Количество зарегистрированных вРоссии автомобилей перевалило за 56,5 млн. По уровню автомобилизации наша страна находится между Ливией и Иорданией, но именно этот фактор может стать решающим для бизнеса, построенного на автоуслугах.

Невысокий рейтинг России означает, что количество транспортных средств будет увеличиваться, и до естественной границы (800 машин на 1000 жителей) России споказателем чуть больше 300автомобилей еще ехать и ехать. Невысокими из-за кризиса темпами, но парк все-таки прирастает (в 2015г.– на 1,5%), соответственно растет и потребление топлива: по прогнозам Минэнерго, в2016 г. только бензина будет реализовано 36,4 млн т против 35,6 млн т в 2015 г. Ну ацены на бензин в России стабильно растут, независимо от того, до каких минусов падает нефть. Таким образом, топливный ритейл остается стабильно интересным бизнесом, а высокие технологии позволяют практически любому прикупить себе заправочку.

В экспериментальном режиме

Представьте себе: подъезжаете вы на заправку, не выходя из автомобиля, через смартфон, оплачиваете топливо, затем роботизированная топливораздаточная колонка сама откручивает крышку бензобака автомобиля, присоединяет топливозаправочный пистолет и автоматически заправляет топливо, а после заправки закрывает люк бензобака. Это разработка шведской компании Fuelmatics Systems AB выводит сервис на АЗС на новый уровень. Конечно, для российского рынка робот-заправщик еще будет долго оставаться экзотическим концептом, однако количество полностью автоматизированных АЗС понемногу растет и у нас. По подсчетам компании «СКОН», которая занимается разработкой и установкой АЗС, в Европе сейчас около 11 000 заправочных комплексов полностью или частично автоматизировано, а в России таких АЗС около 300. Причем большинство их них принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям.

Первые автоматизированные заправки в России стал открывать вначале 2000-х финский концерн Neste, который на сегодня владеет вСанкт-Петербурге и области 71 заправкой, из которых почти четверть автоматизирована. Через несколько лет после финнов практически все крупные холдинги, имеющие собственные автозаправочные станции, начали первые эксперименты по автоматизации сервиса на заправках. Сегодня вертикально интегрированным нефтяным компаниям, таким как «Газпром нефть», «Роснефть», «Лукойл» и «Татнефть» принадлежит 200 ААЗС, и еще около 100 – сравнительно небольшим частным компаниям.

В России существуют собственные разработчики ААЗС, один из них – созданная группой екатеринбургских предпринимателей компания «СКОН– Автоматические АЗС»

Директор по развитию СКОН Артем Скворцов рассказывает: «В 2005 г., когда мы начинали строить ААЗС, на рынке фактически были только ААЗС компании Neste в Санкт-Петербурге. Это были (и сейчас есть) большие полноформатные АЗС с автоматизированной оплатой топлива, но при этом на станции был дежурный персонал, который решал технические проблемы, следил за чистотой и сохранностью имущества. Мы же сделали мини-АЗС, предполагающую работу без персонала– с полной автоматизацией процесса оплаты, приема и отпуска топлива». Клиент сам оплачивал топливо через платежный терминал и сам заправлял топливо в бак. Контроль за ААЗС был удаленный. Компания начала развивать собственный бренд Ergo.

Первую заправку открыли вЕкатеринбурге, новый формат продвигали с большим трудом, выезжая на специализированные выставки и конференции. Результат ощутили в2011г., когда сеть Ergo из 25 ААЗС купила «Башнефть» за 1,2млрд руб. На сегодня СКОН сделал 150 мини-ААЗС, которые принадлежат и сетевым, и частным компаниям.

Заправки нового формата больше прижились в городах, где плотная застройка не позволяет разместить АЗС традиционного формата. Трассовые станции зачастую уже превращаются вмультисервисные хабы с кафе, магазином, автомобильным сервисом, и там автоматизации оплаты не требуется. Впротивовес им ААЗС можно строить на 112 кв. м. По подсчетам аналитиков СКОН, минимальный порог входа на рынок топливного ритейла и строительства одной автоматизированной заправочной станции составит 10 млн руб., срок ввода объекта в эксплуатацию – четыре месяца, а окупаемость начнется после восьми месяцев смомента запуска.

«ААЗС не являются новинкой или чем-то технически удивительным,– напоминает Алексей Солдатов, директор по развитию компании «Алгоритм. Топливный интегратор». – Да, они удобны: позволяют обходиться без персонала, азначит, защищают бизнес от человеческого фактора– ошибок или злонамеренных действий сотрудников, освобождают от расходов не только на ФОТ, но и от зарплатных налогов, оплаты отпусков и больничных». Владелец может разместить ААЗС в более сложных с точки зрения свободного пространства, но и более интересных местах, сэкономить на площадях. Но у этих плюсов есть и обратная сторона – отсутствие существенной части дохода от заправки, которую обычно обеспечивают розничный магазин и кафе.

Вкалывают роботы

«Многие люди в результате промышленной революции, связанной с повсеместной роботизацией, лишатся работы. Но есть идругое важное обстоятельство. Проект с полностью автономными роботизированными АЗС поднимает немаловажный пласт проблем, который не сразу заметен, но безусловно важен, а именно, полную некоррумпированность роботизированной системы по сравнению с человеком», – подчеркивает Андрей Черногоров, гендиректор Cognitive Technologies. Робот никогда не обсчитает на кассе, не взвесит лишнего на весах (полностью автоматизированные кассы в России уже 5 лет тестируют на себе посетители сетевого магазина «Глобус»), робота не заболтать, если он поймает вас на нарушении правил дорожного движения. Как отмечает Андрей Черногоров, в случае с АЗС будет в одночасье уничтожен серый рынок неучтенного топлива – когда сотрудник заправки в течение дня недоливает в каждый бак по 300–500 мл ив итоге к концу смены вместе с другими коллегами «экономит» целую цистерну… Об этом не принято говорить вслух, но проблема противодействия роботов реальной бытовой коррупции острее, чем кажется, и на ее решение будут направлены значительные усилия современных разработчиков роботизированных и интеллектуальных автономных систем.

Несмотря на положительный западный опыт и более чем 10-летнее развитие систем ААЗС в России, внашей стране их по-прежнему немного. Хотя в СКОНе считают, что стоимость продажи литра на ААЗС можно сократить на 60%, такие заправки не приобрели большой популярности ни у автомобилистов, ни у представителей бизнеса. У Валентина Коробельникова, директора по послепродажному обслуживанию ГК «Автоспеццентр», есть объяснение: серьезное снижение издержек на содержание заправок, главное преимущество, приписываемое автоматизированным АЗС, оказывается не таким явным. Значительных трат требует разработка универсального иотказоустойчивого ПО для обработки платежей, специальной аппаратуры, ее интеграция в работу станции, и самое главное – круглосуточная поддержка работоспособности этой системы. Кроме того, автоматизация станции далеко не всегда означает отказ от услуг персонала непосредственно на АЗС – обслуживание в кафе, уборка территории и консультации потребителей вслучае возникновении любых проблем требуют участия людей. Становится ясно, что ААЗС в их классическом понимании сегодня весьма затратны при запуске и в процессе обслуживания, а востребованы исключительно в условиях крупного мегаполиса.

«Основными проблемами являются высокие требования по вандалоустойчивости к платежным терминалам, системы безопасности и удаленного оповещения. Импортные терминалы не всегда отвечают всем этим требованиям, – добавляет Александр Дьяконов, директор по транспорту компании FM Logistic. – Хотя автоматизированные АЗС экономически выгодны как для небольших, так и для крупных сетей заправочных станций. Но вряд ли они получат большое распространение, а значит, большое влияние на рынок топливного ритейла данный тип АЗС едва ли окажет, хотя за счет сокращения затрат на операторов АЗС может влиять на стоимость литра топлива».

Терминал, я вас боюсь

Сложность, скорее всего, даже не в технологиях, которые вполне понятны и легко тиражируются (уже повсеместно используются банкнотоприемники, терминалы оплаты и сенсорные дисплеи – и все это в вандалозащищенном исполнении). При наличии любого более или менее стабильного интернет-подключения удаленное управление ими не проблема. Проблема, по мнению IT-советника гендиректора транспортно-экспедиционной компании «ПЭК» Вячеслава Тимонина, кроется в том, что потребители элементарно боятся оплатить и по какой-то причине не получить затребованную услугу или товар, вданном случае – топливо. Еще актуальна проблема слабой технической грамотности, точнее, отсутствия опыта общения с электронными устройствами, к тому же, не сильно дружественный, перегруженный интерфейс отпугивает львиную долю потенциальных потребителей.

Эксперты сходятся во мнении, что гораздо труднее будет победить привычку покупателей заправляться на обычных АЗС, где есть «мальчики», которые все сделают, пока ты будешь заказывать кофе. На ААЗС надо самому вставлять пистолет в бак, но не все это умеют, кому-то это неприятно, акому-то не по статусу. Кроме того, надо разобраться, как это все работает, как платить и т.д. «Среди россиян не все так технически подкованы, некоторым до сих пор нужна помощь при работе с банкоматом», – напоминает Алексей Солдатов.

А Артем Скворцов склонен видеть главным тормозом развития ААЗС – консервативный метод ведения бизнеса: «Грубо говоря, есть те владельцы АЗС, которые прогрессивно мыслят и ведут бизнес, и есть все остальные. Напоминаю, что тучные годы закончились».

С помощью IT-решений можно осуществлять онлайн-мониторинг цепочки транспортировки нефтепродуктов от нефтебазы до клиента АЗС.

«Такие разработки недешевы, но, по нашим оценкам, позволяют сократить потери от разного рода хищений до приближающегося к нулю минимума»,– утверждает Артем Скворцов. По его прогнозам, серьезные изменения в ближайшее время можно будет наблюдать на рынке систем управления для АЗС. Западные компании заняли достаточно серьезную нишу, однако аппетит российских разработчиков в части стоимости программного продукта итехнологической поддержки гораздо умереннее амбиций западных коллег.

Из отечественных разработок Артем Скворцов выделяет продукцию волгодонского завода «Топаз-электро» – производителя устройств для автоматизации АЗС и нефтебаз (контролируется гендиректором предприятия Сергеем Анохиным).

«Даже до повышения курса доллара продукция этого предприятия составляла конкуренцию западным аналогам, а,сучетом нынешней ситуации с курсом, пожалуй, продукт этого завода будет пользоваться громадным спросом не только в РФ», – утверждает Скворцов.

Среди поставщиков оборудования и терминалов известны также челябинский «ИНИТ-плюс» (принадлежит гендиректору Игорю Петрову), и московская «Топливная процессинговая компания» (ее владельцы скрываются за британским юридическим лицом).

Автоматизация, безусловно, принесет экономию, но в перспективе. Апоначалу владельцам ААЗС предстоит инвестировать в торговое оборудование, средства контроля, обеспечение бесперебойной связи. И это достаточно значительные вложения, а в труднодоступных и климатически неблагоприятных регионах особенно.

В супермаркет за бензином

Двигателем рынка автоуслуг отчасти являются разработки в области беспилотного транспорта — в этом уверены многие эксперты. Так, Андрей Черногоров, гендиректор Cognitive Technologies, компании, которая участвует в разработке беспилотного «КамАЗа» говорит: «Беспилотники не только будут сами передвигаться по дорогам общего пользования, им придется пользоваться и другой, привычной всем автомобилистам инфраструктурой: строительными объектами (для доставки туда грузов), кассовыми терминалами на платных трассах, автомойками, наконец, заправками. Заблаговременно адаптируя все эти объекты для нужд будущего беспилотного транспорта, разработчики подспудно будут улучшать качество пользования этими объектами для текущих рядовых граждан. В итоге выиграют все задействованные стороны».

Согласен с тем, что активная работа ведущих автопроизводителей в области полностью автопилотируемых транспортных средств дает плодотворную почву для автоматизации всех смежных отраслей и Вячеслав Тимонин – в частности, создание продвинутых систем фиксации правонарушений, автоматических пропускных пунктов, автоматизированных заправочных станций. «Автомобили, самостоятельно заправляющиеся топливом на ААЗС, на которые в автоматическом режиме подвозится топливо – думаю, это картина не слишком далекого будущего. При этом центр управления может находиться в сотнях и тысячах километров от них», – считает Вячеслав Тимонин.

Как полагает Александр Кузьмин, гендиректор холдинга «РусХолтс» (специализируется на ведении нетопливных бизнесов сетей АЗС), автоматизация должна идти дальше. По его словам, «умная АЗС» – отраслевой технологический стандарт для заправочных станций будущего: IT-решения по телеметрии позволят удаленно контролировать кофе-машины, холодильники, печи и кондиционеры на АЗС. Автоматизации поддаются система мерчендайзинга товаров вмагазине и даже качество уборки санузла.

Маркетинговые перспективы у автоматизированных АЗС тоже есть. Наметилась тенденция по созданию собственных топливных окон на крупных транспортных предприятиях – здесь могут быть очень востребованы автоматические мини-АЗС. Если это отчасти возвращение к советскому прошлому, то заправки при супермаркете – интересное новшество. На Западе ритейлеры строят на своей территории ААЗС и продают топливо с минимальной наценкой, привлекая потребителей в свои торговые центры. Экономичность современных двигателей позволяет заправлять автомобиль раз в неделю, например, при поездке вторговый центр за продуктами питания. Американские гиганты Kroger, Costco, QuickTrip, Sam’s Club уже давно потеснили на розничном топливном рынке и ExxonMobile, и Shell. В США 79 из 100 покупателей супермаркетов заправляются при магазине. ВВеликобритании в сети супермаркетов Tesco 2700 магазинов, и везде есть АЗС. Ассоциация розничных операторов Великобритании сообщала, что из-за продолжающейся активной экспансии супермаркетов на розничный рынок около 1000 независимых АЗС в стране могут быть закрыты до 2017 г.

В России подобных веяний в топливном ритейле пока не наблюдается, но конкуренция среди сетей супермаркетов растет, и кто знает, какими методами эти сети будут бороться друг с другом завтра. СКОН рассчитывает увеличить свое присутствие на рынке за счет выхода в нишу девелоперов и ритейлеров, заинтересованных в увеличении трафика и получении дополнительной прибыли с возведенных объектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *