предложение стимулирует спрос. Если бы в рознице появились страусиные яйца по доступной цене, и на них нашелся бы свой потребитель».


Производство утки в мире

К 2015 г. в мире будет производиться 4,6 млн тонн утки.
Рост рынка — 3,4% в год.

84% производства находится в Азии (в основном в Китае).

12% мирового производства сосредоточено в Европе.

На Францию приходится 86% от европейского производства, на Германию — 13%, Венгрию — 11%.

Самые большие темпы роста производства (9%) отмечены в Океании и Австралии.

Источник: FAO, январь 2012 г.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *