Нино Бурджанадзе была соратницей Саакашвили, а теперь – основной кандидат ему на смену. В интервью Newsweek она говорит, что Грузия никогда не смирится с потерей Абхазии и Осетии
Как вы оцениваете события августа?
Войну мы проиграли точно, но и Россия ее не выиграла. Какая у России политическая цель – изолировать себя от всего мира? Или в том, чтобы потакать сепаратистским движениям внутри России? Тогда цель достигнута. Россия давно пыталась спровоцировать Грузию на войну, в пример могу привести указ президента Путина в апреле об установлении прямых отношений с Абхазией и Южной Осетией.
Вы дважды были и. о. президента Грузии. Можно было бы избежать войны?
Я не могу сказать, можно ли было избежать конфликта, мне нужны материалы. Президент сказал, что у него не было другой возможности ответить на действия России.
То есть вины Саакашвили в том, что российские танки оказались в Гори и Поти, нет?
Никакого оправдания тому, что русские танки стояли в Гори, нет. Никакое действие Саакашвили не оправдывает действия России. Чем оправдана бомбежка Поти и Сенаки? Что делали там российские войска? Россия – большая страна, у нее есть свои интересы, и не надо прикрываться интересами осетинского народа. Кто России дал право защищать своих граждан на территории другого государства? Конечно, это был только предлог.
Часть оппозиции уже призвала к отставке Саакашвили. Ваша позиция?
Никто в Грузии не будет способствовать никому в России менять власть в Грузии. Для меня совершенно непонятно, как можно заявлять, что президент другой страны неприемлем. Это не России решать. Смена власти под диктовку России – это не в интересах грузинского народа. Мы сами будем решать внутри Грузии, что делать, что приемлемо, а что нет. Россия должна уважать целостность маленьких государств. Вы нас еще больше отдалили от себя, пропасть между Грузией и Россией выросла. Россия – это страна, от которой идет опасность. Это страна, которая может бомбить. Я не могла представить, что Россия начнет бомбить грузинские села и города.
Вы говорите, что у вас есть вопросы к Саакашвили. Какие?
У меня есть вопрос к нашему президенту: можно ли было избежать войны? Другие вопросы я не буду задавать своему президенту через иностранные СМИ. Пока не будет создана следственная комиссия, говорить сложно. Когда знаешь, что тебя хотят спровоцировать, нужно быть очень осторожным. Определенные моменты трудно разложить по полочкам, и я бы не стала ни оправдывать, ни обвинять президента.
Что Грузия должна делать в ближайшем будущем?
Мы будем добиваться, чтобы российские войска максимально покинули грузинскую территорию. Цивилизованное государство не должно говорить о буферных зонах. Россия подписала соглашение о прекращении огня, но бомбардировки продолжались. В таких условиях сложно говорить с Россией. Международное сообщество поможет нам в том, чтобы Россия отнеслась с уважением хотя бы к тем документам, которые она сама подписывала.
Вы планируете создать партию. Что это будет за партия?
Если будет создана партия, это не будет проправительственная партия. Она будет основана на либерально-демократических ценностях. Правильные шаги правительства я буду поддерживать. И резко критиковать, если буду видеть, что правительство совершает ошибки. По многим направлениям нам нужна новая политика, нужно очень серьезно взвешивать все шаги, с учетом новых реалий. Нужна рациональная правильная политика, основанная на интересах грузинского народа.
Почему тогда вы по предложению Саакашвили не подписали Политическую хартию?
Это была декларация, ничего существенного. Просто декларировалось, что Грузия стремится в НАТО, что этот процесс должен ускориться, что мы должны действовать в рамках конституции… Но это и так всем ясно. Ставить подпись под таким документом бессмысленно. Это был документ, который ничего нового не внес в Грузию.
Президент предложил целый ряд реформ – вернуть финансирование партий, ввести представителя оппозиции в Конституционный суд и т. д. Вы за?
Самый правильный путь – план демократических реформ. Главное, чтобы были сделаны конкретные шаги в этом направлении. Никто не говорит, что в Грузии идеальная демократия. Грузия более демократичная страна, чем многие другие из тех, что были в составе СССР, но это не значит, что нам не надо развиваться.
В то же время идут разговоры о принятии Патриотического акта – по аналогу с США. Не грозит ли Грузии установление авторитарного режима?
Это было бы самой большой и трагической ошибкой моей страны. Эффект будет обратный. Как только стали критиковать нашего президента, все стали его поддерживать внутри Грузии. Если кто-то начнет закручивать гайки, то это будет контрпродуктивно. Я предупреждаю власть – это будет ошибкой.
И все-таки: вы потеряли Абхазию и Южную Осетию или нет?
Мы найдем общий язык с абхазцами и осетинами. Сейчас это будет сделать сложно. Есть погибшие и с той, и с другой стороны, но мы найдем общий язык. Это будет нелегко, но это нужно будет сделать. Нужно будет восстановить доверие. У меня нет иллюзии, что это быстро произойдет. Грузия никогда не смирится с потерей этих территорий. Если России нужен бесконечный дискомфорт на своих южных границах, то пусть она продолжает поддерживать сепаратистские режимы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *