Мы попросили представителей профильных компаний и банков, предоставляющих услуги лизинга, рассказать об особенностях наиболее востребованных в России видов лизинга. «Наиболее активно развивающееся направление — автолизинг, так как экономика находится на подъеме, снижается уровень инфляции, производится обновление основных фондов. Так, в 2011 г. рост ВВП РФ составил 4,2%, по данному показателю Россия входит в тройку ведущих экономик мира, при этом уровень инфляции в 2011 г. составил 6,1%, что является самым низким ее уровнем за последние 20 (!) лет», — отмечает начальник управления автолизинга «Москва-2» ООО «РЕСО-Лизинг» Евгений Кулаков. Действительно, реклама лизинговых компаний так и пестрит предложениями взять в финансовую аренду автомобиль. Но, в отличие от Западной Европы и США, пока эта услуга доступна лишь корпоративным клиентам, в то время как за рубежом львиный объем оборота автолизинга операторам делают контракты с физическими лицами. Хотя причина здесь, скорее, кроется в особенностях национального налогообложения, нежели в нерадивости лизингодателей. У нас зачастую проще заплатить налог на автомобиль, чем пытаться на нем сэкономить, «повесив» машину на баланс сторонней организации.

«Основными разновидностями являются финансовый и операционный лизинг. Оба вида развиваются в России высокими темпами, — продолжает руководитель департамента лизинговых продаж «Юникредит Лизинг» Александр Клюев. — Особенно быстро развивается финансовый лизинг автотранспорта и спецтехники». По его словам, это стало возможным в связи с относительно простой процедурой получения одобрения на финансирование от лизинговых компаний, отсутствием необходимости представлять дополнительные залоги, что требуется при классическом кредитовании, а также наличием специальных условий на цену актива при финансировании через лизинг по сравнению с покупкой за наличные или кредитные средства. Бурному развитию рынка финансового лизинга также способствует относительно низкий уровень проникновения данного инструмента финансирования по сравнению, например, с западноевропейскими странами.

Экономия на оборотах

Теперь попробуем разобраться в особенностях каждого вида лизинга. Как уже было сказано, одним из наиболее популярных в России является финансовый лизинг. Основная особенность финансового лизинга для клиента — переход права собственности на предмет лизинга (например, автомобиль) клиенту, что позволяет сохранить автомобиль в бизнесе. «Большинство предпринимателей хотят продолжать использовать в бизнесе приобретаемое имущество после окончания выплат по договору лизинга, тем самым оптимизируя затраты на текущую деятельность», — подтверждает руководитель отдела развития бизнеса ООО «ФБ-Лизинг» Алексей Карев. «Преимуществом финансового лизинга для клиента является возможность сэкономить оборотный капитал, так как клиент платит небольшой аванс от стоимости автомобиля, а оставшуюся часть финансирует лизингодатель», — добавляет Евгений Кулаков. Например, «РЕСО-Лизинг» предлагает финансирование с минимальным авансом 10% на легковые и коммерческие автомобили, что позволяет максимально соответствовать текущим потребностям клиента.

С другой стороны, данный вид лизинга удобен и компаниям, предоставляющим услуги финансовой аренды. Дело в том, что не только клиент заинтересован оставить у себя автомобиль, взятый в лизинг, после окончания договора финансовой аренды, но и лизингодатель чаще всего не хочет брать на себя реализацию этого имущества на вторичном рынке после окончания срока лизингового договора. Так удобнее и проще обеим сторонам.

Налоговые риски

Теперь рассмотрим обратный механизм, который предоставляет так называемый возвратный лизинг. При его использовании предмет лизинга возвращается лизингодателю после истечения срока финансовой аренды. «Производственные компании, приобретающие оборудование, предпочитают возвратный лизинг, так как этот вид лизинга применяется при небольших сроках аренды оборудования, при котором продолжительность жизненного цикла изделия значительно больше контрактного срока аренды», — говорит Алексей Карев. «Для клиента это возможность рефинансировать инвестиции, которые были сделаны для закупки того или иного основного средства, включая недвижимость. Плюс достаточно длинные сроки доступного финансирования. Например, в нашей компании можно приобрести в лизинг, в том числе возвратный, недвижимость на срок до десяти лет», — рассказывает Александр Клюев.

Для лизингодателя преимуществом данного вида лизинга являются в первую очередь минимальные сроки реализации самой сделки лизинга, так как по факту отсутствует период производства и поставки предмета лизинга. Соответственно отсутствует риск поставщика и риск некачественного актива (фактически лизингодателю предлагается профинансировать актив, который полностью устраивает клиента и по нему уже нет каких-либо претензий к производителю). «Лизинг классифицируется как возвратный, когда клиент и поставщик предмета лизинга — одно юридическое лицо и псевдовозвратный, когда клиент и поставщик предмета лизинга являются аффилированными контрагентами», — вносит ясность Евгений Кулаков. По его словам, большинство лизинговых компаний в настоящее время ввело мораторий на совершение лизинга по схеме возвратного, так как имеют место высокие налоговые риски. В российской судебной практике есть примеры, когда лизингодатель был оштрафован на основании решения суда за финансирование сделок по возвратному лизингу по иску налоговой инспекции.

Корпоративный лизинг-код

Последний вид лизинга называется операционным, или — иногда — оперативным. Оперативный лизинг в основном используют фирмы, предлагающие напрокат автомобили, а также крупные иностранные компании, например фармацевтические, в корпоративной политике которых не предусмотрено использование непрофильных активов, то есть принятие на баланс автотранспорта или любого другого лизингового имущества, создание автомобильного парка и подразделения, обслуживающего автопарк. «Преимущество оперативного лизинга для клиента заключается в возможности минимизировать ежемесячные лизинговые платежи за счет выделения остаточной стоимости в договоре лизинга и вернуть автомобиль в лизинговую компанию после окончания договора лизинга, оформив новый договор лизинга на новый автомобиль», — поясняет Евгений Кулаков. Лизингодатель, в свою очередь, заинтересован в оперативном лизинге в части увеличения лизингового портфеля и имиджевого статуса.

«В большинстве случаев определяющим для выбора того или иного вида лизинга является не отрасль бизнеса и даже не объект, а корпоративная политика компаний в части срока эксплуатации данных объектов и дальнейшего их использования», — резюмирует Алексей Карев. Выбор также происходит с учетом реального опыта эксплуатации. Например, транспортным компаниям (службам такси) выгодно использовать форму оперативного лизинга в качестве аренды с заменой через определенный срок. С другой стороны, крупной иностранной корпорации проще «повесить» непрофильный актив своего автопарка на стороннюю организацию, так как его включение в пассивы не предусмотрено корпоративной политикой.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *