В одном из самых знаменитых предвыборных роликов Хиллари Клинтон, направленном конкретно против не столь опытного Барака Обамы, было показано, как посреди ночи в Белом доме звонит телефон: «В мире что-то случилось. От вашего голоса зависит, кто ответит на этот звонок. Будет ли это человек, который уже знает мировых лидеров, знает военных и готов вести вас вперед в этом опасном мире?» Подходить к телефону в Белом доме будет президент Обама. Но теперь именно Хиллари Клинтон станет в большой степени определять, что скажет Обама в трубку, когда его разбудят ночным звонком.
На прошлой неделе Барак Обама объявил, что Хиллари Клинтон будет его госсекретарем. Клинтон не случайно выдвигала себя в президенты. Она — крупнейший американский политик. «Фигура мирового масштаба», — подчеркивает директор Московского центра Карнеги Роуз Гетемюллер. Главная внешнеполитическая задача Белого дома — восстановить репутацию Соединенных Штатов, и Клинтон с ней справится, уверена Гетемюллер.
Российские лидеры уже высказались в том духе, что рассчитывают на улучшение отношений с Америкой, хотя и дают понять — мяч на стороне Вашингтона: «Этот вопрос [об улучшении отношений] нужно адресовать прежде всего новой американской администрации», — сказал во время прямой линии с народом Владимир Путин. Но эксперты в Москве отмечают, что для российско-американских отношений назначение Клинтон не самый лучший знак: она с большей вероятностью, чем это делал бы сам Обама, будет задавать неприятные вопросы Кремлю. В паре Обама–Клинтон ястреб скорее Клинтон, а не Обама.
Барак Обама — большой поклонник Авраама Линкольна и прекрасно помнит про Уильяма Сьюарда. Сьюард, сенатор от штата Нью-Йорк (как и Хиллари), на президентских выборах 1860 г. тоже был кандидатом-фаворитом, но проиграл праймериз малоизвестному Линкольну. В итоге Сьюард стал преданным союзником Линкольна, его госсекретарем, и вошел в историю как человек, купивший у России Аляску. Обама говорит, что его любимая книга после Библии — бестселлер «Команда соперников» Дорис Гудвин: как раз про Линкольна. «Сьюард, например, был уверен, что будет управлять Линкольном, но тот быстро объяснил ему, кто в доме хозяин, и потом они стали близкими друзьями», — говорит Гудвин. Так же будет и теперь, предполагает она.
Обама действительно не боится окружать себя политиками-тяжеловесами. Вице-президент Джо Байден, министр обороны Роберт Гейтс (он стал министром обороны в финале правления Джорджа Буша), Хиллари Клинтон — все они со своим багажом за плечами. Обама собирает «умных людей», говорят эксперты: ситуация тяжелая, а Обаме через четыре года нужно будет продемонстрировать результат. Проблема в том, что у умных людей часто есть собственное мнение. При Джордже Буше вице-президент Дик Чейни и министр обороны Дональд Рамсфельд по многим важным вопросам действовали в обход госсекретаря Кондолизы Райс. Судя по некоторым утечкам, Хиллари выторговала у Обамы право личного доступа и возможность самой создать свою команду в Госдепартаменте.
Хиллари Клинтон восемь лет просидела в Белом доме в качестве первой леди, а потом еще восемь — в кресле сенатора от Нью-Йорка. У нее огромные связи, и, кажется, нет сферы, в которой бы она не разбиралась. После встречи с Хиллари во время ее предвыборной кампании Доун Мартин, глава небольшого океанографического сообщества Seaweb, восхищенно произнес: «Да она о разведении рыб и глобальном потеплении знает больше всех на свете!» Говорят, что у нее железный характер. В Америке шутят: республиканец Джон Маккейн взял в напарницы Сару Пейлин, тоже женщину, чтобы перетянуть электорат Хиллари Клинтон, но он не учел, что Хиллари не женщина, а мужчина.
Другое дело, что порой опыт Клинтон может ей помешать в ее новой должности. На Ближнем Востоке помнят, как она поддерживала то палестинцев, то израильтян. В 1998 г. она раньше своего мужа-президента поддержала палестинское государство, и Белому дому даже пришлось тогда уточнять, что это личное мнение госпожи Клинтон. Когда она поцеловала жену Ясира Арафата Суху, после того как та обвинила Израиль в использовании ядовитых газов против палестинцев, тоже случился скандал. Хиллари пришлось оправдываться. Вскоре она уже призывала перенести посольство США из Тель-Авива в Иерусалим — «вечную и неделимую столицу Израиля».
В России ей наверняка припомнят старт ее избирательной кампании почти год назад. На митинге в Нью-Гемпшире Клинтон критиковала Буша, но досталось и Путину: «Этот президент [Буш] видел душу Путина, а я должна была ему сказать: да он [Путин] — агент КГБ. У него по определению нет души». Впрочем, то были выборы, а теперь Роуз Гетемюллер полагает, что с Москвой Клинтон будет осторожничать и сосредоточится на вопросах ядерной безопасности, борьбе с терроризмом и сотрудничестве в Афганистане.
А многие эксперты в Москве полагают, что, хотя команда Обамы будет охотнее учитывать интересы России во внешнеполитических делах, таких как размещение ПРО в Европе или расширение НАТО, прорыва между Москвой и Вашингтоном не будет все равно. От Клинтон ждут, что она будет говорить с Москвой о ценностях демократии. Кремлю это не понравится.
Судя по всему, Обаме пришлось уговаривать Хиллари возглавить Госдепартамент. Про нее думали, что, проиграв, она займет более независимую от президента позицию и станет лидером парламентского большинства. И когда в Вашингтоне пошли первые утечки, что она может согласиться, многие удивились: слишком уж нервной была их борьба друг с другом во время праймериз. Одна из советников Обамы — как раз по внешней политике — Саманта Пауэр в разгар праймериз даже назвала Хиллари Клинтон «монстром». Штаб Клинтон возмутился, и Пауэр была вынуждена уйти в отставку. В конце ноября стало известно, что Пауэр тоже будет работать в Госдепе.
Еще одной сложностью вокруг назначения Хиллари стал тот факт, что ее муж Билл Клинтон давно возглавляет благотворительный фонд своего имени, и этот фонд активно занимается внешней политикой. При этом Фонд Клинтона принимал пожертвования от частных лиц, не сообщал, кто это, и в Вашингтоне заговорили про конфликт интересов. Потом стало известно, что Клинтон якобы передал в Белый дом список доноров своего фонда и, видимо, дал какие-то обещания не заниматься внешней политикой.
Наконец, осложнить жизнь новой американской администрации может и то обстоятельство, что по ряду вопросов взгляды Обамы и Клинтон очень сильно расходятся. Самое больше расхождение между ними эксперты пока зафиксировали в отношении к проблеме Ирана: Обама был за прямые переговоры с Махмудом Ахмадинеджадом, причем безо всяких условий, а Хиллари — решительно против. Взгляды Обамы на эту проблему она называла «безответственными и откровенно наивными». Но раз Клинтон приняла приглашение Обамы, говорит Роуз Гетемюллер, это значит, что теперь ее устраивают его политические взгляды.
По материалам Newsweek

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *