Опцион за результаты

Лубнина Виктория

Финансовый директор, член совета директоров, миноритарный совладелец сети супермаркетов “Азбука вкуса”

Окончила Санкт-Петербургский филиал Московского технологического института и Санкт-Петербургский университет экономики и финансов по специальностям инженер-экономист и бухгалтер-аудитор соответственно. До прихода в “Азбуку вкуса” руководила финансовым блоком в московском подразделении компании “Юниленд” (позже – “Дикси”).

Сеть супермаркетов “Азбука вкуса” реализовала мотивационную программу для топ-управленцев. Она провела допэмиссию в размере 2,3 млн акций, которые пошли на опционы для руководителей высшего звена. В программе приняли участие топ-менеджеры, проработавшие в компании более пяти лет. Именно они стали владельцами в общей сложности 7% уставного капитала.

О том, что это значит для компании, в интервью “Ко” рассказала финансовый директор сети “Азбука вкуса” Виктория Лубнина.

– 7% от акционерного капитала – это ведь достаточно щедрое вознаграждение. Скажите, а зачем это было сделано? И что это дает компании?

– Неправильно было бы считать опцион каким-то подарком для топ-менеджмента. Еще в 2006 г. с топ-менеджментом “Азбуки вкуса” было заключено опционное соглашение, реализация которого зависела от достижения компанией определенных финансовых показателей. Так, например, выручка должна была достигнуть 27 млрд руб. К слову сказать, в 2006 г. показатель выручки составлял чуть более 4,5 млрд руб.

В 2011 г. условия опциона были уточнены: помимо оборота, к ковенантам добавилась EBITDA. В 2012 финансовом году оговоренные показатели были достигнуты, и в 2013 г. опцион был реализован. Сейчас оборот компании уже приблизился к 30 млрд руб.

– Вы можете назвать имена людей, ставших участниками опциона?

– Всего 14 человек, среди них генеральный директор Владимир Садовин, исполнительный директор Сергей Коршунов, директор по маркетингу Галина Ящук, коммерческий директор Ольга Залунина, директор по персоналу Елена Цуканова, директор по торговле Сергей Пашенцев и еще ряд ключевых руководителей.

Основная заслуга менеджеров состоит в том, что существующие торговые точки постоянно улучшают свои операционные показатели, а сервис в супермаркетах остается на стабильно высоком уровне, независимо от роста их числа. Еще раз хочу уточнить, что опцион – это не подарок, а высокая оценка их вклада.

– Все-таки цифра в 7% выглядит впечатляюще, если сравнивать “Азбуку вкуса” с той же Х5 Retail Group, которая на поощрение менеджмента в рамках опционной программы выделила 2% своих акций, или с “Магнитом”, где речь идет вообще об 1%…

– Есть и другие примеры. Так, сеть “Дикси” в преддверии выхода на IPO выделила на опцион для сотрудников 10% акций. Мировой гигант Tesco тоже отдал менеджменту 10%. А в британской сети Waitrose, по формату близкой к “Азбуке вкуса”, все сотрудники являются совладельцами компании: вновь приходящий работник любого звена получает долю в акционерном капитале, а когда он уходит из компании, то обязан продать ее.

– Вы сказали, что топ-менеджмент “Азбуки вкуса” должен был достигнуть определенного показателя EBITDA. А что это за показатель?

– Рентабельность EBITDA у сети не ниже 8,5%, соотношение долг/EBITDA – ниже 2.

– Каждый из топ-менеджеров, получивших опцион, вероятно, может продать свои акции?

– Для компании важно, чтобы опытные топ-менеджеры, хорошо себя зарекомендовавшие и имеющие огромный опыт работы в сети, работали в ней и дальше. Согласно условиям опциона, они могут продать только 50% от полученной премии. Поскольку компания непубличная, покупателем выступает она сама.

Оставшийся пакет акций они могут продать только через три года. У топ-менеджеров есть выбор: сохранить пакет или расстаться с ним. Если в течение трех лет компания выйдет на IPO, они смогут реализовать акции на открытом рынке. Если нет, бумаги можно продать по договорной цене, которая на текущий момент не зафиксирована. Хочу отметить, что возможностью воспользовались не все и не в полном объеме: продано менее 50% акций.

– Интересно, что топ-менеджеры компании проработали в полном составе с 2006 г. Вероятно, подобная схема опциона – неплохая мотивация… Однако не блокирует ли это “свежую кровь”, приход новых людей и новых идей?

– То, что топ-менеждеры проработали здесь шесть и более лет и добились нужных результатов, говорит о том, что коллектив действует слаженно, люди гармонично дополняют друг друга, у всех есть общая цель, которая объединяет. Когда человек становится совладельцем бизнеса, меняется парадигма его мышления, он ставит перед собой более амбициозные задачи и относится к бизнесу с большей ответственностью. Для него становится важен рост капитализации бизнеса.

Акции, проданные топ-менеджерами, остаются на балансе компании и ждут нового владельца. То есть, если в компанию придет новый топ-менеджер, он также сможет впоследствии стать совладельцем компании. Поэтому данная программа мотивации никак не блокирует приток “свежей крови”.

– А компания планирует выходить на IPO?

– Это зависит от позиции владельцев. Потенциально “Азбука вкуса” могла бы быть интересна для инвесторов. На бирже акции российских розничных компаний пользуются спросом, на торговых площадках сейчас очень хорошо воспринимают розничных игроков, но выбирают крупных.

Наша сеть показывает хороший рост продаж: по сопоставимым торговым точкам (LFL) мы растем на 16% в год, и в целом сеть увеличивается на 30% ежегодно. “Магнит” достигает такого же роста за счет открытия новых магазинов.

Безусловно, по сравнению с “Магнитом”, X5 или “Дикси” размер бизнеса “Азбуки вкуса” невелик, однако мы можем заинтересовать возможностью выплачивать хорошие дивиденды.

Однако на текущий момент вопрос об IPO не стоит. Сегодня свое развитие мы вполне эффективно обеспечиваем за счет собственных средств и банковских кредитов.

Единственным исключением могут быть сделки M-and-A.

– А что способна купить “Азбука вкуса? Сетей аналогичного формата очень мало.

– Согласна. Среди близких по концепции бизнесов можно назвать разве что “Глобус Гурмэ”.

Тем не менее мы не исключаем, что в среднесрочной перспективе компания будет диверсифицироваться с точки зрения форматов.

– Планирует ли “Азбука вкуса” открывать новые торговые точки в уже существующем формате? Насколько должна вырасти сеть в ближайшей перспективе?

– К 2017 г. мы планируем удвоить наш оборот и иметь уже более ста торговых точек в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас у компании 55 супермаркетов. Возможно, что через два года мы вернемся к вопросу о выходе в другие регионы, однако пока предпочитаем безрисковый план развития в тех регионах, где уже работаем – в Москве и Санкт-Петербурге.


Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: