Специалисты по развитию технологий уверены: в ближайшие пять-десять лет привычный офис исчезнет. Тренд задают глобальные IT-компании, с которых и начиналась эволюция рабочего пространства.

Изменения продиктованы во многом тем, что на работу выходят представители нового поколения. Около 80% молодых людей (исследование проводилось компаниями Intel и Dell) заявляют, что выберут высокотехнологичные рабочие места; 60% думают, что взаимодействие в офисе лицом к лицу совсем скоро устареет. Чтобы привлечь талантливых миллениалов (тех, кто родился в конце 80-х– начале 90-х гг. XX в.) и удержать их, работодателям нужно будет научиться гибкости. Идействовать им придется в условиях кадрового кризиса, вызванного кризисом рождаемости 1990-х.

Чем сердце успокоится

Офис становится не просто местом работы. Так, в калифорнийской штаб-квартире LinkedIn есть комната для общего пользования со множеством музыкальных инструментов и проигрывающих устройств. Консалтинговая компания Deloitte вАмстердаме предусмотрела по одной пустой комнате на каждом этаже: сотрудники сами решают, что поместить туда (чаще всего всевозможные игры). Офис Google вЦюрихе знаменит тем, что там есть аквариум во всю стену, горка, по которой инженеры легко и быстро могут съехать в буфет, и комната для массажа. Многие работодатели разрешают приводить на работу детей, организуя корпоративные детские сады, или домашних питомцев. SAP в штаб-квартире в Вальдорфе экспериментирует скаршеринговыми электромобилями сотрудников – компания занимается разработкой бизнес-решения, которое свяжет между собой электромобили сотрудников и зарядные станции, чтобы учесть потребность в мобильности исогласовать ее с доступной зарядной емкостью электромобилей.

В большинстве офисов экспериментируют с пространством, например, в американской компании – разработчике ПО Citrix есть «скамьи для гениев»: более высокие и длинные столы, работать за которыми можно, сидя на табуретках, стимулируют коллективные мозговые штурмы. У офисных работников Lego в Лондоне и Сингапуре, даже уменеджеров, нет своего постоянного места – занимай любое понравившееся, но будь добр собрать все свои вещи, если уходишь более чем на полтора часа. К экспериментам датский производитель игрушек относится не по-детски: в компании есть целый отдел, занимающийся поиском новых способов офисной работы.

Шеф-редактор Rabota.ru Анна Чуксеева отмечает два важнейших тренда, которые получат развитие в ближайшее время. Во-первых, отсутствие фиксированных рабочих мест: на смену приходят свободные пространства, коворкинги, зоны совещания с пуфиками, зоны для мозговых штурмов и т.д. Иногда в офисах могут быть легкие передвижные перегородки, которые позволяют легко трансформировать пространство, например, организовать зону переговоров или место для проектной группы. Во-вторых, гибкое отношение к рабочему месту и присутствию в офисе: IT-решения позволяют создавать команды, участники которой раскиданы по всему миру. Например, средства связи позволяют координировать работу и отслеживать время занятости удаленного сотрудника.

Исчезающий вид

С апреля 2017г. японский производитель электроники Fujitsu переводит 35000сотрудников на удаленную работу. Предварительный тест на 1400 человек показал, что производительность сотрудников возросла без ущерба для корпоративной безопасности.

В России испытания сотрудников домашним режимом одним из первых провел «Вымпелком»: эксперимент проходил в головном офисе и в Ростове-на-Дону и был признан успешным. По стартовавшей в 2016г. программе BeeFree на удаленную работу перешли около 3000 человек, но запрос со стороны сотрудников превысил планируемые цифры– впресс-службе говорят, этопозволит сократить не 30%, а60% арендуемых под офисы площадей. Для мобильного оператора, который терпит убытки, сокращение арендных платежей, составляющих около7% бюджета компании, – существенная экономия. По подсчетам J'Sons Partners Consulting и«1С-Битрикс», экономия на удаленном сотруднике составляла в 2015 г. 170 000 руб., столичные компании смогут экономить еще больше, привлекая более дешевых специалистов из провинции.

Опыт «Вымпелкома» не спешат тиражировать другие телеком-компании, хотя именно эта сфера первой откликается на технологические или кадровые вызовы. Стоит отметить компанию Yota, которая реализует проект «Домашние агенты», когда более 50% сотрудников по работе с клиентами и службы поддержки работают дома.

«Удаленку» готов внедрять и финансовый сектор. «Тинькофф банк» запустил домашний колл-центр, который обслуживают 2000 человек. Президент Сбербанка Герман Греф заявил, что готов отпустить часть сотрудников по домам, но конкретные показатели пока не озвучивались.

«Люди все больше стремятся ккомфорту, мечтают работать, скажем, под теплым солнцем на берегу океана или попивая какао и наблюдая снегопад высоко в горах. Такой подход позволяет действительно сильным специалистам получить интересную работу, не нарушая при этом своих жизненных привычек ине меняя место жительства, акомпаниям – выбирать лучших из лучших, причем во всем мире, а не только вконкретном регионе. Ипри этом каждый создает для себя офис мечты, не чьей-нибудь, асвоей», – уверен Георгий Соловьев, гендиректор онлайн-школы английского языка Skyeng. Вкомпании на данный момент трудятся 350сотрудников бэк-офиса и 770преподавателей из 23 стран, при этом в московском офисе находится всего около 40человек.

Согласно докладу Citrix, к 2020-му 70% сотрудников компаний в США будут работать из дома так же часто, как прежде они работали на своем месте в офисе. Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ), проводившее такое исследование среди российских компаний, отмечает что система удаленной работы внедрена вкаждой пятой организации.

В распоряжении фанатов непременной смены расслабленной домашней среды на рабочую– многочисленные коворкинг-пространства, которые будут приближаться к uber-модели. Сейчас в крупных компаниях все более популярным становится «хотелинг»: за день до появления в офисе сотрудник бронирует себе стол для работы.

Тотальный контроль

«Уменьшение числа офисных сотрудников повлечет отказ от аренды помещений (30%), а также пересмотр работы с большим количеством обслуживающих и сервисных компаний и создание так называемых smart-офисов, которые уже сегодня разрабатываются в «Москва-Сити» для башни «Федерация», – прогнозирует исполнительный директор «SAP СНГ» Наталия Парменова.

Большинство «умных» офисов находится в бизнес-центрах класса A («умный» статус увеличивает инвестиции в проект недвижимости на 10–40%), таких предложений на рынке коммерческой недвижимости столицы сейчас 5–7%, но появляются и региональные игроки. Так, победителем конкурса в области экологического девелопмента иэнергоэффективности Green Awards вноминации «Бизнес-центры– Москва и Санкт-Петербург» в 2016г. стал деловой центр «Энергия» (Санкт-Петербург, компания «Клуб «Заречье»). На региональных направлениях лучшим признан бизнес-центр «Вега» (Иркутск, ГК «Актив»).

В пятерку лидеров по экологичности и энергоэффективности в2016г. попали офисы «Аэроклуба», PwC, техцентра Deutsche Bank, BCG, Jll. В 2017 г. заявку на участие подал 51офис, причем не все они располагаются в столице – есть представители Санкт-Петербурга, Краснодара, Новосибирска. Традиционными потребителями таких решений становятся банки и IT-компании, для последних это еще и витрина собственных достижений.

Корпорация SAP совместно скомпанией Hidden Energy Protocol (HEP) разрабатывает решения по интеллектуальному энергоснабжению зданий. Определенное устройство просто подключается к розетке, и уже от него получает электроэнергию арендатор. Все устройства связываются в единую сеть по проводам и управляются централизованно: включаются ивыключаются по запросу или по расписанию, а источники освещения приглушаются в ночные часы.

Предложить решения для умной беспроводной экосистемы стремятся крупнейшие компании. По данным Gartner, коммерческие здания – лидеры в области внедрения устройств, включенных в сеть обмена данными. IKEA проектирует мебель для беспроводной зарядки мобильных устройств. GE предлагает «умные» лампы – светодиодные приборы освещения, оснащенные камерами, микрофонами и всевозможными датчиками, например, вибрации или обнаружения углекислого газа.

«Одним из основных элементов офиса будущего может стать тотальный учет – в каких приложениях работает сотрудник, как он перемещается по офису, какое оборудование использует и как часто и т.д. Чтобы быстро и качественно анализировать все эти данные, будут использоваться возможности концепции Big Data, – уверен эксперт инфраструктурных решений компании «Крок» Александр Донин.– Такие решения нужны не столько ради контроля, сколько для оптимизации ресурсов, в том числе, работы сотрудников и помощи им. Например, в нашем недавно открывшемся центре комплексных решений на основе технологий Intel демонстрируются решения по мониторингу эмоционального состояния сотрудников, а также трекингу их рабочего времени. Они способны показать каждому работнику, что мешает его продуктивности и как это можно исправить».

Особую популярность в ближайшее время приобретут всевозможные порталы самообслуживания, помогающие автоматизировать рутинные процессы. Логика здесь простая: чем меньше сотрудник тратит времени на непрофильные задачи, тем выше его профессиональная продуктивность. Подспорьем офисным работникам могут быть различные инфокиоски, корпоративные порталы и прочие сервисы иприложения, позволяющие автоматизировать получение нужной информации, заказ всевозможных справок, мониторинг очереди встоловой, вызов корпоративной машины или такси для поездки кзаказчику и т.п.

Замаскированные датчики будут автоматически изменять температуру около рабочего стола иуровень освещения, распространять звуки или запахи, которые нравятся конкретному человеку, и вносить коррективы, когда работник устал или расстроен. Определять время «перегорания» помогут носимые датчики эмоционального состояния. Это значительно повышает производительность и позволяет предположить, что офис вскоре станет самым приятным местом, где предугадывают желания. В 2020-х мы привыкнем с полным погружением работать иобщаться друг с другом в виртуальной реальности – совокупности искусственно вызванных визуальных, звуковых и тактильных ощущений. Ведь даже сейчас мы можем рассматривать общение в мессенджерах как виртуальную реальность, правда, пока акустическую. Но не за горами полное визуальное погружение – создание трехмерной модели собеседника. Известный футуролог Реймонд Курцвейл уже сейчас прогнозирует добавление к очкам виртуальной реальности тактильных ощущений. Их симуляция станет возможной благодаря нанороботам, формирующим в головном мозге сигналы, идентичные сигналам от нервного рецептора.

Рост возможностей расширяет круг требований по безопасности: холодильник или «умная» лампочка– потенциально уязвимый вход вкорпоративную систему, иесли сотрудник будет использовать рабочие возможности для личных запросов, информационная безопасность может пострадать. Обеспечению информационной безопасности офиса уже уделяется много внимания. И скаждым годом это направление будет развиваться: современным преступникам уже неинтересно воровать сейфы – они нацелены на конфиденциальные данные компаний. Офисы будущего будут ранжироваться, скорее, не по комфортности, а по уровню защиты информации. Доступ на территорию по биометрическим данным (отпечаток пальца, распознавание лиц и т.п.), многофакторные системы аутентификации уже сейчас становятся нормой.

Еще обществу предстоит выработать новые правила личной свободы в тотально цифровом мире, и офис – место, где эти правила пригодятся прежде всего.

В тихом омуте

Рабочее пространство серьезно эволюционировало за последние 10лет– теперь нет привычных стен между столами и отделами, их функцию выполняют различные гаджеты. Теперь рабочий стол в офисе – это целый коммуникативный центр, иэргономика строится именно вокруг этой тенденции. «Офисы стали чуть менее формальными – насколько это возможно, приветствуется кастомизация рабочего пространства. Более того, различные мессенджеры икорпоративные чаты сделали офисы предельно тихими, сотрудники предпочитают переписываться между собой, а не разговаривать. Но несмотря на тишину, миллениалы сделали среду в офисах куда более дружелюбной и формально приветливой», – уверен первый вице президент «Опоры России» Павел Сигал. «Миллениалы, или так называемыеY, – молодые специалисты, быстро принимающие решения, добывающие большую часть информации через социальные сети, динамичные и активные, точно привнесут новые веяния в работу. На самом деле это есть уже сейчас: они очень быстро отвечают на электронные письма, часто публикуют посты в соцсетях, делают репосты различной полезной информации, и многие сотрудники из поколения X постепенно начинают действовать в этом же ритме. Вместе с ними меняется и ритм работы компании. С одной стороны, это гибкий график, с другой– гиперподключенность и работа из любой точки мира в любое время»,– считает Наталия Парменова.

«Пожалуй, самый важный акцент, который пришел вместе смиллениалами, – вовлечение сотрудников в жизнь компании с помощью геймификации. Фактически это новый механизм мотивации, не требующий долгого времени на корректировку. Нужна вам обратная реакция на новый сервис, хотите, чтобы ваши сотрудники приняли участие в тестировании новой услуги, тренировали новичков в компании, не отлынивали от корпоративных тренингов? Создайте новые «лычки» и раздавайте бонусные очки рейтинга. Главное, не забудьте про монетизацию», – советует Александр Донин.

Но несмотря на привычку играть, молодежь все-таки делает ставку на высокотехнологичность. Благодаря исследованию Intel и Dell стало известно, что классика в виде бесплатного кофе и «печенек» в прямом и переносном смысле больше не вмоде, а 60% опрошенных молодых людей признались, что их гораздо больше привлекает рабочее место, оборудованное по последнему слову техники, чем возможность поиграть в перерыве в настольный теннис.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *