Автомобиль за последние полтора века принципиально не изменился– он по-прежнему работает на основе двигателя внутреннего сгорания.

Автопроизводители в последние десятилетия пытаются изменить внешний и внутренний облик автомобиля, прежде всего насыщая его салон последними достижениями информационных технологий, которые в перспективе заменят водителей: будущее автотранспорта – за беспилотными машинами. Хотя автономные автомобили существуют пока в единичных экземплярах и делают только пробные рейсы, прогнозисты уже чертят графики их проникновения на рынок. «Согласно исследованиям, мировой рынок полностью автономных транспортных средств может достичь $42 млрд к 2025 г., а беспилотные автомобили смогут составить четверть от мировых продаж к 2035г. Очевидно, что сейчас рынок ориентируется именно на поколение «миллениалов» как потенциальных потребителей», – заявил «Ко» менеджер по развитию экосистемы «Интернет вещей» компании Intel Игорь Рудым. Пока что активно разрабатывают автомобильные автопилоты пять производителей: Aktiv, Google, MiG, VisLab и российское ПАО «КамАЗ» совместно скомпанией Cognitive Technologies. Тем не менее Ford обещает начать массовый выпуск беспилотников к2025 г. Intel вместе с BMW Group иMobileye в настоящее время работает над технологиями, которые должны создать возможность для серийного производства полностью автономных транспортных средств уже к 2021 г.

Пока авто без водителя не стали массовым товаром, автомобилестроители начинают поэтапно приближать свои машины к идеалу беспилотного вождения.

Машины помогают водителю

Впоследнее время в наиболее продвинутых западных автомобилях появились элементы автоматизации: водитель пока еще не может полностью положиться на автопилот, но способен отдать ему отдельные функции. «Наибольшую популярность приобретают разработки вобласти автопилотирования и управления автомобилем при помощи гаджетов»,– отмечает генеральный директор компании «Ютто» Надежда Викторова.

Иллюстрацией этого тренда могут служить решения, которые применяются в автомобилях Mersedes Е-класса. Например, уже продаются автомобили с функцией предотвращения опасных ситуаций за счет автоматического торможения. Система способна распознать медленно движущиеся, останавливающиеся либо неподвижные автомобили на пути, поперечное движение на перекрестках, а также дорожные пробки и пешеходов, оказывающихся на опасном расстоянии от автомобиля. А при объезде препятствия система способна оказывать «поддержку» рулю, сообщая ему точно рассчитанное в зависимости от местонахождения препятствия дополнительное движение.

Еще одна любопытная функция, которой уже сегодня может быть оснащен Mersedes, – автопилот при движении со скоростными ограничениями: машина сама будет замедлять ход, руководствуясь знаками ограничения скорости, которые распознаются видеокамерой либо прописаны внавигационной системе.

Ждет своей сертификации функция передвижения по автомагистралям и шоссе в полуавтоматическом режиме Intelligent Drive, помогающая не только автоматически поддерживать дистанцию до идущих впереди автомобилей на автомагистралях и шоссе, но и следовать за ними в скоростном диапазоне до 200 км/ч. Тем самым с водителя при движении по шоссе снимается часть нагрузки: ему не приходится контролировать расстояние до впереди идущих машин постоянным нажатием педалей, больше того – ему будет оказана значительная поддержка в рулевом управлении, причем даже на некрутых поворотах.

Машины дают советы и паркуются

Близко к системам автопилотирования находятся встроенные вавтомобили «рекомендательные» сервисы, которые собирают информацию о ситуации на дороге и дают водителю советы или предупреждают о препятствии. Например, Ford недавно начал тестировать новую технологию GLOSA (Green Light Optimal Speed Advisory): система рекомендует оптимальную скорость, чтобы водитель меньше стоял на светофоре. Система считывает со специальных дорожных датчиков информацию орежиме работы ближайших светофоров ипредлагает водителям оптимальный скоростной режим, позволяющий проезжать светофоры на зеленый.

Еще один продвинутый элемент автопилотирования в современных автомобилях – возможность частичной автоматизации процесса парковки, когда водитель находится снаружи и управляет парковкой дистанционно.

«Одной из самых перспективных технических новинок на мировом рынке в 2016 г. стало оснащение нового BMW 7-й серии системой дистанционного управления, позволяющей парковать автомобиль в очень ограниченном пространстве без участия водителя. Автовладелец контролирует парковку с помощью интерактивного ключа BMW Display Key. Также новую разработку внедрил Volvo», – рассказывает директор департамента по послепродажному обслуживанию ГК «Автоспеццентр» Евгений Гришкевич. По его словам, сейчас отдельные функции автопилотирования вполне доступны для всех автовладельцев, к примеру, установка интеллектуальной системы автопарковки стоит в среднем 6000 руб., круиз-контроля – 14 000 руб. Но полноценные системы для автоматической езды обойдутся в разы дороже. Так, беспилотная система Robot Car стоит почти 500 000 руб.

Синтез автомобиля и смартфона

Система BMW Display Key позволяет парковать автомобиль не только с помощью дистанционного пульта, но имобильного приложения. АMersedes запланировал локализацию данной технологии на 2018 г. Иэто часть более общего тренда – постепенной интеграции автомобиля исмартфона. Эксперты даже предсказывают, что это изменит производимый для автомобилей софт.

«Можно наблюдать все большее сращивание смартфона с центром интеллектуального управления автомобилем, – говорит генеральный директор компании «Айтоника» Алексей Болдырев. – Уже года через три серийные автомобили на операционных системах от Apple и Google завоюют салоны: автомобиль становится все сложнее, а разрабатывать собственную операционную систему для него очень дорого и неэффективно».

Как рассказали «Ко» в компании– разработчике мобильных приложений Heads and Hands, для клиентов компании Landrover Jaguar было выпущено приложение с личным кабинетом, где владелец машины имеет возможность посмотреть основные данные об автомобиле, его сервисную историю, запросить помощь на дорогах, изучить инструкции к автомобилю, проверить периодичность прохождения техобслуживания. Напервом этапе приложение запускалось на смартфоне, но недавно был реализован новый проект – обеспечена возможность запуска того же самого телефонного приложения на тачскрине мультимедийной системы. Теперь это можно сделать, соединив смартфон и автомобиль через USB-кабель.

Ford сообщил, что автомобили для российского рынка теперь оснащаются «умной» мультимедийной системой SYNC 3. Новый медиацентр позволяет водителям управлять смартфоном, аудиоустройствами и навигацией, а также климат-контролем с помощью голосовых команд – в том числе на русском языке. Благодаря этой системе водитель может даже находиться в соцсетях, не отвлекаясь от дороги: интегратор соцсетей Meople.Connector принимает и зачитывает вслух сообщения из синхронизированных учетных записей в социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники» и Twitter, а также отвечает на них, используя предварительно заданные ответы. А приложение Glympse позволяет водителю отправлять свои координаты контактам из адресной книги. «Адресаты получают ссылку, позволяющую им видеть ожидаемое время прибытия пользователя и его местоположение в режиме реального времени», – рассказывает Надежда Викторова.

Интерес покупателей к автоэлектронике, интегрирующей автомобиль со смартфоном, подтвердили вторговой сети «М.Видео». «В сегменте автоэлектроники активно развиваются технологии Apple CarPlay (iOS) иAndroid Auto (Android), – рассказали в пресс-службе «М.Видео».– Системы выводят на дисплей медиасистемы автомобиля всю информацию со смартфона – карты, контакты, сообщения, – проигрывают музыку ипрочее. Водитель может пользоваться всеми функциями своего телефона, не отвлекаясь от дороги. Запоследние несколько лет интерес покупателей «М.Видео» к безопасному способу использования смартфона вмашине значительно вырос. Продажи автомагнитол с поддержкой Apple CarPlay в октябре этого года выросли в десять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».

Ну а компания «Мерседес-Бенц Рус» обещает в 2018 г. предоставить российским автомобилистам возможность использовать смартфон вкачестве ключа от автомобиля.

При этом стоит различать системы интеграции смартфона с автомобилем и просто мобильные приложения, предназначенные для водителя. Вот пример последних: как рассказал «Ко» технологический инвестор и предприниматель Денис Черкасов, для смартфонов разработано уже несколько приложений, которые следят за реакцией человека и предотвращают засыпание за рулем: водитель должен касаться экрана через определенные промежутки времени.

Идем по приборам

Еще одно направление внедрения IT в мир автомобилей – трансформация рабочего места водителя, в частности, изменение приборной панели и расширение «зрения» водителя за счет видеокамер. Как отмечает операционный директор автомобильной группы «Авилон» Вагиф Бикулов, сейчас меняется интерфейс автомобиля: вместо аналоговых приборов появился большой дисплей, вместо нагромождения кнопок – тачскрин. Не забывают разработчики и о пассажирах: например, в Bentley Bentayga для пассажиров предусмотрены планшеты, которые можно использовать в машине, а при желании взять с собой.

Евгений Гришкевич приводит вкачестве примера автомобиль Volvo XC90, который оборудован мультимедийной системой, напоминающей iPad. В салоне этого авто привычные кнопки на панели приборов уже заменены одним небольшим экраном.

Впрочем, необходимые данные отображаются не только на экране, но и на лобовом стекле, поскольку мировые производители автоэлектроники развивают технологию проекции на лобовое стекло Head-Up Display (HUD). Устройство HUD получает навигационную информацию от смартфона и проецирует ее на прозрачную пленку на лобовом стекле или на специальную светоотражающую линзу. Любопытно, что прибор автоматически регулирует уровень яркости, что обеспечивает видимость и при ярком солнце, и ночью. «Но, – огорчаются в пресс-службе «М.Видео», – пока эти устройства относятся к нишевым продуктам ввиду сложности восприятия нового продукта и высокой цены».

Также одной из новинок, которую используют многие мировые автоконцерны, стало оборудование салона виртуальной всесторонней видеокамерой, которая позволяет увидеть любые препятствия на дороге при движении автомобиля и избежать аварийных ситуаций.

Стоит при этом обратить внимание, что увеличение роли автомобильной электроники влечет за собой и новые угрозы, поскольку порождает уязвимость автомобиля от вирусов икибератак. «Ведь все чаще устройства Интернета вещей становятся частями бот-систем, участвующих в кибератаках, – говорит Денис Черкасов.– Проще говоря, они заражаются вредоносными программами и вдальнейшем используются в интересах злоумышленника. Подобное заражение автомобильных систем может поставить под угрозу жизнь водителя и пассажиров. А если говорить об активно развивающемся тренде беспилотных автомобилей, то получение злоумышленниками доступа к управлению может привести к катастрофическим последствиям. Поэтому вопрос защиты от киберугроз в автомобильной сфере является сегодня актуальным, как никогда».

Продаются ли автомобили лучше?

С точки зрения бизнеса очень важным является вопрос, в какой степени новые технологии воздействуют на автомобильный рынок и как наличие продвинутых IT-решений влияет на выбор автомобиля покупателем. И здесь эксперты расходятся во мнениях. Например, начальник отдела корпоративной коммуникации компании «Мерседес-Бенц Рус» Андрей Родионов утверждает, что тут нет строгой корреляции, поскольку клиенты «воспринимают автомобиль в комплексе функций ипотребительских качеств».

Однако менеджер по развитию бизнеса компании Meta System Сергей Вислов, наоборот, говорит, что новые технологии – двигатель продаж продуктов длительного пользования. Средний возраст автомобилей в России – более 12 лет, и, по мнению эксперта, чем сильнее современный автомобиль отличается в технологическом плане от старого, тем больше желание заменить старый на новый.

«Постепенно меняется восприятие автомобиля, – соглашается Вагиф Бикулов. – Если раньше покупателя в первую очередь интересовали такие параметры, как мощность, объем двигателя и багажника, клиренс и другие технические характеристики, то сейчас люди больше смотрят на комплектацию и опции. Их интересуют как системы безопасности, так иразличные приятные функции».

Многие эксперты отмечают, что демонстрация возможностей новых технологий является прекрасным маркетинговым инструментом, особенно когда покупатель тестирует автомобиль. Именно поэтому многие автопроизводители устраивают регулярные выездные тест-драйвы. «На внедорожном тест-драйве автомобилей Lexus я лично смогла в глиняном карьере проверить, на что способен автомобиль,– рассказывает Надежда Викторова.– Функции контроля дороги, буксировки на одном колесе, включение камер фронтального разворота ит.д. Все преимущества автомобиля и его возможности, о которых продавец красиво рассказывает в автосалоне, воспринимаются совершенно иначе после того, когда ты лично выехал из огромной ямы с помощью системы, позволяющей это сделать легко».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *