Кризис сильно ударил по рынку факторинга: множественные дефолты клиентов привели к тому, что этот бизнес за последние два года сократился практически вдвое. В этой ситуации факторы ищут новые драйверы для расширения клиентской базы.

В частности, они обратили внимание на не совсем традиционную для отрасли сферу услуг: теперь факторинг предлагается компаниям, работающим в отрасли логистики, кейтеринга, рекрутинга и даже медицины. «Выход на новые рынки и направления – путь дальнейшего развития, который закономерно выбирают факторы, обладающие стратегическим видением. Мы видим вновых направлениях большой потенциал»,– говорит вице-президент, управляющий директор по факторингу Промсвязьбанка Александр Карелин. «Новые направления для факторинга, как и традиционные, имеют качественных лидеров, потенциал которых и хотят использовать факторы для увеличения объема и качества портфеля»,– соглашается руководитель отдела факторинга ООО МФО «СимплФинанс» Сергей Авдюхин. Несколько иного мнения придерживается генеральный директор, председатель правления ООО «Открытие факторинг» Виктор Вернов: по его словам, если бы целью игроков было только расширение клиентской базы, наиболее понятным путем была бы конвертация части кредитных продуктов в факторинг, что мы зачастую и наблюдаем на рынке. «Со своей стороны убеждены, что общей целью факторов является именно расширение рынка, а не перераспределение типов финансирования внутри него. Благо накопленный опыт европейских стран показывает, что выход в новые сегменты вполне возможен. Факторинг– еще не старый продукт, его потенциал пока не раскрыт», – добавляет эксперт.

Опрошенные «Ко» специалисты признают, что российский факторинговый рынок давно приблизился к насыщению в традиционной для него сфере торговли. Поэтому одно из условий дальнейшего роста рынка – развитие сотрудничества с компаниями из новых для российских факторов отраслей экономики. Несмотря на то, что факторинг активно развивается в новых отраслях, сегодня его доля в торговле продолжает превалировать. «Это связано с двумя факторами. Во-первых, исторически сложилось так, что этот инструмент всегда использовался исключительно в торговых сделках. Во-вторых, факторинговым компаниям намного проще работать в знакомом сегменте, так как освоение новых ниш – это довольно трудоемкий процесс, который требует усилий, времени, квалификации и ресурсов», – поясняет генеральный директор ООО «ВТБ факторинг» Антон Мусатов. «До 2014г. сделки, не связанные с обслуживанием дебиторской задолженности в торговле, были, скорее, разовыми. У факторов не было потребности искать новые, непривычные сегменты – клиенты шли сами, технологии и процессы были отточены», – отмечает директор дирекции инновационного развития Национальной факторинговой компании Дарья Николаевская. Когда привычный рынок частично схлопнулся, факторам пришлось оглянуться. Несмотря на то, что абсолютное большинство кинулось в сегмент обслуживания поставок в адрес высоконадежных дебиторов (в торговые сети), места всем не хватает. «Чтобы не просто жить припеваючи, но и выжить, сегодня нужно работать с новыми отраслями», – уверена эксперт.

Фактор подписания акта

«Факторинг наиболее востребован у средних компаний-поставщиков, особенно в таких сегментах, как оптовая торговля, пищевой ритейл, агропром, металлургия. Такие клиенты всилу специфики своего бизнеса нуждаются в покрытии временного разрыва в обороте денежных средств. Альфа-банк по-прежнему фокусируется на компаниях с объемом выручки от $10до $300 млн – наш портфель в этом сегменте увеличился в первом полугодии 2016 г. на 60%. Приоритетными для банка остаются и крупные клиенты с выручкой свыше $300 млн. Это позволяет нам поддерживать качественный и диверсифицированный портфель: на текущий момент доля просроченной задолженности – около 1%, в 2016 г. новых просрочек не возникало», – отмечает управляющий директор Альфа-банка по факторингу Андрей Ганин.

Как отмечает эксперт, если говорить о таких сегментах, как логистика, рекламный бизнес, рекрутинг икейтеринг, средний чек там меньше и отсрочка короче, а значит, у клиента больше возможностей для выбора финансовых инструментов. Привлекательность факторинга для компаний этого сегмента растет по мере технологизации продукта.

«У нас есть практика работы с рекрутинговыми, кейтеринговыми ифармацевтическими компаниями. По большому счету работа с компаниями данных отраслей существенно не отличается от взаимодействия с торговым сектором»,– подтверждает вице-президент– начальник департамента оценки кредитных рисков Транскапиталбанка Михаил Емельянов. «Постепенно растет доля услуг. Есть примеры успешной реализации проектов по факторингу вотношении логистических услуг имедицины. Рекрутинг и кейтеринг, на мой взгляд, пока обойдены стороной или объемы таких сделок ничтожно малы. Объясняется это слабой осведомленностью клиентов, относительно небольшими отсрочками платежа и особенностями документооборота вэтих отраслях»,– отмечает начальник управления факторинга Московского кредитного банка Кирилл Покровский.

В случае факторинга финансирование, как правило, выплачивается после получения документов, свидетельствующих овозникновении дебиторской задолженности. Для логистики, кейтеринга, рекрутинга и части медицинских сегментов это чаще всего акт об оказании услуг. На практике факторы порой сталкиваются с тем, что подписание такого акта со стороны дебитора затягивается, и когда он подписывается, время отсрочки платежа подходит к концу, ифакторинг уже не нужен. «Для факторинга эти направления, скорее, экзотика. У факторинга услуг есть перспективы, но пока нет достаточного спроса со стороны заказчиков. Актирование оказанных услуг зачастую происходит ближе к дате платежа, абез документального подтверждения денежного требования факторинг сопряжен сповышенным риском для финансового агента, – говорит вице-президент, управляющий директор по факторингу Промсвязьбанка Александр Карелин. – Плюс всегменте услуг нет широкого спроса на длительные отсрочки платежа. Если нет отсрочки или они слишком короткие, то нет и применения факторинга».

«Основное отличие услуги от товара – это неотделимость процесса производства от потребления. Т.е.нельзя оказать рекламные услуги в сентябре, а воспользоваться ими в октябре. Передача товара происходит следующим образом: покупатель проверяет изделия, убеждается вих качестве и сохранности, подписывает накладную и только после этого получает товар», – добавляет Дарья Николаевская. В услугах клиент получает «сервис», после чего мотивации подписать акт у него нет. Амежду тем, акт – это единственный документ, подтверждающий факт оказания услуги, и соответственно единственный документ, который является основанием для получения факторингового финансирования. «Тем не менее «услуговые» компании не меньше, чем торговые и производственные, нуждаются в оборотном капитале. Спрос огромный, и он подстегивается тем, что компании, оказывающие услуги, ограничены впривлечении классических кредитных продуктов, где требуется залоговая база. Другой вопрос, что уровень знания факторинга у таких компаний, к сожалению, пока не очень велик», – сетует Дарья Николаевская.

Рекрутинг на госзакупках

С какими бы сложностями факторы ни сталкивались при работе на рынке услуг, они уверены, что этот сегмент будет развиваться опережающими темпами. «Со временем мы увидим рост факторингового бизнеса в сфере услуг. Широкому применению факторинга здесь будет способствовать изменение законодательства в госзакупках. Инициатива по этим изменениям сейчас консолидирована активными игроками рынка с Ассоциацией факторинговых компаний и представлена общественным организациям для дальнейшей проработки», – подтверждает Александр Карелин. «В первую очередь – меньшая настороженность плательщика (дебитора) при подписании уведомлений. Сейчас это основное ограничение для массового развития бизнеса вновых сегментах. Как только подписание уведомлений становится нормальной практикой для индустрии, в течение 1–2 лет в ней наблюдается взрывной рост факторинга»,– соглашается Виктор Вернов.

У многих «сильно любимых» всеми факторами торговых сетей есть заказы на логистику. Не всегда возможно да и экономически выгодно использовать собственные структуры. Тогда внешние логисты, работая по договорам с отсрочкой платежа, с удовольствием уберут кассовый разрыв. «Похожая история с рекрутингом. Есть компании, занимающиеся наймом подсобных рабочих. Крупные производственные компании периодические нанимают персонал на конвейерные линии, промоакции и т.д. При заключении договора с отсрочкой платежа и возникают возможности факторингового финансирования», – рассуждает Сергей Авдюхин. Перспективы развития факторинга в указанных направлениях достаточно широкие, но вряд ли они займут более 10% рынка факторинга. Хотя поддержать весь бизнес в условиях кризиса, без сомнения, могут.

Андрей Ганин,

управляющий директорпо факторингуАО «Альфа-банк»:

«Главным драйвером развития факторингавРоссии сегодня остается развитие электронного документооборота. Альфа-банк впрошлом году стал первымфактором на рынке, разработавшим собственную электронную платформу («Альфа-Finance»)изапустившимфакторинг сприменением ЭДО вклассическом егопонимании (полныйцикл, ане реестровое финансирование). Вэтомгоду мы завершили интеграцию «Альфа-Finance» с4крупнейшими EDI-провайдерами, открыв равный доступ кфакторингу для компаний, связавших свои процессысразными провайдерами. Таким образом,мытакже расшириливозможности для наших клиентов-дебиторов по работе споставщиками.

Факторинг наплатформе «Альфа-Finance» стал еще более технологичным, что позволяет клиентам экономить трудозатраты на документооборот иснижать свои издержки, а также эффективно управлять оборотным капиталом. Срок запуска одной сделки снизился всреднем на20–30 дней и составляет около 10 рабочих дней, стандартный пакет документов для получения факторинга уменьшился спримерно 15 документов до всего 5, количествонеобходимых визитов вбанк– до одного. Платформа непрерывно дорабатывается, отражая изменения профильного законодательства.

В первом полугодии 2016 г. факторинг вАльфа-банке развивался быстрее рынка: наш оборот по факторингу увеличился на 74%. Приэтом банк сохранил качество портфеля – натекущий момент доляпросроченной задолженности около 1%,в2016 г. новых просрочек не возникало. Объем портфеля превысил 22млрд руб. Альфа-банк удерживает лидирующиепозиции в тройке крупнейших факторов сдолей рынка в 13%».

Виктор Вернов,

генеральный директор, председатель правления ООО «Открытие Факторинг»:

«Обсуждая новыенаправления, в первую очередь мы говорим не оновых продуктах, аорасширении клиентского сегмента, которому готовы предоставлять факторинговый сервис. Внего включаются не только торговые компании, но илогистические исервисные. Развиваем направление, связанное сфинансированием поставок продуктов питания напрямую от сельхозпредприятий на федеральные торговые сети. Ранее этот процесс велся восновном через торговые компании, сейчас интерес рынка сместился в сторону прямых контрактов.

Из примечательных моментов – в связи с нашей ориентированностью на работу в онлайне без необходимости физического присутствия открываем для себя и новые географические зоны, вплоть до Дальнего Востока. Факторинговый сервис за Уралом распространен меньше, чем в западной части России, видим хорошие перспективы для развития в этих регионах.

Одной из исторических проблем факторинга был достаточно тяжелый документооборот, который ограничивал его распространение, особенно всегменте МСБ, всилу затратности. В рамках нашей бизнес-модели эти проблемы становятся малозаметными – все это позволяет предоставлять качественный сервис по хорошей цене даже при небольшом объеме выдачи.

Активно смотрим ивсторону применения факторинга в рамках финансирования госконтрактов по 44 и 223 федеральным законам. Есть юридические ограничения, но и потенциальный рынок огромен – с его открытием рынок факторинга может кратно увеличиться».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *