Создавая системы защиты от ракет врага, российские и американские ученые научились вызывать искусственное северное сияние. Плазменные облака создают помехи для систем наведения, не позволяя точно поразить цель. В мирное время изобретатели пытаются продать свои разработки организаторам массовых шоу.

 

Российские и западные певцы «зажигают» зрителей на концертах вспышками прожекторов, фейерверками, лазерными шоу, выписывая узоры на облаках и стенах зданий. Подобными cветовыми эффектами с использованием лазеров японский художник-физик Хиро Ямагата удивлял народ, собравшийся на юбилее Санкт-Петербурга. Но все эти техноизыски меркнут на фоне проекта российских ученых-оборонщиков – искусственного полярного сияния.

 

Сияние как оружие

 

Природное полярное сияние – это светящаяся плазма (ионы, электрически заряженные частицы). Однако верхние слои атмосферы можно ионизировать и искусственно. Например, в 1985 году советские и французские физики провели эксперимент APAKC, в котором плазма создавалась при помощи ускорителя частиц, установленного на метеоракете. Этот прибор «обстрелял» атмосферу электронами и тем самым впервые зажег сияние над поселком Согра Архангельской области.

APAKC – чуть ли не единственный эксперимент с полярными сияниями, результаты которого открыты для широкой общественности. После этого успешного опыта верхние слои атмосферы показались генералам по обе стороны Атлантики весьма перспективным полем боя. Например, сейчас на Аляске американские военные экспериментируют с небесами в рамках программы HAARP. По некоторым данным, HAARP предусматривает создание полярных сияний за счет ионизации верхних слоев атмосферы радиоволнами высокой частоты. Светящиеся плазменные облака отражают УКВ-радиоволны и закрывают территорию Штатов от радиолокаторов точного наведения боеголовок врага. Впрочем, возможно, что это лишь небольшой фрагмент более глобальных экспериментов над ионосферой.

С советской стороны подобными воздействиями занимался Исследовательский центр имени М.В. Келдыша. Эксперименты активно проводились в 1980-х годах: ракеты на высоте около 200 километров (то есть в ионосфере, где как раз и образуются полярные сияния) выбрасывали облака плазмы. Советские газеты писали, что физики, наблюдая движение плазмы, изучают электромагнитное поле Земли. О другой, военной стороне опытов СМИ молчали. Дело в том, что во время полета в ионосфере плазма отражает и рассеивает излучение радаров раннего обнаружения. То есть советская ракета до входа в плотные слои атмосферы вместо маленькой точки будет выглядеть на американских экранах набором больших пятен размером чуть ли не в полнеба. Судя по всему, такая защитная установка была создана в СССР, но на вооружение не поступила.

 

Сияние как шоу

 

Директор Келдышевского центра академик Анатолий Коротеев подтвердил «Ко», что эксперименты по воздействию на ионосферу были (и даже показал несколько фотографий, которые, правда, не разрешил переснять), но цель этих экспериментов не объяснил. Во всяком случае, что бы там ни изучали советские физики, но во время испытаний они обнаружили интересный побочный эффект: «боевые» плазменные облака долго не рассеивались, и удивленные ученые часами наблюдали цветные разводы в небесах. Именно эти разводы и видны на «секретных» фотографиях. Впрочем, те искусственные сияния имели небольшие размеры и казались землянам яркими звездами или НЛО.

Зато о «мирном ионе» Анатолий Коротеев рассказывает с гораздо большей охотой. Идея применить военные наработки в мирных целях пришла ему в голову в 1997 году на Воробьевых горах во время лазерного шоу Жана-Мишеля Жарра, посвященного 800-летию Москвы. Наблюдая восторг московской публики от сравнительно простых и давно известных спецэффектов, он представил, в какой экстаз впали бы зрители, если бы в сумерках над их головами зажглось цветовое полотно. Тем более если бы удалось научиться создавать сияния заданной формы.

В Келдышевском центре разработали проект создания рукотворных сияний. В назначенное время с аэродрома взлетает самолет. Набрав максимальную высоту, он выпускает метеоракету, которая, поднявшись на две сотни километров над нужной точкой планеты, включает установленный на борту генератор плазмы – аппарат, выбрасывающий ионизированные пары в заданных направлениях. Изменяя химический состав паров, можно менять цвет картинки. Например, ионы натрия светятся желтым светом, а бария – малиновым.

Теоретически можно сотворить на небесах любое изображение, но пока сконструированы приборы только для рисования простых узоров. Например, им по силам несложная надпись или олимпийская эмблема из пяти колец. Искусственное сияние экологически безопасно. Оно видно в течение двух-трех часов, а затем в течение еще нескольких часов без следа рассеивается. Если «зажечь небеса», скажем, над Москвой, зрелищем смогут насладиться в радиусе примерно 1600 километров от столицы России – в Мурманске, Копенгагене, Берлине, Краснодаре и Перми.

Существует одно ограничение. Чтобы люди могли увидеть сияние, небо должно быть безоблачным. К счастью, избавляться от туч научились давно. Самолеты на подступах к месту проведения торжеств рассеивают в воздухе реагенты, которые вынуждают «залетные» облака проливаться дождем.

Академик Анатолий Коротеев говорит, что стоимость подобного светового спектакля составляет около $1 млн. «Это немного, ведь, по моим данным, стоимость современного большого праздника с концертами, представлениями, шествиями, полетами авиации, салютом и прочими радостями жизни обходится примерно $10 млн», – считает Коротеев.

Из трех технологий – советско-французской, американской и российской – до коммерческой стадии дошел только келдышевский проект. Но цена в миллион долларов кажется организаторам различных шоу слишком большой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *