В начале июля 2016 г. в российском и украинском сегментах Facebook стартовала акция «Я не боюсь сказать», получившая название от хештэга, который использовали участники. Тысячи пользователей соцсети открыто делились своими историями о пережитом насилии.

Акция получила мощный резонанс ивесьма разные оценки – от безусловной поддержки до категорического неприятия. О чем продолжают говорить уже по итогам акции, это о более чем остро стоящей в современном мире, не только в России, проблеме обеспечения личной безопасности. На помощь, возможно, готов прийти технический прогресс. Последняя громкая новинка рынка гаджетов для безопасности от стартапа Nimb сроссийскими корнями– одноименное кольцо с функцией тревожной кнопки. По задумке разработчиков, функциональное украшение дает владельцу дополнительный шанс на помощь и спасение в трудной ситуации. «Умное кольцо, которое поможет в экстренных ситуациях»– так описывают устройство основатели проекта, и похоже, аудитория им готова поверить. Или как минимум проверить утверждение на себе. Открыв сбор средств на площадке Kickstarter 21 июня 2016г., менее чем за сутки Nimb собрал $50000 (столько планировалось собрать за месяц), а через 72часа цифра выросла до $100000. На 21июля сумма сборов превысила $220000, а проект поддержали более 1800 пользователей.

Спешит на помощь

С точки зрения участников проекта, это лишь начало большого пути: они рассчитывают, что через 5 лет кольцо от Nimb будут использовать более 5,7млн человек, среди которых, предполагается, будут женщины до 45 лет, рискующие столкнуться снасилием, пожилые люди и те, кто страдает от различного рода заболеваний, атакже владельцы малого и среднего розничного бизнеса. Вцелом потенциальную аудиториюпроекта здесь оцениваютв 1,3млрд человек по всему миру,аобъем рынка – $195 млрд (планируемая стоимость устройства– $149).

Между тем, как теперь вспоминают сооснователи проекта, друзьядетства Леонид Берещанский и Никита Маршанский, идея созданиягаджета родилась отчасти случайно: в неприятной ситуацииоказалась знакомая девушка Леонида, когда случайная встреча сэкс-поклонником переросла в ссору. Напомощь ей никто не пришел, хотявремя было далеко не позднее.

Куда более страшной историей поделилась позже одна из участников проекта Екатерина Романовская,которая 16 лет назад врезультате нападения едва не погибла. Сегодня Романовская отвечает в Nimb за коммуникации и, как идругие участники проекта, уверена, что гаджет поможет быстро позвать всложной ситуации на помощь, а значит, в конечном счете может спасти не одну жизнь.

«Экстренные ситуации случаются неожиданно, на то они иэкстренные. Кнопка на кольце всегда под рукой. Нажать ее очень просто, а вотбыстро достать телефон и позвонить– далеко не всегда», – говорит генеральный директор проекта Леонид Берещанский.

Все и правда выглядит предельно просто. Обладателю Nimb достаточно лишь нажать на тревожную кнопку и подержать три секунды: просьба о помощи поступит по Bluetooth на смартфон владельца, откуда специальное приложение уже разошлет его всем, кто готов прийти на помощь, – близким, друзьям, в экстренные службы.

У приложения при этом довольно широкий функционал. В нем, кпримеру, предусмотрена возможность чата – получив сигнал тревоги, пользователи смогут координировать действия. Кроме того, в приложении каждый пользователь создает свой профиль, куда может внести важную информацию о себе– например, группу крови, данные о заболеваниях, любимые маршруты и т.д. Все эти опции, предполагают создатели гаджета, смогут существенно упростить оказание помощи в критической ситуации.

Самое интересное, что всех, кто готов при случае выступить в роли спасателя и помочь, устройство позволяет объединять в так называемые «круги безопасности». Первый круг – друзья и семья, второй– службы спасения, и третий круг– это комьюнити. В его состав попадут пользователи кольца и приложения, которые согласятся приходить на помощь людям поблизости. Если идея сработает, Nimbможет положить начало новой социальной сети из готовых приходить на помощь друг другу участников.

Из России с кольцом

Основнаячасть команды стартапа сегоднянаходится в США: помимоЛеонида Берещанского, это финансовый директор Дмитрий Гордиенко, директор по маркетингу Никита Маршанский, а также Екатерина Романовская. ВРоссии остался лишьтехнический директорАлексейМедведев, который координирует разработчиков и инженеров.

При этом все участники проекта Nimb так ли иначе в прошлом плотно связаны с Россией. Например, Никита Маршанский и Алексей Медведев – давние партнеры по нескольким проектам в области IT и мультимедиа. В 2009 г. вместе с третьим партнером, Даниилом Даниным (сейчас развивает медицинский портал MedAboutMe), они основали компанию SocialCraft, занимавшуюся на старте разработкой флеш-игр для социальных сетей, а затем развившуюся в digital-агентство. Отвечающий за финансы Дмитрий Гордиенко с 2008г. работал в «Роснано», где занимался привлечением новых проектов. Леонид Берещанский занимал пост исполнительного продюсера центра культурных инициатив «Сретение», известного, вчастности, по мультимедийному циклу «Живая поэзия». АЕкатерину Романовскую в России знают, скорее, как одного из авторов популярного блога в Twitter KermlinRussia, который она вела совместно сАрсением Бобровским до 2014 г.

Но самое интересное, что именно в России была разработана сама технология нового носимого гаджета.

«Над проектом работала российская команда, иесли это значит, что разработка российская,– да, она российская», – говорит Леонид Берещанский.

Разработку устройства с самого начала ведет томская инжиниринговая компания «Интек». С ее директором Никитой Калиновским основатели стартапа познакомились на конференции Wearable Tech Conference&Expo в 2014 г. в Москве.

«Ко мне подошли ребята из Nimb и спросили, можно ли разработать миниатюрное устройство в виде кольца», – вспоминает он теперь. Так компания Калиновского взялась за проектирование и разработку устройства под ключ, от дизайна до печатной платы. В России занимались эскизным проектированием, разрабатывали и производили прототип устройства. Для опытного образца (сейчас, по словам участников проекта, в Нью-Йорке есть два рабочих устройства) в Томске сделали корпус, здесь же происходила конечная сборка.

А вот печатную плату все же пришлось заказывать за рубежом. За нее попробовали взяться два отечественных завода, но в итоге опроизводстве договорились сизраильской компанией.

«Когда документация на изготовление платы поступила на завод к технологам, их первый вопрос был: «Неужели русские научились делать такие платы?» Нам было, конечно же, приятно», – вспоминает Никита Калиновский.

После запуска массового производства работу останавливать не собираются, продукт намерены регулярно апгрейдить– вработе находится вторая версия кольца, рассказал Калиновский, в его компании уже сейчас ломают голову, как она должна выглядеть, что вней обязано быть, каков будет функционал.

«Вы, когда берете смартфоны Samsung или iPhone разных поколений, видите, что они отличаются? Здесь тоже будут разные поколения. Это нормальное развитие продукта – разработка проекта заканчивается, только когда проект умирает», – говорит Никита Калиновский.

Начнут со Штатов

«Nimb – это международный проект, мы изначально ориентировались на мировой рынок, – говорит Леонид Берещанский. – Мы придумали Nimb, чтобы им пользовались люди во всем мире».

Cтартовать проект намерен вСША – онлайн- и офлайн-продажи намечены на весну 2017 г., чуть раньше кольцо получат по предзаказу участники краудфандинга. Кстати, именно из США поступило 2/3 предзаказов на кольцо во время сбора на Kickstarter.

Серийное производство планируют размещать, в том числе, исрасчетом на импорт в США – вКитае (в том же Шэньчжэне действует льготный налоговый режим при экспорте в Штаты). До конца 2016 г. Nimb должен встать на конвейер.

«В Штатах более развита бизнес-инфраструктура, запускать международные проекты лучше всего здесь, к тому же это проще. Так мы охватили весь англоязычный мир, а это не только США, но и часть Европы», – поясняет Леонид Берещанский.

«В США рынок более зрелый, люди готовы рисковать и вкладываться в перспективные разработки, и, конечно же, более развитый сточки зрения покупательной способности», – соглашается директор Центра мобильных технологий фонда «Сколково» Василий Рыжонков.

В США так сделать не получится. Рынок носимых гаджетов для личной безопасности развивается здесь не первый год, устройствмного, десятки, и конкуренция, очевидно, будет высокой. Конкуренты, скоторыми предстоит иметь дело,– это, кпримеру, брелок Athena от компании Roar for Good, также, кстати, имеющий за плечами весьма успешный опыт краудфандинга на Indiegogo (собрали $267000 и3800предзаказов). Сигнал с брелока так же, как и с Nimb, по Bluetooth поступает в смартфон, откуда его получают избранные контакты пользователя. Есть еще проект Revolar, также предлагающий свою тревожную кнопку, которая отправляет сигналы заданному кругу пользователей через смартфон. Оба устройства стоят дешевле кольца от Nimb – по $99. Впрочем, оба проекта сумели получить инвестиции от местных фондов– $650 000 Roar привлек от фонда Ben Franklin TP, Revolar получил $3млн от Foundry Group. Очевидно, что на поддержку инвестфондов, в том числе американских, рассчитывает и Nimb, а такие инвестиции получить, безусловно, проще и быстрее, базируясь в США и там же стартуя со своим продуктом.

«Мы собираемся направлять на развитие поступающие от продаж средства, а также планируем привлечь инвестиции для агрессивной экспансии», – говорит Леонид Берещанский. По его словам, проект уже получил предложения от иностранных фондов, другое дело, что оконкретике говорить пока рано.

В России предзаказы тоже были, по объему они заняли около 10% от общего числа участников краудфандинг-кампании и оказались на втором месте, после США. Хотя в целом на рынке спрос на подобные устройства западного производство невысокий, о них мало знают. Российских аналогов на рынке нет в принципе, а близкие по функционалу проекты развиты слабо и практически не известны широкому кругу пользователей. На рынке представлены устройства типа тревожная кнопка, которые размещают в квартирах, к примеру, пожилых людей, однако это принципиально иной класс устройств. Работает проект «Кнопка жизни», который добавил такой кнопке мобильности: сигнал о бедствии можно послать через специальный телефон нажатием одной клавиши. Однако даже он работает не на розничном рынке, а за счет контрактов с региональными администрациями.

В большей степени в ходу у пользователей фитнес-браслеты, функционал которых с безопасностью связан весьма опосредованно.

«Тревожные кнопки и прочие специальные устройства подобного рода, популярные в Европе и США еще с 1980-х, практически неизвестны в России, и найти их в продаже сложно. Мы пропустили момент, когда появились такие устройства, и начинаем догонять сейчас, когда подобные функции взяли на себя мобильные телефоны», – говорит руководитель компании UpTrader Василий Алексеев.

Дополнительным ограничением для распространения Nimb в России может стать низкий уровень доверия людей друг к другу, что, кстати, отмечают и создатели кольца. Вместе стем, они полагают, что с помощью их системы люди научатся кооперироваться эффективнее и приходить на помощь не только родным и близким, но и незнакомым людям.

В итоге российский рынок вNimb даже специально не оценивали, не планируется здесь и особого продвижения.

Модно и полезно

Nimb – неединственный стартап с российскими корнями, который получил мощную поддержку на Западе. Не далее как в мае 2016 г. на Indiegogo стартап «Мультикубик» с проектом Сinemood за день собрал $35 000. Другое дело, что далеко не все они оказались в итоге успешны…

«90% стартапов, которые заявляются для краудфандинга, в конечномитоге не выстреливают», – напоминает Василий Рыжонков.

Показательным примером в этом плане является стартап DisplAir, обещавший вывести на рынок интерактивный безэкранный дисплей. Роль экрана исполняло облако из частиц влаги, из-за чего казалось, что картинка парит в воздухе. В общей сложности проект привлек более $6млн, однако вначале 2014 г. основатель проекта Максим Каманин объявил о его закрытии из-за долгов, а главное, из-за «невозможности назвать продукт даже нормальным опытным образцом».

«Большая проблема с российскими стартапами в том, что они зачастую не могут преодолеть пропасть между опытным образцом и серийным производством. Очень мало кто знает, как это сделать», – согласен Никита Калиновский. СNimb, считает он, это как раз сделать получится, в том числе благодаря компетенции разработчиков.

Другое дело, что проблемой могут стать и другие обстоятельства, препятствующие полноценному выходу продукта на рынок, кстати, не только российский.

«Практическая реализация будет весьма непростой. Необходимо же каким-то образом связать соответствующие службы реагирования с устройством. Очевидно, что устройство не будет работать во всех городах и даже странах», – говорит директор по развитию бизнеса QB Finance Маргарита Горшенева.

Основатели проекта уже сейчас ведут переговоры со службой 911 США, рассказывала Екатерина Романовская порталу «Медуза», а вот сроссийской полицией пока никаких переговоров не предвидится.

Отмечают эксперты и некоторые спорные моменты технологии устройства, которые могут помешать реализации задуманного функционала, к примеру, высокую зависимость от смартфона и в конечном итоге наличия Интернета.

«Гаджет сильно зависит от подключения к смартфону владельца. Передача тревожного сигнала близким и экстренным службам зависит от состояния смартфона, который может сесть, кольцо тогда становится бесполезным. Кольцо не работает вне покрытия сотовой сети или Wi-Fi, что снизит его ценность для экстремалов. Сотовая сеть не всегда доступна даже в городских условиях», – размышляет аналитик кластера космических технологий и телекоммуникаций «Сколково» Иван Косенков. Впрочем, часть этих проблем, например, отсутствие сотовой связи, характерна скорее для российского рынка, нежели для американского.

Впрочем, критики у новых технических решений всегда были и будут(стоит вспомнить хотя бы историю Стива Джобса). На сторонепроекта, помимо технической базы и востребованного на рынке на текущий момент функционала, очевидные маркетинговые преимущества.

«Nimb – это симпатичное украшение, к тому же оно несет полезную, социально значимую функцию. Нужно пожелать проекту удачи», – говорит Владимир Рыжонков. Витоге это вполне может сначала быть эмоциональной покупкой, которая потом сослужит владельцу хорошую службу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *