Из последних новостей о Романе Абрамовиче, губернаторе Чукотки, бывшем владельце «Сибнефти» и нынешнем хозяине футбольного клуба «Челси», а также самом богатом российском олигархе, можно было сделать только один приблизительный вывод — что кто-то куда-то уходит. По версии «близких к семье Абрамовича» источников английской газеты News of the World — этот таблоид разрушил уже много семей и карьер в Великобритании, — жена бизнесмена Ирина уходит от него из-за его связи с 23-летней моделью Дарьей Жуковой. По версии источников российского информационного агентства «Интерфакс», «близких к администрации Чукотского автономного округа», уходит сам Абрамович с должности губернатора, причем уже после Нового года. Такая поспешность вызвала сильное недоумение в самой администрации, так же, как слухи о разводе Абрамовича — у «друзей семьи».


Только у российских политологов, привыкших анализировать на публике и не такие странные комбинации, нашлись внятные объяснения, связывающие к тому же обе сенсации. Дело в том, что миллиардер достиг всего, о чем только можно мечтать, и теперь решил начать новую жизнь, освободившись в том числе и от социальных обязательств в виде патронирования Чукотки, утверждают люди, готовые комментировать любую новость.


С какой стати примерному семьянину Абрамовичу, который даже на футбольных матчах «Челси» появлялся всегда с супругой и их пятью детьми, мечтать в этом плане о чем-то большем, они не объяснили. Знакомый бизнесмена даже начал переживать, что теперь — как раз из-за светских сплетен о Жуковой — могут возникнуть семейные проблемы, потому что «Ирине этого было бы достаточно [для конфликта]». Развитию болезненного интереса к теме способствовал размер состояния Абрамовича, которое журнал Forbes в этом году, после продажи «Сибнефти» «Газпрому», оценил более чем в $18 млрд. Поскольку, если дело дойдет до суда, у судьи наверняка будут основания высоко оценить пятнадцатилетнюю заботу Ирины о семейном очаге, благодаря которой муж мог спокойно зарабатывать все эти миллиарды. Да и пример Алексея Мордашова, бывшая жена которого четыре года назад уже требовала после развода арестовать акции его «Северстали», еще не успел забыться. Хотя представить, как можно поделить «совместно нажитое» Ириной и Романом, сложно. Проще понять, что будет без Романа с Чукоткой.


Особенно если вспомнить, что там было до него: в первый год своего губернаторства Абрамович буквально спасал огромный округ от вымерзания. Все шесть лет в национальных поселках строились котельные, дома и школы — почти такие же, как на соседней Аляске. Отладили северный завоз. А главное — выравняли бюджет, то есть стали отдавать в Москву столько же налогов, сколько оттуда приходило денег в виде субсидий, чем больше всего восхищался бывший дальневосточный полпред, генерал Константин Пуликовский, год назад уговаривая Абрамовича остаться на посту.


Абрамович и остался, а вот Пуликовскому вскоре подобрали другую работу. Приехавший на его место Камиль Исхаков к знаменитому губернатору поначалу отнесся иронично. На первом совещании новый полпред предупредил глав регионов, что заседать придется долго. «По времени ни у кого ограничений нет? У вас как, Роман Аркадьевич?» — подначивал Абрамовича Исхаков. Об обычном рабочем графике бизнесмена — за последний год тот был на Чукотке всего дважды — полпреду, видимо, уже сообщили. Но Абрамович шутки не понял и спросил, до которого часа работает аэропорт Хабаровска.


Впрочем, уже спустя два месяца полпред сам наведался в Анадырь и пришел в восторг, хотя, разумеется, и не застал губернатора на месте. Больше всего Искахову понравились огромные пропеллеры ветряной электростанции на другой стороне лимана, которые очень эффектно смотрятся из окон администрации. Таких много в Германии, а в России они есть только у Абрамовича. «Если бы мне предложили переселиться на Дальний Восток, то я выбрал бы местом жительства Чукотку», — неосторожно сказал полпред. Сам он, как и бывший владелец «Сибнефти», большую часть времени проводит далеко от места службы — в основном в Москве. Растроганный этим заявлением Абрамович спустя два дня прибыл в подведомственный округ и увез Исхакова на своем «Боинге» на Аляску — видимо, чтобы было с чем сравнивать.


Хотя с бюджетной политикой, так восхищавшей Пуликовского, ситуация за год сильно изменилась. Чукотское экономическое чудо обеспечивалось за счет трейдеров «Сибнефти», которых зарегистрировали в округе — их выплаты составляли почти 60% бюджета (взамен они до 2004 г. получали льготы по налогу на прибыль). Девятую часть бюджета давал лично Абрамович. По словам источника из его окружения, подоходный налог бизнесмена, который по закону отходил в чукотскую казну, составлял ежегодно порядка 1 млрд руб. Но после продажи «Газпрому» «Сибнефть» поменяла название и прописку, переехав в Петербург, и Москве со следующего года снова придется выделять компенсации. «[Это будет] особый эксклюзивный трансферт», — пообещал глава Минфина Алексей Кудрин 11 октября, когда Госдума рассматривала федеральный бюджет во втором чтении. Точную сумму еще не определили — примерно 3 млрд руб. Но только на три года — дальше придется самим. «Сейчас работаем над большой программой до 2020 г. Это как обычный бизнес-план», — рассказывает депутат Госдумы от Чукотки и помощник Абрамовича по многим начинаниям Сергей Капков.



Чукотские чиновники в это время составляли коллективную жалобу в форме пресс-релиза. В нем говорится, что слухи об отставке Абрамовича «дестабилизируют ситуацию и создают нервозную обстановку на предприятиях и в организациях округа». Возможно, их смутила заявленная источником «Интерфакса» дата ухода — 1 января 2007 г.: «бизнес-план», как признает Капков, готов пока что только наполовину. Правда, уверяет он, бросать дело на полпути никто не собирается: «Мы никуда не торопимся. На 1 января билеты не куплены». В среду Капков и другие члены чукотской команды Абрамовича, все сплошь выходцы из «Сибнефти», прилетели в Анадырь заниматься бюджетом. Заодно привезли с собой свежую московскую прессу, в которой обсуждалась возможная отставка губернатора.


«Все брехня, просто завидуют Абрамовичу, — не верит федеральным СМИ житель Анадыря Николай Ефимович. — Здесь до него люди жили в сараях, он выстроил все. В луже хотел бы поваляться, а негде — тротуары». Кроме тротуаров, есть еще супермаркет — не хуже московского «Седьмого континента», туда сначала даже привезли специально обученных кассиров из Омска. Есть банкоматы, модный кинотеатр и развлекательный центр «Баклан», на крыше которого сидят настоящие бакланы. И знаменитые разноцветные панельные дома, похожие на детали кубика Рубика. И — что не меньшее чудо для Дальнего Востока — работают все федеральные телеканалы и даже столичное радио «Максимум».


Иметь при всей этой красоте еще и живого Абрамовича — явное излишество, полагают в окружении губернатора. «Мы считаем, что ситуацию на Чукотке стабилизировали. Сейчас для нас как для кризис-менеджеров задача сузилась — создать программу. Когда мы ее сделаем, то, наверное, такой человеческий и менеджерский ресурс, включая Романа Аркадьевича, будет уже не нужен», — объясняет Капков.


В прошлую субботу исполнился ровно год с тех пор, как местный парламент утвердил Абрамовича на новый срок. Перед этим он встречался с Владимиром Путиным, и когда депутаты после голосования начали громко радоваться, что олигарх останется с ними еще на пять лет, не сдержался. «Кажется, мы по-другому договаривались», — вырвалось у Абрамовича. Теперь отставка — дело самой ближайшей перспективы, и еще раз удерживать губернатора Путин не станет, считает близкий к администрации президента источник.


После его ухода на хозяйстве, говорит Капков, оставят кого-то из команды — кого, пока не решили. Преемника, как и положено, два. Кроме первого замгубернатора Андрея Городилова, также фигурирующего в списке Forbes, у Абрамовича есть еще «простой» зам — Михаил Соболев. Оба в отсутствие олигарха управляют округом, Соболев даже перевез туда семью.


Дел у преемника, кем бы он ни был, будет много. В планах, например, значится развитие золотодобычи на рудниках «Майское» и «Купол» и еще несколько крупных проектов — ради них глава Росатома Сергей Кириенко, приезжавший летом на Чукотку, согласился не закрывать Билибинскую АЭС. Одно оленеводство чего стоит: его «настолько мощно поддержали, что сумели из упадочной отрасли с поголовьем где-то 90 000 сделать около 200 000», гордится член Общественной палаты, член совета старейшин Ассоциации коренных малочисленных народов Чукотки Юрий Тотто. «А еще морская охота. Он это четко со своей командой уловил, хорошие деньги вложил, и переработка пошла, у людей появились перспективы будущего. Мы кланяемся и благодарны за это Роману Аркадьевичу», — все никак не может нарадоваться на губернатора представитель титульного народа округа.


А вот семейные дела губернатора на Чукотке обсуждать, похоже, смущаются. Старик-единоросс Юрий Ковалев, возглавляющий местный исполком «Единой России», сообщил, что в Анадыре смеются над журналистами, которые распространяют подобные слухи. «У нас народ настолько культурный, что не будет на улице рассуждать по поводу разводов и сводов. Это такие интимные темы. Да и вообще у нас на улице много не поговоришь — ветер холодный», — пояснил он. Более того, губернатора вообще стараются не называть по фамилии, а в администрации висит инструкция, что делать в случае его приезда, где Абрамович именуется просто «Губернатором». Так и написано — с большой буквы. И переписывать не придется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *