Вот и второй конкурс «Лучшие менеджеры года», организованный журналом «Компания», остался позади. Отзвучали фанфары и поздравления, отгремели аплодисменты… Что осталось?

Вот и второй конкурс «Лучшие менеджеры года», организованный журналом «Компания», остался позади. Отзвучали фанфары и поздравления, отгремели аплодисменты… Что осталось?

Когда мы, журналисты «Ко», обосновывая правомерность присуждения тому или иному конкурсанту «лауреатства», спорили, приводили резоны и доказывали что-то друг другу, автора этих строк поразило одно: какими все-таки разными вещами приходится заниматься нашим героям! Кто-то поднимает объем продаж, кто-то строит дилерскую сеть, кто-то выдает кредиты, а кто-то – их добивается. И каждый при этом старается использовать весь свой – индивидуальный для каждого – потенциал, заложенный образованием, предшествующим житейским и деловым опытом, связями, хваткой. Поистине неисчерпаем мир современного российского бизнеса. Но, несмотря на столь разнообразные занятия наших героев, критерии делового успеха, конечно же, существуют. Для нас – журнала, посвященного корпоративной тематике – на первом месте находится фактор успешности той компании, которую представляют ее менеджеры. Командный принцип важен в бизнесе не меньше, чем в спорте. Хотя при этом степень успешности той или иной команды находится в прямой зависимости от индивидуальности ее участников – вас, дорогие наши читатели. Поэтому и лауреатами конкурса стали представители тех компаний, которые добились успеха в этом году. Назовите любую из них – и мы докажем вам, что каждая из них стала лучшей. А значит, сладость победы могут и должны разделить с компанией ее менеджеры. Конкурс нынешнего года имел некоторые отличия от прошлогоднего, дебютного для нас. Во-первых, мы твердо отказались от присуждения лауреатских званий «свадебным генералам», менеджерам, почивающим на лаврах давних успехов. Отмечены были в основном люди, работающие «на земле». Во-вторых, мы стали избирательнее: уменьшилось и количество лауреатов, и количество номинаций. В-третьих, нашим партнером по присуждению специальных номинаций стала компания Ward Howell – признанный лидер российского кадрового консалтинга, в авторитетности которого мы не сомневаемся. Благодарим наших партнеров по организации торжественного вечера: Marriott Grand Hotel, а также представивших свою продукцию для услаждения вкуса собравшихся коньячный дом Martell и компанию «Вина Тавадзе». Большое спасибо всем принявшим участие в конкурсе. Не убоявшимся грандиозных, неожиданно случившихся в Москве в тот вечер транспортных пробок, не променявшим наше шумное собрание на спокойный вечер в семейном кругу, отменившим важные встречи и переговоры. Надеемся, что мы не обманули ваших ожиданий.

Промышленный сектор

Галина Аглямова, директор по экономике Новолипецкого металлургического комбинатаГалина Аглямова пришла на Новолипецкий комбинат (НЛМК) в 1985 году после окончания Московского института стали и сплавов. В марте 2000 года она была назначена директором комбината по экономике.

С прошлого года НЛМК реализует пятилетнюю программу технического перевооружения и развития комбината. Помимо обновления основных фондов по всем технологическим циклам (от производства агломерата до прокатки листа с покрытиями) программой предусмотрено значительное снижение материальных и энергетических затрат на тонну выпускаемой продукции. Эта часть программы создавалась под непосредственным руководством Галины Аглямовой.

Благодаря длительному опыту работы в отделе конъюнктуры рынка Галина Аглямова заслужила признание как эксперт рынка металлопродукции.

 

Тимур Горяев, генеральный директор концерна «Калина»Среди российских производителей косметической продукции и бытовой химии только «Калина» развивается за счет поглощения предприятий. Горяев строит первый в стране косметический холдинг.

В мае концерн приобрел парфюмерно-косметическую фабрику «Лола» в Узбекистане – крупнейшее по своему потенциалу предприятие региона. «Калина» также практически завершила реконструкцию узбекского завода «Паллада-Восток», производящего бытовую химию, и украинского парфюмерно-косметического комбината «Алые паруса», которые вошли в состав концерна в 1999 году. На принадлежащем компании 34-летнего Тимура Горяева Омском заводе синтетических моющих средств начаты модернизация и расширение производства.

За первое полугодие 2001 года «Калина» реализовала продукции почти на $68 млн – на 13% больше, чем за тот же период прошлого года. В 2001-м концерн, по прогнозам, займет первое место среди российских производителей на рынке зубных паст и средств по уходу за кожей.

Тимуру Горяеву принадлежит контрольный пакет акций «Калины». Концерн вырос из екатеринбургской фабрики «Уральские самоцветы», которую Горяев возглавил в 1997 году. За это время компания увеличила объемы производства почти в десять раз и наряду с московской «Свободой» и санкт-петербургской «Невской косметикой» вошла в тройку лидеров отечественной косметической отрасли.

 

 Андрей Скурихин, генеральный директор компании «Союзплодимпорт»Для гендиректора московской алкогольной компании «Союзплодимпорт» (СПИ) Андрея Скурихина прошедший год выдался боевым.

Андрею Скурихину удалось присоединить к своей вотчине холдинг Latvijas Balzams, контролирующий 75% продаж крепкого алкоголя в Латвии. Он также кардинально пересмотрел отношения «Союзплодимпорта» с российскими ликеро-водочными заводами, до этого повсеместно производившими водку «Столичную», товарный знак которой принадлежит СПИ. Теперь компания сконцентрирует ее производство на нескольких заводах вместо прежних 80.

Продажей фирменной водки займется специально созданная под этот проект дистрибуторская компания «СПИ-трейд». 30-летнему Скурихину удалось укрепить «Столичную» опытными продавцами, перешедшими из другой крупной компании – РВВК.

Жаркие баталии между СПИ и государственным холдингом «Росспиртпром» также завершились в пользу Скурихина. В июне он сумел опротестовать в суде решение Министерства сельского хозяйства о передаче «Росспиртпрому» прав на выдачу спиртовых квот отечественным производителям водки. Доступ к квотированию позволил бы «Росспиртпрому» ограничить объемы производства частных ликеро-водочных заводов.

Андрей Скурихин возглавил СПИ в 1999 году. Кресло руководителя оказалось жестким – за три года гендиректор успешно отбил нападки Генпрокуратуры, Роспатента и других желающих отнять у СПИ ее водочные марки.

 

Валерьян Хубулава, президент кондитерского объединения «СладКо».Компания «СладКо», созданная в феврале 2001 года российско-голландской инвестиционной группой Baring Vostok Capital Partners, сразу вошла в тройку лидеров российского кондитерского рынка наряду с концерном «Бабаевский» и «Нестле Фуд». «СладКо» объединила три фабрики – казанскую «Зарю», ульяновскую «Волжанку» и екатеринбургскую «Конфи».

Валерьян Хубулава был приглашен на должность президента компании специально для организации этого слияния и сумел успешно его провести. Еще до юридического объединения фабрик Хубулава сформировал управленческую команду «СладКо» и разработал коммерческую и маркетинговую политику компании.

В течение 2001 года команда 40-летнего Хубулавы создавала общую для трех предприятий систему сбыта, а в августе все три фабрики начали выпускать продукцию под единой маркой «СладКо». Доходы «СладКо» за этот год должны составить $110 млн, что на 18% превысит общий оборот трех фабрик до объединения.

Прежде чем возглавить «СладКо», Валерьян Хубулава занимал должность исполнительного директора фабрики «Заря». Одновременно он координировал работу по реорганизации всех трех кондитерских предприятий, которую Baring Vostok проводил в 1998 – 2000 году.

 

 

Сервисный сектор

Петри Анттила, глава представительства Сanon North-East Oy по СНГ

Возглавив в январе 2001 года московское представительство Сanon North-East Oy, Петри Анттила добился того, что за полгода объем продаж Сanon в России вырос на 46%. Столь существенный вклад отделения по СНГ позволил Canon North-East Oy выйти на первое место среди европейских компаний корпорации Canon по показателям динамики и темпов развития.

Анттила добился успехов в том числе и благодаря новым подходам в бизнесе. Canon в России стала уделять больше внимания сервису и комплексным бизнес-решениям. В результате представительство Canon по СНГ добилось того, что Canon стали воспринимать как компанию, продающую комплексные сетевые решения, в противовес популярному мнению, что Canon производит только фотоаппараты и копиры.

Это нововведение Анттилы хорошо вписывается в новую идеологию Canon. С переходом на цифровые технологии компания предприняла много нестандартных решений. Она сегодня более динамична, чем когда-либо. Кажется, в богатой событиями истории Canon открывается новая страница.

Анттила получил степень МВА в Великобритании. Он хорошо знает русский язык, который начал изучать еще в гимназии. Анттила проработал в России 11 лет на различных должностях в представительствах нескольких зарубежных компаний – в частности, директором по бизнесу Specta и региональным представителем Oriflame.

 

Дмитрий Каменщик, председатель совета директоров группы компаний «Ист-Лайн» 

 

Реконструированный аэропорт Домодедово успешно теснит своих конкурентов. Перестройка этого аэропорта стала главным проектом «Ист-Лайна». Совместно с Федеральной службой воздушного транспорта и администрацией Московской области группа компаний «Ист-Лайн» разработала комплексную программу развития аэропорта Домодедово до 2003 года и успешно выполняет ее.

Европейский сервис, высокая пропускная способность кардинально обновленного терминала серьезно подорвали позиции конкурирующего с Домодедовом международного аэропорта Шереметьево. Каменщику удалось заполучить в Домодедово несколько крупных авиаперевозчиков, среди которых Swissair, Sabena, «КрасЭйр» и «Трансаэро». Мощная раскрутка Домодедова заставила задуматься о «перелете» сюда известных своим консерватизмом Lufthansa и British Airways. Осторожные немцы уже почти согласны.

Инвестиции в Домодедово оцениваются сегодня в $300 млн. Реконструкция завершится в конце 2001 года. А окупится проект, по словам Дмитрия Каменщика, уже в 2009 году.

Практически вся карьера в бизнесе связана у Дмитрия Каменщика с «Ист-Лайном». Он – стратег организации. Группа «Ист-Лайн», начавшая бизнес в 1994 году с грузовых авиаперевозок и наземного обслуживания грузов, под руководством Каменщика стала одним из крупнейших в России грузоперевозчиков. Сегодня в группу «Ист-Лайн» входят одноименная авиакомпания, аэровокзальный комплекс Домодедово, топливозаправочный комплекс, международный грузовой терминал, фабрика бортового питания и другие компании, обеспечивающие работу аэропорта Домодедово.

 

Александр Няго, президент концерна ТВЭЛ

Руководитель государственной компании Александр Няго стал лауреатом конкурса «Менеджер года» за успехи на своем прежнем месте работы – до августа 2001 года он возглавлял петербургский телекоммуникационный холдинг «Телекоминвест».

На этом посту Александр Няго подготовил и запустил в эксплуатацию один из самых грандиозных проектов в российских телекоммуникациях – национальную сеть сотовой связи под торговой маркой «МегаФон». Главными конкурентами «МегаФона» на общероссийском рынке выступают такие серьезные игроки, как московские МТС и «Вымпелком». И хотя пока москвичи лидируют «в общем зачете», но, судя по мощному старту «МегаФона» в Южном федеральном округе, в ближайшем будущем он может сравняться или даже превзойти своих конкурентов по числу абонентов. За месяц работы в Ростове-на-Дону и Кирове «МегаФон» подключил по 1 тыс. абонентов, в поволжском сегменте сети летом насчитывалось уже 5 тыс. пользователей. Для российских регионов это очень высокие показатели. За день до вручения награды Александру Няго «МегаФон» получил лицензию и в Уральском регионе.

«Телекоминвест» представляет собой сложную, но хорошо организованную структуру. Холдинг объединяет практически всех коммерческих операторов связи северной столицы – как проводных, так и сотовых. Среди них компании «Северо-Западный GSM», «Петербург Транзит Телеком», «ПетерСтар» и другие. Эффективный менеджмент в «Телекоминвесте» – это также заслуга Александра Няго. Под его руководством холдинг стал одним из крупнейших игроков на российском рынке связи. Теперь Александр Няго намерен применить тот менеджерский опыт, который приобрел в бизнес-секторе, для совершенствования работы государственной компании.

 

Роман Петренко, генеральный директор телекомпании СТС

Бывший директор по маркетингу московского представительства Mars доказал, что телевидение в России может быть прибыльным бизнесом. За последние 12 месяцев доходы развлекательного канала СТС выросли в 2,5 раза. По итогам первых девяти месяцев 2001 года канал наконец вышел на самоокупаемость.

Телекомпания СТС, 75% акций которой принадлежат американской StoryFirst Communications, вещает более чем в 350 городах России, в которых проживают 82 млн человек. Маркетинговая политика, которую 36-летний Петренко выстраивает с 1998 года, направлена на приобретение партнеров в как можно большем количестве регионов. СТС дает им право транслировать свои программы и делится с ними рекламными доходами.

Карьеру Роман Петренко начинал в 1991 году как сейлз-менеджер в московском представительстве Unilever. В этой англо-голландской компании он дорос до бренд-менеджера марок Lipton, OMO и Lux. В 1993 году Петренко перешел на работу в московское представительство американской компании Mars на должность продакт-групп-менеджера подразделения кормов для животных. В 1996 году он стал директором по маркетингу московского Mars, а в апреле 1998 года принял предложение стать гендиректором СТС.

 

Александр Слесаренко, партнер компании «ЮНИКОН/МС»

В компании «Юникон/МС Консультационная Группа» Александр Cлесаренко возглавляет департамент корпоративных систем управления. В 2001 году на этом направлении в «Юниконе» произошел прорыв. По оценкам экспертов, выручка «Юникона» по направлению «Управленческий консалтинг в IT» по итогам I полугодия 2001 года превышает аналогичные показатели конкурентов минимум в 5,3 раза. В активе специалистов компании, работающих под руководством Александра Слесаренко, свыше 60 успешных проектов по созданию интегрированных систем управления. Клиентами «Юникона» в области информационных технологий являются Тюменская нефтяная компания, «Сургутнефтегаз», «АЛРОСА», СУАЛ, «Ростелеком», Министерство путей сообщения и др.

В итоге «Юникон» вышел в лидеры среди аудиторско-консультационных фирм России по объему выручки, полученной от предоставления услуг в области информационных технологий. Александр Слесаренко говорит, что это результат правильно расставленных акцентов в бизнесе.

 

 

Торговый сектор

Арас Агаларов, президент холдинга «Крокус Интернэшнл» Основатель «Крокуса» в сентябре открыл первый в окрестностях Москвы молл. Строительство торгового центра «Крокус-сити» площадью в 40 тыс. кв. м обошлось Агаларову в $20 млн, половину из которых предоставил Среднерусский банк Сбербанка РФ. Конкуренты компании Агаларова – шведская IKEA и немецкая «Интертрейд» находятся только в стадии возведения у МКАД торговых городов и до завершения проектов им еще далеко. Арас Агаларов не собирается ограничиваться одним моллом. Рядом с «Крокус-сити» он планирует возвести гостиницу и выставочный центр общей стоимостью $120 млн. Среднерусский банк финансирует проект на 70%. По словам самого хозяина холдинга, его «Крокус-сити» будет единственным в мире моллом, в который встроен выставочный центр. Арас Агаларов начал свой бизнес именно с выставочной деятельности в 1990 году. Из-за проблем, возникших после августа 1998 года, Агаларов вынужден был продать этот бизнес, но теперь хочет к нему вернуться. Помимо нового молла «Крокус Интернэшнл» контролирует две сети магазинов одежды и обуви – «Сконти» и «Крокус-Москва».

Владимир Карнаухов, генеральный директор компании «Столичные гастрономы» За последний год Карнаухов сделал многое для того, чтобы подконтрольная «Столичным гастрономам» (СГ) сеть супермаркетов «Седьмой континент» стала крупнейшей в столице. В 2001 году «Столичные гастрономы» приобрели в Москве шесть новых магазинов, четыре из которых уже работают под маркой «Седьмой континент», а остальные будут открыты до конца года. Еще три «Седьмых континента» 56-летний Карнаухов планирует открыть до конца 2001 года в торговых комплексах, которые компания СГ строит вместе с партнерами по торговому альянсу «Шесть семерок». После этого «Седьмой континент» опередит по числу новых супермаркетов своего ближайшего конкурента – торговый дом «Перекресток». Впрочем, к концу года первой по числу магазинов в Москве может стать другая сеть – «Юнисам», которую создает компания «Юнилэнд». Тем не менее «Седьмой континент» останется крупнейшим российским ритейлером по обороту – объем продаж сети в этом году должен составить около $220 млн. В августе руководство СГ купило здание Центрального рынка на Цветном бульваре. Владимир Карнаухов планирует создать на его территории торговый комплекс площадью 30 тыс. кв. м, который станет одним из крупнейших в Москве. В Санкт-Петербурге компания начала строительство гипермаркета. Владимир Карнаухов возглавил «Столичные гастрономы» в 1996 году. До этого он около десяти лет проработал в московском правительстве, занимая должности начальника главного управления торговли и руководителя отдела развития торговли.

Игорь Кудряков, председатель совета директоров компании «Служба 77». Всего за два года Игорь Кудряков создал крупнейшую в Москве службу доставки продуктов питания, напитков и других потребительских товаров. Компания работает в этом секторе торговли практически без конкурентов – аналогичные услуги в столице предоставляет только сеть магазинов «Рамстор». Сейчас у «Службы 77» около 45 тыс. постоянных клиентов, а объем продаж компании сопоставим с оборотом трех супермаркетов сети «Перекресток» – в среднем около $50 тыс. в день. В год получается сумма порядка $18 млн, что совсем неплохо для столь молодой компании. С конца 2000 года компания 40-летнего Кудрякова развивается за счет собственной прибыли. В этом году «Служба 77» вдвое расширила свой автопарк – до 200 машин, а также начала строительство сети складских терминалов, которые к 2003 году должны появиться в каждом московском округе. Компания также учредила «Службу 77 Санкт-Петербург» – эта дочерняя фирма начнет работать уже в ноябре. До создания «Службы 77» Игорь Кудряков занимал должность президента небольшого торгового холдинга «Иллис-Маркет», работавшего в секторе потребительских товаров.

Хамзат Хасбулатов, генеральный директор компании «Москва-Макдоналдс». В 2001 году компания Хасбулатова открыла 11 новых ресторанов McDonald’s в Москве, Подмосковье и других регионах России. До конца года к ним прибавятся еще два ресторана. Для компании 45-летнего Хамзата Хасбулатова это лучший результат начиная с 1998 года, когда из-за экономического кризиса темпы роста сети McDonald’s снизились в два раза. Ближайший конкурент McDonald’s в Москве – компания «РосИнтер» до конца года расширит свою сеть «Ростик’с» только на семь ресторанов. Сейчас заведения под маркой McDonald’s (всего их в России 71) работают в 22 городах. Это самая широкая сеть фаст-фуд в России. Российские рестораны McDonald’s заработали за 2000 год около $100 млн. Почти все рестораны сети были открыты под личным руководством Хамзата Хасбулатова. В корпорации McDonald’s он работает с 1989 года, куда Хасбулатов пришел на должность директора ресторана McDonald’s на Пушкинской площади. В 1990 году Хасбулатов был назначен заместителем гендиректора «Москва-Макдоналдс», а семь лет спустя – генеральным директором компании. Пост президента McDonald’s в России получил в 1999 году.

Дмитрий Страшнов, директор Philips Consumer Electronics, Россия В 2001 году перед компанией Philips Consumer Electronics Export BV, являющейся российским подразделением крупнейшего в Европе производителя бытовой электроники, стояли конкретные задачи: помимо увеличения продаж и доли рынка необходимо было оптимизировать бизнес-модель, процессы и структуру российской компании. Наряду с реструктуризацией российской Philips Consumer Electronics удалось нарастить темпы роста продаж. Сейчас бизнес Philips растет быстрее, чем российский рынок бытовой электроники в целом. После кризиса 1998 года рынок бытовой электроники в России составил 25% от докризисного уровня. По прогнозам, восстановление объемов рынка ожидается в 2002 – 2004 годах, тогда как компания Philips в денежном выражении практически достигла объема продаж докризисного 1997 года. Интерес Philips к российскому рынку возрастает. В конце 2000 года, одновременно с приходом Дмитрия Страшнова в компанию Philips на должность директора, российское подразделение компании было выведено из подчинения восточноевропейской штаб-квартире и подчинено непосредственно головному офису в Амстердаме. Таким образом, наш рынок стал в один ряд с такими развитыми европейскими рынками, как итальянский, французский, немецкий. Стратегическая цель Philips на ближайшие три года – войти тройку лидеров российского рынка бытовой электроники в течение двух-трех лет. В настоящий момент Philips рассматривает возможность открытия в России сборочного производства телевизоров.

Сырьевой сектор

Семен Кукес, президент Тюменской нефтяной компании

Президент Тюменской нефтяной компании (ТНК) Семен Кукес уже во второй раз становится лауреатом конкурса «Лучшие менеджеры года». Если в прошлом году к заслугам лауреата следовало отнести активную политику ТНК по собиранию нефтяных активов, то в 2001 году компания развивалась не только экстенсивными методами. Помимо сделок, самой громкой из которых стало приобретение контроля над нефтяной компанией «Сиданко», ТНК значительное внимание уделяла корпоративному управлению. Интересно, что центр оперативного руководства компанией был перенесен в Нижневартовск, где находится основное добывающее предприятие ТНК. Немало времени там проводит и президент компании.

Все наблюдатели отмечают, что Семен Кукес обладает уникальным для отечественной «нефтянки» опытом, сочетающим значительный стаж работы в западных нефтяных компаниях и успешную деятельность на руководящих должностях в российских компаниях топливно-энергетического сектора.

 

Алексей Жданов, заместитель генерального директора ГМК «Норильский никель»

Бывший проректор Финансовой академии Алексей Жданов теперь известен во всех странах, где живут миноритарные акционеры «Норильского никеля». Именно Жданов курировал реструктуризацию «Норильского никеля», то бишь его превращение в другую компанию. В результате реструктуризации «Норильский никель» обогатился приставкой ГМК (горно-металлургическая компания) и интегрированной в структуру акционерного капитала компанией, торгующей на западных рынках. Превращение это поначалу проходило не очень гладко, потому что мелкие акционеры «Норильского никеля» не понимали, зачем все это нужно, и будет ли им выгодна конвертация их акций в бумаги новой компании. Жданов лично провел несколько road show, с профессорской обстоятельностью доказывая акционерам, что волноваться не стоит. Кстати, именно с подачи Жданова «Норильский никель» разработал удобный механизм обмена акций, позволяющий сохранить ликвидность бумаг в течение всего срока, отведенного для конвертации. Дело в том, что по закону об акционерных обществах акциями нельзя торговать до тех пор, пока не будет зарегистрирован проспект эмиссии. А в случае с последней эмиссией акций ГМК срок «табу» растянулся на два месяца. Тогда владельцам предложили ADR, на которые правила «вето» не распространяются.

Кроме того, топ-менеджеру «Норильского никеля» удалось снять возникшее было недовольство действиями акционеров компании со стороны ФКЦБ. Жданов представлял компанию в комиссии ФКЦБ, разрабатывавшей проект типового корпоративного кодекса управления.

 

Сергей Зенкин, вице-президент компании «СИБУР»

Бывший директор крупнейшего американского инвестиционного банка Merrill Lynch Сергей Зенкин в течение последних десяти лет работал в сфере корпоративных финансов и инвестиционных банковских услуг в таких компаниях, как Deloitte & Touche, «Тройка-Диалог», Кредитанштальт Инвестмент Банк. На работу в реальный сектор он перешел в сентябре 2000 года, заняв пост вице-президента по корпоративным вопросам российского нефтехимического холдинга «СИБУР».

В сферу ответственности Зенкина входят как корпоративные финансы (операции по слиянию и поглощению, привлечение средств на публичных рынках капитала), так и вопросы взаимоотношений с акционерами.

К несомненным успехам возглавляемой Зенкиным команды специалистов «СИБУРа» следует отнести структуризацию наиболее масштабного в истории российской промышленности слияния 15 нефтехимических предприятий. Завершение этой сделки объемом 70 млрд руб. приведет к созданию самой большой в Восточной Европе нефтехимической компании с объемом продаж более $2 млрд. «Своей стратегической задачей я вижу создание и выведение на международный фондовый рынок еще одной «голубой фишки», – говорит Зенкин.

Михаил Носков, директор по финансам и экономике ОАО «Северсталь»

38-летний директор по экономике и финансам «Северстали» Михаил Носков ради Череповецкого металлургического комбината покинул банк «Кредит Свисс (Москва)», в котором курировал финансирование торговых операций. В 1997 году Алексей Мордашев назначил Носкова своим заместителем по экономике и финансам. И, как оказалось, не зря. Говорят, именно благодаря прозорливости главного финансиста «Северстали» удалось избежать больших потерь во время кризиса 1998 года. Знаменитый дар предвидения не изменяет Носкову и поныне. Например, год назад Михаил сумел абсолютно точно предсказать ситуацию с исполнением бюджета Вологодской области, предсказав, в частности, падение спроса на мировых рынках металлопродукции и связанное с этим уменьшение платежей «Северстали». Региональные власти ему, правда, не поверили и предпочли ориентироваться на оптимистичные цифры 2000 года. Но, увидев, с какой точностью сбылись прогнозы Носкова, руководители области в этом году решили учесть при планировании бюджета расчеты финансиста «Северстали». За время работы Носков вырастил мощную команду финансистов, которая теперь занимается бюджетированием всех предприятий холдинга. В 2001 году впервые после кризиса 1998 года базовое производство «Северстали» не нуждалось во внешних заимствованиях.

 

Данил Хачатуров, первый вице-президент нефтегазовой компании «Славнефть»

Данил Хачатуров стал одним из наиболее ярких представителей молодой команды управленцев, пришедших в «Славнефть» в первой половине прошлого года вместе с назначенным президентом компании Михаилом Гуцериевым. Под началом Данила Хачатурова находятся все финансово-экономические службы «Славнефти».

Основным достижением Хачатурова стало создание кредитной истории компании: «Славнефть» выпустила и разместила на внутреннем рынке высокодоходные облигации и выплатила рекордные для нефтяной компании дивиденды. За полтора года, прошедшие после прихода Хачатурова в компанию, «Славнефть» полностью погасила задолженность перед госбюджетом и увеличила налоговые выплаты в бюджеты всех уровней.

«Славнефть» также привлекала двухсотмиллионный кредит Японского банка международного сотрудничества для реконструкции принадлежащего компании Ярославского нефтеперерабатывающего завода «ЯНОС», что положило начало международному кредитному рейтингу компании.

Финансовый сектор

Алла Алешкина, первый заместитель председателя правления Сбербанка РоссииПервый зампред правления Сбербанка РФ Алла Алешкина известна в финансовом мире своей деловой хваткой и жестким подходом к партнерам по бизнесу. Без таких качеств было бы сложно курировать одно из важнейших направлений в крупнейшем банке страны. Второй человек в Сбербанке, Алла Алешкина отвечает за кредитную политику. На долю банка сейчас приходится почти 80% всех кредитов, выдаваемых отечественным предприятиям. Кредитованием реального сектора Сбербанк занимается давно. Однако, пожалуй, впервые за многие годы банк занимается этим не по распоряжению правительства, а исходя из коммерческой целесообразности и на довольно жестких условиях. Во всяком случае, по словам Алешкиной, руководители некоторых предприятий считают, что иногда Сбербанк ведет себя гораздо более требовательно, чем иностранные банки. Тем не менее это не мешает банку наращивать свой кредитный портфель, объем которого уже перевалил за 200 млрд руб. Сбербанк кредитует в основном предприятия ТЭК, связи, металлургии и химии, а также предприятия оборонной промышленности.

Евгений Бернштам, первый заместитель председателя правления Альфа-банка Карьера Евгения Бернштама – наглядный пример того, насколько удачно представитель научной интеллигенции может вписаться в рыночные реалии. Бывший доцент кафедры управления Дагестанского сельскохозяйственного института стал весьма успешным банковским менеджером. К достижениям Бернштама, в ведении которого, в частности, находятся розничные операции банка, следует отнести тот факт, что «Альфа» стала, вероятно, единственным частным финансовым институтом, способным конкурировать со Сбербанком на рынке частных вкладов. Альфа-банк лидирует и на рынке пластиковых карт. Не случайно именно руководители «Альфы» представляют Россию в региональном совете директоров платежной системы Visa. Показательно, что лауреат конкурса «Лучший менеджер года – 2001» является автором многочисленных публикаций на темы менеджмента.

Андрей Бородин, президент Банка Москвы Андрей Бородин возглавляет крупнейший столичный банк – Банк Москвы. После седьмой эмиссии акций банка его уставный капитал вырос вдвое и достиг 3 млрд руб. Благодаря внедрению почтово-банковской системы отделений в столице Банк Москвы получил возможность более эффективно обслуживать частных лиц и в состоянии составить конкуренцию даже Сбербанку (из 450 московских отделений почтовой связи в систему уже вошли 402; всего в России действуют 40 филиалов банка). Банк Москвы активно кредитует не только столичные предприятия (Мосэнерго, Московский нефтеперерабатывающий завод, Московский комбинат хлебопродуктов и др.), но и крупнейшие региональные предприятия. Заемщиками банка стали Казанский вертолетный завод, Ижмаш, Каменск-Уральский металлургический завод, ОАО «ЛОМО», концерн «Силовые машины» и другие. По мнению экспертов, банк можно считать одним из лидеров в области кредитования реального сектора экономики. По данным пресс-службы Банка Москвы, его кредитный портфель за последний год вырос вдвое и превысил 30 млрд руб.

Игорь Завьялов, заместитель председателя Внешэкономбанка За последние два года Внешэкономбанк (ВЭБ) превратился в одного из лидеров по обслуживанию внешнеэкономической деятельности крупнейших российских корпораций. Это стало возможным благодаря сочетанию государственного статуса, разветвленной корреспондентской сети, квалифицированного персонала и агрессивной рыночной стратегии. Игорь Завьялов курирует в банке вопросы развития клиентских отношений (в частности, с предприятиями военно-промышленного комплекса), а также отвечает за разработку и сопровождение банковских продуктов. Стоит отметить, что именно это направление работы банка развивалось в последнее время наиболее плодотворно и эффективно, обеспечив ВЭБу лидерство в условиях довольно жесткой конкуренции с другими финансовыми институтами. Сегодня во Внешэкономбанке обслуживается значительная часть предприятий ВПК, которым помимо надежного и солидного банка для обслуживания экспортных контрактов требуется также наличие современных банковских технологий. Серьезное внимание к развитию традиционных банковских услуг позволило ВЭБ в последние годы предложить их широкий диапазон своим клиентам.

Максим Финский, первый заместитель председателя правления банка «МФК»Первый заместитель председателя правления банка «МФК» Максим Финский не любит быть в центре внимания публики. Хотя очевидно, что последние события вокруг проблемного Инкомбанка, урегулированием ситуации вокруг которого занимается «МФК», и без того привлекают к себе внимание. Прежде всего тем, что урегулирование ситуации проходит весьма профессионально. Инкомбанк был признан банкротом в феврале прошлого года. Процесс банкротства некогда крупнейшего банка вызывал неудовольствие не только его кредиторов – юридических и физических лиц, но и государства. Однако после избрания председателем комитета кредиторов Инкомбанка руководителя Росбанка Михаила Прохорова ситуация резко изменилась. Помимо того, что «Инкому» удалось практически полностью рассчитаться с частными лицами, банк начал гасить свою задолженность и перед остальными кредиторами. Во многом это стало возможным благодаря специалистам «МФК», скупившим задолженность «Инкома» в интересах той группы кредиторов, которая предоставила банку мандат и возможность действовать в их интересах и от их имени. В результате грамотно проделанной Максимом Финским работы по возврату проблемных кредитов Инкомбанка «МФК», похоже, удалось доказать банковскому сообществу, что процесс банкротства кредитного учреждения – не совсем безнадежное с коммерческой точки зрения занятие.

Корпоративное финансирование

Тимур Хусаинов, управляющий директор, партнер инвестиционного банка «Гамма Групп» Глава инвестиционного банка «Гамма Групп» назван лауреатом в номинации «Лучший менеджер в сфере корпоративного финансирования». Молодая, энергичная команда «Гамма Групп» во главе со своим руководителем уверенно заявила о себе сразу после создания банка в июле 2000 года. Еще в момент становления структуры Тимур Хусаинов декларировал, что приоритетными направлениями деятельности «Гамма Групп» станут сферы телекоммуникаций, медиа и информационных технологий (ТМТ-сектор). Результаты не замедлили появиться: за год существования инвестиционный банк уже реализовал свыше десяти проектов в этих отраслях. Текущими крупнейшими проектами «Гамма Групп» стали реорганизация «Связьинвеста» («Гамма Групп» является финансовым консультантом процесса объединения 11 дочерних компаний «Связьинвеста» в Поволжском регионе), программа реализации АДР первого уровня для четырех компаний связи (в их число входят «Центртелеком» (Московская область), «Петербургская телефонная сеть», «Электросвязь» Новосибирской области и «Электросвязь» Приморского края), создание инвестиционного консорциума для ОАО «РТК-Лизинг». Последний проект является беспрецедентным для российского рынка капитала. Роль «Гамма Групп» в нем не

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *