В порыве доказать всему миру, что мы сами сусами, российские чиновники всентябре уничтожали санкционные продукты – 20т растительной продукции и4т продукции животного происхождения. Стоит отметить, что, кроме заграничных сыров снепроизносимыми названиями, подсанкции подпадают многие весьма популярные виды рыбы.

Список впечатляющий: тунец (синий, южный, полосатый), угорь, карп, осетровые, лососевые (горбуша, нерка, кета), палтус (черный, белый, тихоокеанский), камбалообразные, сельдь, морской язык, сардины (килька, пикша, сайда), акула (колючая икошачья), меч-рыба, клыкач, окунь морской, мерлуза, карась, путассу, ставрида, лаврак (сибас), конгрио, удильщик. Еще печень, икра,молоки ифиле всей вышеперечисленной рыбы. Атакже под запретом вся эта рыба всушеном исоленом виде, врассоле, горячего ихолодного копчения. Идаже рыбной муки нам невидать.

Рыбная отрасль должнастать активным участником процесса импортозамещения, нопока, увы иах, вылавливаемых вРоссии 4млнт рыбы нехватает даже для обеспечения граждан рекомендованной диетологами нормой– примерно 20кг начеловека вгод. Ноесть ихорошие новости. Небольшие фермы, занимающиеся разведением раков, мидий ипрочих морских гадов, готовы броситься грудью наамбразуру изаполнить отечественный рынок богатыми белком ижирами деликатесами.

Рынок, кажется, отгадов такой активности неожидал.

Больше креветок, хороших иразных

Самый популярный внароде рыбный деликатес– это креветка. Хороша ипод пиво (демократичный вариант), икак основа для сложносочиненных салатов ипаст (вариант «хозяйка для дорогих гостей»).

По некоторым данным, в2013г. вРоссии было продано около 50000т креветок. Новосновном наприлавках магазинов импортная продукция. Из10000 т креветок, добывающихся нароссийском Дальнем Востоке, почти весь объем уходит наэкспорт. Крупным компаниям нехочется связываться сосложной логистикой постране. Есть небольшие креветочные фермы, носкладывается впечатление, что больше рассуждений напрофильных форумах, как выгодно выращивать креветку, чем реально существующего бизнеса.

«Поданным Росрыболовства, вРФ добывается около 4млн т креветок. Однако почти все поставки свежедобытых морепродуктов идут нарынки Кореи, Японии иСША. Нароссийском розничном рынке наотечественную продукцию приходится лишь 10%, – сообщает финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. – Особенности рынка РФ обусловлены развитым сегментом переработки взарубежных странах: рыболовецким компаниям проще сразуже продавать свою продукцию зарубежом, получая более высокую прибыль. Фермы вРФ практически неразвиты. Основной способ добычи– прибрежный лов. Намой взгляд, импортозамещение вданном сегменте маловероятно».

И всеже разговоры обимпортозамещении ведутся. Недавно ученые Института морских биологических исследований имени А.О. Ковалевского (Севастополь) иЮжного научного центра РАН (Ростов‑на-Дону) предложили организовать вКрыму производство повыращиванию гигантской пресноводной креветки Macrobrachium rosenbergii, используя для этого геотермальные воды полуострова. Научные изыскания ведутся, новедь встанет вопрос практического применения. Ивот тут пока много вопросов.

«ВРоссии есть несколько проектов повыращиванию креветок, ноони несильно развиты всилу законодательных ограничений, – поясняет представитель пресс-службы сети базаров «Петровский» Ольга Фефелова. – Так, для выращивания морской креветки нужна морская вода сопределенной минеральной структурой, а,посуществующему законодательству, аренда морской акватории запрещена. Применяемые сегодня правовые нормы, затраты настроительство иобслуживание ферм повыращиванию креветок вморской или пресной воде, затраты наупаковку илогистику делают этот бизнес нерентабельным, поскольку цена конечного продукта для потребителя слишком высока посравнению симпортными аналогами. Поэтому для импортозамещения нужен системный государственный подход: необходимо внести изменения всуществующие правила природопользования, которые позволилибы брать варенду морскую акваторию физическим июридическим лицам, сделать рынок вылова креветок более конкурентным, допустив кнему малый бизнес, построить грамотную логистику, которая позволит быстро доставлять товар допотребителя. Если будут проведены изменения, топерспектива вданном направлении есть, идостаточно высокая».

Близок локоток

Крым, ставший недавно российским, безусловно, привлекает все больше ибольше отечественных предпринимателей. Хороший климат, море, разнообразие рынков, накоторые можно относительно легко зайти.

Программист космического приборостроения пообразованию ивладелец digital-агентства Даниил Андриянов снедавнего времени поставляет вмосковские рестораны крымские мидии.

Свое digital-агентство Partmedia Даниил Андриянов открыл в2005г., к2013 г.добился определенных успехов ипонял, что стало скучно. «Некоторое время яразмышлял, чембы заняться, атут как раз референдум вКрыму, – рассказывает Даниил Андриянов. – Сначала начали прорабатывать историю ссозданием центра технологического предпринимательства врамках продолжения своей темы, хотели создать вКрыму площадку для стартапов, связанных стехнологиями иинновациями. Потом определились, что интересно будет нечто про инновации всельском хозяйстве. Азатем познакомились сместным владельцем фермы смидиями».

С существующей фермой есть партнерское соглашение. Она выращивает мидии, Даниил Андриянов обеспечивает их сбыт поМоскве всегменте HoReCa, предлагая черноморские мидии избухты Ласпи по360руб. закилограмм, что почти вполтора раза ниже, чем всреднем порынку.

Параллельно разрабатывается проект собственного хозяйства. Согласно инвестиционному проекту изадумкам команды единомышленников, вложив 0,5 млрд руб., новая инновационная ферма повыращиванию марикультуры ирыбы через семь лет должна выйти наприбыльность, ножизнь может внести влюбой бизнес-план свои коррективы. Особенно если учитывать специфику работы вКрыму.

Многие предприниматели говорят, что пока вести дела вКрыму сложно. Местные чиновники неотличаются расторопностью, инасогласования уходит непозволительно много времени. Нет прописанных регламентов, врезультате все увязает вбумажном болоте ипостоянных отсрочках. Поэтому строить бизнес-планы вКрыму довольно рискованно– отграфика можно существенно отстать.

По прогнозам аналитиков, сложности будут преследовать бизнесменов, решившихся работать вКрыму, еще около пяти лет. «Задача пововлечению Крыма иСевастополя вправовое иэкономическое пространство РФ еще нерешена вполной мере, – констатирует руководитель аудиторско-консалтинговой группы «АиП» Сергей Елин. – Остаются нерешенными еще все вопросы транспортной доступности, атакже, безусловно, влияет пока имеющаяся изолированность из-за санкционных мер, именно поэтому уроссийских предпринимателей, намеревающихся открыть (или продолжать вести) бизнес наполуострове, подчас возникают определенные сложности. Очень важную роль для крымских предпринимателей играли связи сУкраиной, а теперь они перестраиваются наРоссию идругие страны, нонаэто тоже нужно время. Особенности российского законодательства, налогообложения, тарифной политики накладывают отпечаток набизнес, ряд процессов протекает болезненно, так как вроссийское законодательство местами довольно жестко регламентирует те или иные аспекты предпринимательства. Также, намой взгляд, достаточно низкая покупательная способность населения оказывает свое влияние. Сейчас вКрыму наблюдается несогласованность органов власти внекоторых вопросах, что создает дополнительные трудности компаниям ипредприятиям. Все это прогнозируемые ипонятные процессы, наперестраивание которых нужно время. Однако интеграция Крыма вроссийскую экономику ипереформатирование его изрегиона дотирующегося врегион-донор– приоритетная задача правительства, которая, думаю, несмотря навсе технические сложности, будет решена вближайшие пять лет».

Под соусом импортозамещения

Мидии– продукт круглогодичный, богатый полезными веществами и,ктомуже, относительно недавно вошедший вмоду вЕвропе. «ВЕвропе популярны крафтовые пабы, – делится наблюдениями Даниил Андриянов. – Там кпиву часто подают мидии подразными соусами. Это ивкусно, иполезно. Все-таки нежирные жареные куриные крылышки! ВРоссии крафтовые пабы тоже появляются, имы уверены, что, распробовав крафтовое пиво, наши люди распробуют имидии».

Пропаганду мидий Даниил Андриянов ведет через соцсети иличное общение свладельцами заведений. Пословам последних, мидии впабах может ждать успех. «Культура крафтового пива пришла изАмерики иЕвропы, – рассказывает совладелец открывшегося недавно вцентре Москвы бара «Крафтер» Иван Анохин.– Поэтому все, что пользуется успехом там, скорее всего, приживется иунас. Например, есть сорта крафтового пива, которые принято закусывать шоколадом. Издесь утакого пива есть свои поклонники. Мы пока предлагаем классические пивные закуски ибургеры, номидии тоже имеют право нажизнь».

Следующий шаг– это выход всегмент b2c. «Вмоде всякие кулинарные подписки: насвежий хлеб, мясо, разные вкусности, – рассуждает Даниил Андриянов. – Почемубы несделать такой подписной сервис для мидий? Поставлять мы их можем свином, каждый раз сновым рецептом иингредиентами для приготовления. Стоит такая подписка около 1200руб.». Поего словам, черноморские мидии способны вытеснить зарубежные иполностью насытить российский рынок. Но сколько мидий нужно России для счастья?

Экзотические продукты, амидии врядли вскором времени станут для сограждан обычным блюдом, продаются надостаточно узкую аудиторию. Обэтом непонаслышке знает Вадим Хутро, владелец компании «Рак-ша», которая шесть лет торгует живыми раками натерритории Санкт-Петербурга иЛенинградской области. «Спрос нанашу продукцию вот уже несколько лет совершенно стабильный, – говорит Вадим Хутро. – Насеверо-западе России нет такой культуры потребления раков, как, например, наюге. Раков едят ровно столько, сколько едят. Небольше инеменьше».

По словам Вадима Хутро, несмотря нанебольшой спрос, нарынке постоянно появляются новые игроки. Ноони очень быстро исчезают: возить раков – бизнес достаточно сложный, да имаржинальность ниже средней.

Начинал Вадим Хутро саренды рыбколхоза, всадках которого пробовал сам выращивать раков. «Нодикие раки вкуснее, – признается Вадим. – Спрос наних больше, поэтому ярешил заняться поставками раков». Первые три года предприниматель работал нато, чтобы окупить затраты настарт, которые составили порядка 500000 руб. Большая часть поставщиков Вадима Хутро– это небольшие российские фермы. Итолько зимой он переходит назаграничных раков, выращенных вАрмении.

Импортозамещение– процесс, как уже много раз говорилось, нужный. Иесть унего один забавный дополнительный эффект: под лозунгом импортозамещения активизируются даже те предприниматели, которые симпортной продукцией особо никогда неконкурировали. Идополнительных благ наподдержку отечественного производителя эти предприниматели тоже нетребуют. Просто под соусом импортозамещения ираки вкуснее, имидии роднее. Нуипусть.