Неделю назад двое предпринимателей везли 43 млн рублей из Ростова-на-Дону в Москву — почему-то на обычном джипе Toyota Land Cruiser. До Москвы им оставалось 150 км, когда в 5.30 утра их остановили двое, одетые примерно как сотрудники ДПС. В темноте все равно ничего не разглядишь — только светоотражающие жилеты и жезлы. Набитый деньгами джип остановился, к нему подъехал микроавтобус «Соболь». Из него выскочили пять мужчин с автоматами в камуфляже и шерстяных шапочках-масках. Забрали деньги, запихнули перевозчиков в багажник и уехали. И все. Миллион евро без единого выстрела.
С начала этого года в одной только Москве шесть раз нападали на инкассаторов. И еще ограбили 19 человек, когда они снимали в банках или меняли в обменных пунктах крупные суммы. В уголовном мире нападение на инкассаторов считается легким заработком и эффективным способом пополнить «общак». В целом денег в стране стало меньше, но наличных все равно много — из-за девальвации люди активно снимали средства с депозитов и делали покупки. А бизнес, наоборот, теперь экономит, в том числе и на охране. Грабить стало легче, прибыльнее, веселее.

КАК В КИНО

Деньги возят непрофессионалы — в этом успех преступников, говорит столичный прокурор Юрий Семин. В милиции согласны — руководство компаний и банков «пренебрегает безопасностью перевозок крупных сумм». «Дошло до того, что деньги возят женщины-кассиры в маршрутных такси», — говорит сотрудник столичного ГУВД. В Питере в прошлом году ограбили на 30 млн рублей бухгалтера одного из городских вузов. Ее сопровождали двое немолодых мужчин из службы безопасности. Один выхватил газовый пистолет и был застрелен на месте. Точно так же еще до этого в Москве две женщины-бухгалтера и безоружный охранник везли зарплату для Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева. У них отняли 14 млн рублей.
Дерзкое ограбление на трассе Ростов–Москва — в этом ряду. Пока не ясно, в чем было дело: в беспечности, скупости, преступном умысле. Обоих перевозчиков проверили на полиграфе — не помогло. «Странное преступление, — делится оперативник областного УВД, участвующий в расследовании. — Двое парней в обычном внедорожнике. У них даже бейсбольной биты не было». Еще больше сотрудника УВД возмущает тот факт, что парни, дотянувшись наконец до мобильного телефона, позвонили в столичный офис банка, в который они везли деньги, а не в милицию. В итоге милицию вызывали из Москвы — дали бандитам лишнее время на отступление.
Под ружье подняли всю милицию всех соседних областей — и, разумеется, никого не нашли. Банальная версия состоит в том, что ростовчане решили сэкономить на перевозке, и их ограбили. Инкассация такой суммы из Ростова в Москву стоит минимум 100 000 рублей. Источник в центральном аппарате МВД уверен, что без наводчиков из числа сотрудников банка не обошлось: «Преступники были уверены, что ничем не рискуют. Иначе “инкассаторов” не оставили бы в живых». Он вообще не исключает, что это было не ограбление, а инсценировка — как в кино.
В отделе по расследованию убийств ГУВД утверждают, что налетчикам почти всегда сливают информацию в банках. По закрытой статистике Сбербанка, в 90% у нападавших есть сообщники среди сотрудников банка, их жен, родственников, сотрудников милиции или в отделе вневедомственной охраны, который курирует службу безопасности. Иногда в состав инкассаторского экипажа внедряют своего человека. Тем более что это не очень сложно. В апреле 1997 года налетчики расстреляли инкассатора пензенского банка «Тарханы» и похитили $200 000. Когда банду задержали, выяснилось, что нападение организовал бывший инкассатор, работавший в этом банке.
Наличных денег разного происхождения в России много, и искушение велико. Буквально на днях милиционеры перехватили людей, которые везли «15 сумок, набитых деньгами», рассказывает первый замглавы Московского УВД на водном и воздушном транспорте Виктор Иващенко. Всего там было порядка 400 млн рублей и €1 млн. В 11 раз больше, чем у легкомысленных перевозчиков из Ростова-на-Дону.

СЛАБАЯ ОВЦА

Горячий сезон охоты на инкассаторов и рядовых перевозчиков — начало лета и конец года. Перед отпусками в учебных заведениях и компаниях возрастают суммы выплат — зарплата, отпускные, а в конце года выплачивают премии и возрастает оборот в торговых сетях. В 2008 году в Москве было совершено 103 нападения на инкассаторов и перевозчиков денежных средств. Каждое четвертое — непосредственно около пункта обмена валюты.
По этим делам задержали 90 человек, говорят в Главном следственном управлении при ГУВД Москвы, из них 76 — выходцы с Кавказа. По милицейским данным, за кавказскими этническими группировками числятся нападения на инкассаторов Транскапиталбанка, Внешпромбанка, Сбербанка и «Русского стандарта». Самым дерзким было нападение на инкассаторов банка «Русский стандарт» летом прошлого года. Сотрудников банка обстреляли из автоматов и забрали сумки с деньгами. Один инкассатор погиб, другого ранили. Пытаясь скрыться от погони, грабители попали в аварию, бросили сумки и убежали. Потом их все равно задержали.
Рынок денежных перевозок в России почти целиком — 80% — делят между собой Российское объединение инкассации (Росинкас), инкассаторская служба Сбербанка и «Инкахран». В самой крупной конторе — Росинкасе — 15 000 сотрудников и 6000 бронированных авто. Оставшиеся 20% рынка распределены между ЧОПами и собственными службами инкассации коммерческих банков.
«Волк всегда нападает на слабую овцу в стаде», — говорит Сергей Савченко, замдиректора учебного центра «Витязь», где проводят курсы для личной охраны и инкассаторов. Налетчики по нескольку дней отслеживают экипажи, определяют «слабое звено», просчитывают маршрут и пути отхода. Чаще всего подстерегают при посадке в автомобиль. Вскрыть стальной броневик трудно, поэтому налетчики ждут, чтобы водитель сам открыл двери — например, когда решит проветрить салон или отойдет за минералкой.
Работа у инкассатора не очень веселая и интересная, внимание притупляется. Но при этом тяжелая, особенно летом. «Едешь триста километров по жаре, пьешь воду глоточками, ни остановиться, ни в кусты сходить», — делился с Newsweek один инкассатор. «Самые распространенные ошибки — позиционные, — объясняет Савченко. — Допустим, садясь в автомобиль, открывают обе двери сразу. Тогда как один должен контролировать ситуацию. Тут же им суют автомат в дверь, дают очередь, одного убивают, другому руку простреливают». И все оттого, что инкассаторы работают механически, без души.
Обычно инкассаторы не только не успевают взяться за оружие, они даже лиц нападавших не вспомнят. Бывают и исключения. В прошлом году инкассаторы Сбербанка открыли ответный огонь по налетчикам и одного из них подстрелили. Президент Медведев наградил весь экипаж орденами Мужества, двух инкассаторов — посмертно. «Меньше 10% экипажей оказывают сопротивление, — рассказывает Савченко. — Лишь каждый восьмой использует для обороны оружие. А бандиты применяют оружие всегда». Сергей вспоминает случай, как водитель-инкассатор во время налета от страха стал стрелять из автомата в закрытом броневике. Преступники испугались и убежали.

ЭТО РАЗВЕ ЗАЩИТА?

Эксперты единодушны: банки сейчас заметно экономят на охране и подготовке кадров. Комплект формы для инкассатора стоит порядка 40 000–50 000 рублей, а «броневик» — $30 000. Кроме того, надо платить за найм и обучение специалистов. «Парни в гражданке, сложили деньги в спортивную сумку и поехали, — говорит Савченко из “Витязя”. — От обычных клиентов отличить тяжело». Но если есть утечка информации, такие перевозчики — легкая добыча.
Из-за кризиса уже сорвалось несколько сделок, говорит Александр Кудрин, начальник отдела продаж компании «Техника», которая занимается продажей бронеавтомобилей. «Собственная служба инкассации — дорогое удовольствие, мы пользуемся внешней охраной», — подтверждает собеседник в одном из поволжских банков. В другой компании, которая производит бронеавтомобили, тоже жалуются, что клиенты экономят на безопасности. «Вместо бронированных стекол ставят имитацию — два склеенных прозрачным полимером стекла. Это разве защита?» — недоумевают производители.
В Сбербанке, Центробанке, Внешторгбанке и ВТБ-24 на вопросы об обеспечении безопасности отвечать отказались. Но неофициально подтверждают, что тоже сокращают количество экипажей. Сегодня одна машина обслуживает больше объектов, чем прежде, — магазины, АЗС, салоны, бутики, терминалы оплаты. «У каждого экипажа по 100 точек на маршруте, засаду можно ждать где угодно», — объясняет собеседник в одном из банков.
Алексей Прихожденко из ЧОПа «Южный двор» сетует, что в России до сих пор не принят единый федеральный закон об инкассации. «Каждый банк сам себе пишет внутренние уставы», — подтверждает Савченко. Поэтому отсутствие бронежилета может не быть нарушением или деньги везут вдвоем, а не втроем, как надо. «Наша инструкция написана кровью, — возражает сотрудник службы безопасности одного из поволжских банков. — Наши ребята уверены: после предупредительного выстрела в голову контрольный уже не нужен».
Newsweek убедился: стать охранником с правом ношения оружия действительно очень просто. Достаточно найти в интернете телефон фирмы, которая поможет получить лицензию. В Москве таких фирм десятки. Корреспондент Newsweek зашел в одну из них, расположенную на первом этаже старого доходного дома в нескольких сотнях метров от Кремля. В маленькой прокуренной комнате с зарешеченным окном корреспондента встретил менеджер Сергей, молодой человек крепкого телосложения. 5000 рублей, три-пять рабочих дней — и у вас на руках диплом об окончании школы охранников и лицензия на ношение оружия. «Вы не беспокойтесь. Все законно. Лицензия будет настоящая», — заверил Сергей.

Кассовые сборы

2000-е не стали безопаснее для инкассаторов и охранников банков.
8 октября 2001 года Из инкассаторской машины Сбербанка пропало $700 000, один инкассатор убит, другой исчез.
25 декабря 2002 года Инкассаторская машина ограблена на севере Москвы. Добычей грабителей стали 15 млн рублей и $5000.
13 февраля 2004 года В Выборгском районе Санкт-Петербурга от филиала Сбербанка вместе с водителем угнан инкассаторский бронеавтомобиль с 17 млн рублей.
13 июля 2005 года В столице совершено нападение на инкассаторов Внешпромбанка. Бандиты, убив одного и ранив второго охранника, похитили $1 млн.
 28 ноября 2005 года В Москве шесть человек в камуфляже напали на водителя и экспедитора центра «Ориент», перевозивших 20 млн рублей. Преступники скрылись, забрав деньги.
5 июня 2006 года В Дагестане неизвестные убили трех инкассаторов и похитили 18 млн рублей.
12 мая 2007 года Из читинского отделения Байкальского банка Сбербанка России похищено 38 млн рублей. При нападении убита два охранника.
27 мая 2007 года В Барнауле ограблен Железнодорожный филиал Зернобанка. Грабители «заработали» 27 млн рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *