Гарри Чагласян, пожалуй, самый известный в Москве промоутер ночных клубов. Сначала этот американец открыл в российской столице клуб Papa John’s, а затем амбициозный «XIII». В Москву он впервые приехал четыре года назад «на недельку».

«Ко»: Сколько вам лет и с чего вы начинали?

Гарри Чагласян: Мне 32 года, а начинал я в Лос-Анджелесе с работы в клубе Roxy. Мой отец владеет компанией, которая занимается мобильными автокафе и обслуживает почти весь Лос-Анджелес. В некотором смысле в клубный бизнес я попал благодаря ему. Когда я приехал в Россию в 1996 году, то понял, что таких кафе здесь практически нет. И тогда мы привезли в Москву несколько машин на День города. Тогда мы тесно работали с мэрией. После этого я открыл пиццерию «Джонни-толстяк», потом — Papa John’s и клуб «ХIII».

«Ко». Что такое вообще клубный бизнес? Можно ли на нем хорошо заработать?

Г.Ч.: К сожалению, в России много заработать в этом бизнесе нельзя, так как клубной культуры здесь пока не существует. Хотя в мире клубный бизнес — это целая индустрия. Существуют туристические компании и даже модные бутики, обслуживающие только клубный бизнес.

«Ко»: Но будь этот бизнес абсолютно неприбыльным, вы вряд ли стали бы им заниматься…

Г.Ч.: Конечно. Но для начала нам пришлось доказать, что «XIII» — это не просто место для отдыха, а брэнд, с которым можно участвовать в различных проектах. Например, в этом году мы совместно с Marlboro провели тур по лучшим российским клубам. Такие проекты стали возможны только сейчас, когда «XIII» действительно стал брэндом. То же самое можно сказать и о проекте «Жара на Ибице» — «XIII» представляет первое российское клубное путешествие. Собственно, наш бизнес и заключается в постоянной организации новых проектов, привлечении новых спонсоров. Некоторые люди думают, что в нашем бизнесе главное — привлечь максимальное количество посетителей и сделать так, чтобы им было весело. Но деньги-то зарабатываются не на этом. Сам по себе клубный бизнес затратный. Особенно если работать действительно качественно: приглашать лучших ди-джеев, играть модную музыку.

«Ко». А чем, собственно, привлекает спонсоров «XIII»? Как вам удалось заполучить в свои проекты Marlboro? Или, скажем, Pepsi?

Г.Ч.: Мы сумели доказать, что отличаемся от других, завоевав в 1999 году звание «лучшего московского клуба года» по итогам конкурса, который был организован журналом «Не спать!» и компанией «Дива-промоушн». Концепция клуба «XIII» весьма своеобразна, поскольку в клуб приходит взыскательная публика, которую надо постоянно удивлять. Каждый раз мы должны предложить им что-нибудь новенькое — костюмированное шоу или прогрессивную музыку. Мы сотрудничаем с известными английскими промоутерами.

«Ко»: Почему вы вообще создали «XIII»?

Г.Ч.: Когда я в 1998 году впервые увидел это здание (клуб «XIII» находится в старинном особняке XVIII века на Мясницкой. — Прим. «Ко»), оно показалось мне настолько уникальным, что я сразу же решил сделать в нем необычный клуб. Особняк долго пытались сдать в аренду, но он никому не подходил. Сделать из него деловой офис было сложно, для представительства здание тоже не годилось. Осмотрев особняк, я понял, что здесь можно открыть несколько залов с разной концепцией, разной музыкой.

В других странах этот бизнес устроен иначе. Сам клуб является только помещением, где каждый день какой-то промоутер проводит свою вечеринку. Я думаю, что через некоторое время так будут поступать и в Москве, потому что это единственный способ реально заработать. Но здесь сейчас пока не понимают, как это можно в среду играть трип-хоп, в четверг — рэп, а в пятницу — прогрессив-хаус. Сейчас в клубах владелец зачастую является и управляющим, и арт-директором, и промоутером в одном лице. К сожалению, это не способствует развитию бизнеса.

«Ко»: Какой стартовый капитал необходим для открытия клуба?

Г.Ч.: Все зависит от концепции. Papa John’s, например, был заброшенным кулинарным цехом, на ремонт и отделку которого пришлось потратить несколько десятков тысяч долларов. В среднем же на создание приличного клубного заведения в России требуется от десятков до сотен тысяч долларов. Papa John’s оказался успешным проектом. Это типично американское заведение с живой музыкой и набором вечеринок. У «XIII» совершенно иная концепция. Правда, многие посетители Papa John’s частенько заглядывают и в «ХIII». Они ведь расположены практически друг напротив друга.

«Ко»: Быстро ли окупаются такие вложения? И окупаются ли они вообще?

Г.Ч.: На это нужен как минимум год, а порой и гораздо больше времени. Все зависит от энергии промоутера, менеджмента и опять-таки от концепции. В России создание клубов пока невозможно поставить на поток. За границей это отлаженный бизнес, на котором можно зарабатывать.

«Ко»: Что нужно клубу, чтобы выжить в наших условиях?

Г.Ч.: Клуб — это обычная компания. Что она продает? Прежде всего атмосферу. Вы выживаете, если все составляющие «атмосферы» — музыка, звук, свет, сервис, интерьер, одежда официантов, охрана и даже туалет — высокого качества.

Не могу сказать, что я долго сидел и планировал, что и как должно быть в моем клубе. Многие вещи делаются почти интуитивно. Интуиция в нашем деле даже важнее, чем выверенный финансовый план и экономическое обоснование. Конечно, есть риск не угадать, но мне это даже нравится.

«Ко»: Существует ли конкуренция между московскими клубами?

Г.Ч.: На самом деле хороших клубов в Москве мало. Но конкуренция есть. У меня была идея создать некий «круглый стол» промоутеров или хозяев клубов: так легче работать со спонсорами, организовывать новые проекты, приглашать самых известных музыкантов, короче говоря, развивать бизнес. К сожалению, идею такого объединения мои коллеги не поддержали. По-моему, это глупо. Москва — огромный город, и все заведения могут тут сосуществовать вполне спокойно.

«Ко»: Как вы оцениваете перспективы клубного бизнеса в России, ведь он развивается практически только в Москве и Санкт-Петербурге?

Г.Ч.: Настоящей клубной жизни нет нигде, кроме Москвы. Мы делали тур по многим крупным городам России, поэтому у меня есть основания так говорить. Особенно меня удивил Питер. Честно говоря, я ожидал найти в этом городе более прогрессивную музыку и публику. Но ни одного нормально клуба мы там не обнаружили. Музыка старая, ди-джеям платят гораздо меньше, чем в Москве.

«Ко». А в Москве каждый месяц открываются один-два клуба. Значит, есть ниши, которые еще не заполнены?

Г.Ч.: Да, есть. Например, клуб «XIII» заполняет сейчас огромную нишу, которая не занята никем. Это клуб с динамично меняющейся атмосферой, когда один вечер не похож на другой. Именно это и привлекает нашу публику. Для этих людей важнее всего комфорт, новизна, стремление к ненавязчивой роскоши и в то же время к декадансу.

«Ко»: Возможно ли поддерживать стабильный интерес к заведению только на собственные деньги?

Г.Ч.: Нет, сделать все это на свои деньги нереально. Приходится привлекать спонсоров. Например, делать для них тематические вечеринки. Надо сказать, что спонсоры не сразу соглашаются на участие в каком-либо новом проекте. Их надо убеждать.

«Ко»: Вы уже вышли на тот уровень, когда можете быть интересным для спонсоров? Могли бы вы, например, открыть третий клуб?

Г.Ч.: В общем, да. Новые проекты у нас возникают регулярно. Всем известен наш новогодний Millennium, когда мы одновременно провели три тематические вечеринки. Теперь мы осуществляем летний проект — «Жара на Ибице». Все эти масштабные мероприятия можно организовать только благодаря поддержке и помощи спонсоров. А что касается нового клуба, то могу сказать, что останавливаться на достигнутом нельзя, надо все время делать что-то новое и интересное.

«Ко»: Сильно ли криминализирован клубный бизнес?

Г.Ч.: Как и любой другой бизнес в Москве. Но мы законопослушны, так что бояться нам нечего. Я хотел бы продолжать свой бизнес в России.

«Ко»: Вас не пугает возможность повторения финансовых потрясений, похожих на кризис 1998 года?

Г.Ч.: Конечно, вести дела в России довольно рискованно. Но при этом здесь есть возможность сделать что-то новое и интересное, чего до тебя еще никто не делал. Мне, например, скучно работать в Америке. Там уже нет элементов риска и новизны, а здесь все по-другому. Для меня важно получать удовлетворение от работы. А потом, Россия — как болото: чем дольше ты здесь, тем больше засасывает.

«Ко»: В одном из интервью вы сетовали на то, что московская мэрия уделяет мало внимания развитию клубов. Вы хотели таким образом привлечь внимание властей?

Г.Ч.: Мы тесно работаем с департаментом культуры московской мэрии, и наша сверхзадача — поменять отношение к клубам и клубному бизнесу. Мы понимаем, что это работа на несколько лет, но это нужно делать. Нужно дать понять людям, что клубы — это часть нашей культурной жизни. Ведь из-за последних событий Москва рискует прослыть криминальной столицей. Посмотрев программы CNN и почитав западную прессу, иностранцы думают, что приезжать в Россию опасно. Клубы в состоянии разрушить этот негативный образ.

«Ко»: Вы богатый человек?

Г.Ч.: Ну я не сказал бы, что богатый. Но позволить себе поехать на Ибицу могу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *