Оптовые рынки – одно из ярчайших покупательских воспоминаний 1990-х. Одежда, продукты, товары повседневного спроса там были дешевле, чем в появляющихся супермаркетах и исчезающих магазинах.

Впрочем, расцвет оптовых рынков был недолгим, в силу нелогичного расположения торговых палаток, скрытых денежных потоков, невозможности контроля качества продукции… Кроме того, за низкие цены нередко расплачивались жители окрестных районов, где вспыхивали бандитские разборки. Может быть, поэтому мало кто вспоминает добрым словом оптовки. И уровень жизни к концу 1990-х подрос: потребителю захотелось порядка и качественного обслуживания.

В 2000-х покупателей стали оттягивать на себя мегамаркеты и моллы: «Ашан», «Карусель», «Глобус» и иже с ними смогли предложить низкие цены и достойный ассортимент. Но все меняется, кризис заставляет туже затягивать пояса, и на российский рынок снова возвращаются оптовки, ставшие цивилизованным бизнесом с грамотной рекламой, маркетинговой стратегией и инновациями. Но главное, за основу современных отечественных оптовок взяты успешные зарубежные образцы, которые российские собственники с большим или меньшим успехом пытаются адаптировать под местные реалии.

Инвесторы выстроились в ряды

Строго говоря, первая цивилизованная оптовка в России – это Metro Cash & Carry. Своего покупателя проект нашел, но массовой любви не заслужил: во‑первых, из-за входа по пропускам, во‑вторых, потому, что цены на мелкий опт там не ниже, чем в «Карусели» и «Ашане».

Осенью прошлого года Дмитрий Костыгин и Август Мейер, акционеры компаний «Юлмарт», «Рив Гош», «Улыбка радуги» открыли в Санкт-Петербурге сеть «Оптоклуб «Ряды». Пооценкам экспертов, инвестиции в проект могли составить порядка $20млн. Прототип бизнес-модели нового гипермаркета – американская сеть Costco. Основная идея – продажа самых популярных товаров по лучшим ценам в укрупненной упаковке. Всего 4000 наименований продуктов против 20 000–30 000 в других гипермаркетах, но стоимость товара уже «очищена» от каких-либо акций. «Унас нет ретробонусов и платы за вход на полку, поэтому мы просим у поставщиков минимальную стоимость товара», – сообщила прессе директор магазина сети на Шафировском проспекте Наталия Тяло. В первый год работы совершать покупки в «Рядах» смогут все желающие, затем предполагается ввести клубные карты.

«Формат низкомаржинального дискаунтера с фокусом на укрупненной упаковке достаточно перспективен для российского рынка, если речь идет о крупных городах с населением более 500 000 чел. С учетом текущей конкурентной обстановки, емкость рынка составляет не менее 50 торговых центров, – комментирует аналитик ГК«Финам» Тимур Нигматуллин. – Тем не менее для развития сети такого формата потребуются большие начальные инвестиции, так как до возникновения эффекта экономии за счет масштаба деятельности сеть, скорее всего, будет убыточной».

Всего компания планирует открыть 21 магазин с предполагаемой ежегодной выручкой в $2 млрд (сейчас– 130 млрд руб.) и войти в Топ‑10 отечественных ритейлеров. Инвестиции в проект составят порядка 21 млрд руб. Эксперты считают перспективы стартапа сомнительными. Уже при открытии оптового клуба был отмечен недостаток товаров на полках, который руководство объяснило неотлаженной работой с поставщиками. Но не это главное: цены в «Рядах» не ниже, чем в других гипермаркетах Северной столицы.

«Формат оптового клуба выглядит привлекательным – там можно совершать покупки по более низким ценам, чем в сетевых гипермаркетах. В то же время, судя по беглому анализу, цены не значительно ниже, чем в сетях, – констатирует директор отдела аренды компании SRV Наталья Борец. – Если учесть, что в пешеходной доступности от комплекса нет жилых массивов и слабо развит общественный транспорт, вероятно, формат рассчитан большей частью на оптовиков, хотя недалеко находится Калининская овощебаза – прямой конкурент «Рядов». Еще одна целевая группа – семьи, закупающие продукты на неделю, и приезжающие на автомобиле. Пока комплекс «Ряды» на Шафировском пустоват – покупателей там немного. Возможно, не хватает рекламы, которая необходима, с учетом локации и целевой аудитории «Рядов».

Формат современной оптовки подходит и для непродуктового рынка. Хотя огромный оптово‑розничный ТЦ «Садовод», который приютил большую часть продавцов Черкизовского рынка, продолжает работать без рекламы и инноваций. В 2014 г. Роспотребнадзор объявил о закрытии «Садовода» на основании внеплановой проверки, выявившей многочисленные нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологических норм. Но «Садовод» до сих пор не закрыли, и, по разным оценкам, его годовой оборот составляет до $20 млрд.

А вот в сфере торговли строительными материалами изменения в лучшую сторону, кажется, происходят.

Петрович против прораба

Строительство и ремонт для обывателя – зачастую стресс, близкий к катастрофе. Всегда было два варианта развития событий: либо самостоятельно вникать в особенности марок строительных смесей и красок, либо довериться прорабу. Чаще всего абстрактный прораб обещал «все самое лучшее в рамках бюджета», потому что у него «оптовые закупки на рынке и бешеные скидки от продавцов» Затем часть денег успешно оседала в кармане прораба, поскольку на рынке суммы в чеке рисуют, исходя из пожеланий покупателя.

Попытку составить конкуренцию строительным рынкам попробовали такие мегамаркеты, как «Оби», «Леруа Мерлен» и «Касторама». Цены там иногда действительно бывают ниже, чем на оптово‑розничном строительном рынке, но выбор по каждой позиции меньше. Создать нечто среднее между строительным гипермаркетом и оптовкой с оглядкой на современные требования удалось бизнесменам из Санкт-Петербурга – Александру Березкину и Андриану Мельникову, совладельцам СТД «Петрович».

Все началось в 1995 г. с приобретения оборудования для фасовки цемента – тогда Березкин и Мельников зарегистрировали компанию под названием «Петрокон». Торговля шла бойко, постепенно предприниматели начали продавать и другие строительные материалы, открыв первую торговую базу на улице Сабировская в Санкт-Петербурге. К 1998 г. магазинов было уже два, и в том же году компания стала называться «Строительный торговый дом «Петрович».

Основной целевой аудиторией владельцы торгового дома видели профессиональных строителей – от строительных бригад до маленьких и средних строительных компаний. Строительные рынки в Санкт-Петербурге уже закрывались, небольшим строительным компаниям и бригадам нужно было где-то закупать материалы, и в «Петровиче» решили сделать ставку на сервис. «У нас тогда был не очень широкий, но сбалансированный ассортимент, – рассказывает директор по маркетингу СТД «Петрович» Игорь Колынин. – Но в тот момент мы уже задумывались, как сделать удобную и быструю доставку, а немного позже, в 2003 г., создали сайт, который стал прототипом нынешнего интернет-магазина. Мы не отвергали розничных клиентов, но и не привлекали их. Эти клиенты находили нас сами. Мы и сейчас продолжаем позиционировать себя как компанию для профессионалов, хотя с 2013 г. доля физических лиц среди наших покупателей постоянно увеличивается».

Сейчас «Петровичу» принадлежит сеть из 16 торговых подразделений в Санкт-Петербурге, Северо-Западном и Центральном федеральных округах, а также производственные площадки. Ассортимент компании насчитывает более 15 000 позиций. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка компании за 2014 г. составила около 20 млрд руб., прибыль – 1,04 млрд руб. Выручка за 2015 г. составила 25 млрд руб. без НДС, увеличившись на 19% по сравнению с 2014 г.

По итогам 2013–2015гг. СТД «Петрович», по данным Infoline, занимает четвертое место в России среди компаний, торгующих строительными материалами, и является крупнейшей из отечественных DIY-сетей. Опережают его старожилы рынка – «Леруа Мерлен», «Оби» и «Касторама».

Недавно «Петрович» вышел и на московский рынок. Инвестиции в развитие в столичном регионе в ближайшие пять лет составят порядка 8 млрд руб. А флагманская база СТД «Петрович» в Балашихе обошлась владельцам в 500 млн руб. Принцип обслуживания клиентов в СТД «Петрович» похож на практикуемый в IKEA: на большой площади выставлены образцы товаров, только вместо карандаша и листочка – планшет со сканером, позволяющий сразу отправлять запрос на склад.

«Мы рассчитываем привлечь и частных лиц, которые хотят купить что-то для небольшого ремонта дома или на даче, и профессионалов, – говорит Игорь Колынин. – Наши цены не ниже рыночных, мы держим их на уровне основных игроков рынка DIY, но мы существенно экономим время. Поездка на строительный рынок, да еще и по московским пробкам может занять до половины рабочего дня. Для тех, кто точно знает, что ему нужно, работает интернет-магазин и доставка в течение шести часов. Для тех, кому нужно посмотреть товар глазами, – магазин в Балашихе, где покупку можно совершить максимально быстро и либо увезти товар на своем транспорте, либо заказать удобную доставку. А сэкономленное время можно потратить на увеличение количества своих заказов».

В планах «Петровича» – открытие еще 8–10 магазинов в Московском регионе. «В год мы планируем открывать по две точки, – рассказал Игорь Колынин. – Нам важна не локация, а площадь территории – 4–6 га, – поэтому мы рассматриваем возможность открытия новых магазинов в подмосковных городах».

Опрошенные «Ко» небольшие строительные компании заинтересованы в работе с «Петровичем». «Для прорабов очень важна быстрая и точная доставка, – поясняет руководитель направления b2c компании «Sika Россия» Сергей Енисейский. – Бывает гораздо важнее получить материалы в определенный промежуток времени, а не в течение всего дня. Большое значение имеет услуга по разгрузке материалов, а учитывая то, что иногда на разгрузку приходится около 20% трудозатрат, экономия получается достаточно существенная. Прорабу не приходится платить рабочим за целый день вожидании доставки материалов и их разгрузки. Кроме того, очень важна комплексность – когда в магазине представлен очень широкий ассортимент всевозможной продукции, благодаря чему можно приобрести все в одном месте, не теряя времени на разъезды и не переплачивая за доставку».

Значительное преимущество строительных гипермаркетов – это возможность безналичного расчета. Однако при всем удобстве для клиентов «Петрович» не во всем сможет конкурировать со строительными рынками. «Наше поведение как покупателя зависит от объема закупаемого строительного материала, – комментирует генеральный директор компании «Мобил строй XXI» Элеонора Шалбарова. – Если нужно потратить до 1000 руб., местом закупки может быть ближайший строительный рынок, до 100 000 руб.– ближайший строительный гипермаркет. При больших суммах мы изучаем рынок в поисках наиболее выгодного предложения, а в ряде случаев выходим на производителя напрямую». Строительные рынки, расположенные рядом с объектом, по-прежнему предпочтут строительные бригады, работающие частным образом. «Сейчас кризис, люди экономят на строительстве и ремонте, поэтому приходится как-то выкручиваться, – говорит руководитель небольшой строительной бригады, пожелавший остаться неизвестным. – Мы стараемся брать подряды по одной области, чтобы далеко не ездить, местные рынки у нас «прикормлены». Если клиент захочет, чтобы мы закупались в гипермаркете, тогда конечно. Но мне пока выгоднее покупать почти все на рынке».

Волк в овечьей шкуре

Не все современные оптовки одинаково полезны: часто разница между задумкой и реальностью достаточно велика.

Домодедовская овощебаза «Четыре сезона» позиционируется как логистический распределительный центр. «Центр проектировался и строился по передовым европейским стандартам с использованием высокого уровня автоматизации и автономности»,– гласит официальный сайт организации. Площадь комплекса – около 30га, и, поофициальной версии, там расположено два здания охлаждаемых складских комплексов класса А по 20000 кв. м, стоянка на 500 машино-мест для большегрузных автомобилей, гостиница для персонала и прочие инфраструктурные удобства. Въезд для посетителей платный, оплата осуществляется через терминалы, и на этом признаки цивилизованности логистического центра, кажется, заканчиваются.

Партнер «Четырех сезонов» – Единый миграционный центр, действующий на территории оптового распределительного центра: собственники создали все условия для упрощения процедуры оформления документов. Кроме того, арендаторы обязаны самостоятельно контролировать трудовую сферу своей деятельности, что оговорено в соглашении с управляющей компанией. Овощебаза, может, и задумывалась как современный и цивилизованный оптово‑розничный рынок, однако до этого пока далеко. Хотя администрация комплекса вместе со службой безопасности и говорит, что пресекает торговлю без кассовых аппаратов, но на деле продавцы сбывают товар прямо с фур мелким оптом и в розницу. Разумеется, без всяких чеков. Об этом охотно рассказывают местные жители, которые по дешевке покупают тут сезонные овощи и фрукты.

По словам представителя компании «Моссельпром Домодедово», проект принадлежит гражданам РФ. «За основу взята идея европейских центров типа Rungis и Merca Madrid, – сообщили «Ко» в пресс-центре «Моссельпром Домодедово». – Подобные комплексы включают площадки, оборудованные для долговременного хранения, переработки, в том числе и предпродажной, и подготовки сельскохозяйственной продукции. До«Четырех сезонов» у собственников проекта не было опыта работы с недвижимостью. Но пилотный проект вДомодедово показал хорошие результаты в плане доходности и востребованности, и было решено продолжать инвестиции в такие центры. Так, вдеревне Радумля скоро откроется второй ОРЦ.  Его отличие от базы – вналичии комплекса сопутствующих услуг (калибровка, упаковка, доставка, таможенное оформление и проч.), позволяющих подогнать сельхозпродукцию под требования ритейлеров, создав тем самым продукт, готовый к продаже. От европейских ОРЦ унаследован принцип «город в городе», позволяющий получить весь комплекс услуг на одной территории: здесь расположены гостиничный комплекс, кафе, рестораны, банки, авиакассы, единый миграционный центр, пункты таможенного оформления и проч».

Из открытых источников известно, что «Моссельпром Домодедово» – это детище Тимофея Кургина, управляющего партнера компании «Русская лесная группа» (одно из крупнейших лесоперерабатывающих предприятий Иркутской области), и владельцев Промсвязьбанка братьев Ананьевых. Инвестиции в проект не раскрываются. «Для ПСБ перспективно сотрудничество с компанией, ориентированной на российский рынок, – комментирует представитель Промсвязьбанка Ирина Яшнева. – Комплекс «Четыре сезона» показывает высокую заполняемость арендных площадей и генерирует товарооборот в 1,5 млн т фруктов и овощей в год, что имеет больше значение для экономики региона и соответственно служит гарантией кредитоспособности предприятия».

Стоит отметить, что подобных агрокластеров, или попросту овощебаз, в Москве и области предостаточно. В одну из них – проект «Фуд Сити»– вложились владельцы ТЦ «Садовод» Год Нисанов и Зарах Илиев. Крупными считаются база «Агрофрукт» и Балашихинская овощная база. Однако, по мнению игроков рынка, будущее все же за цивилизованными агрокластерами.

Финансовые перспективы «Четырех сезонов» отрицать нельзя: партнеры этой компании – ведущие игроки продуктового ритейла: «Дикси», X5Retail Group, Billa, «Виктория» и даже «Азбука вкуса». Но вот до заявленной инновационности еще очень далеко. «Санитарное состояние территории местами оставляет желать лучшего. Огромное количество овощей и фруктов, привезенных издалека, что-то неминуемо портится», – пишет портал Domodedovo.ru. На том же портале местные жители возмущаются поведением мигрантов и пробками. Интересно, соседи французского оптового комплекса Rungis тоже недовольны илиэто все-таки европейский формат как-то неудачно мутировал в России?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *