предприниматель

Ведь он лишь самый известный представитель особой категории людей, к которым в России не привыкли и само существование их часто воспринимается либо как пиар и обман, либо как что-то опасное и сектантское. Имя этим людям — социальные предприниматели.

Три вектора Социальное предпринимательство — это бизнес, приносящий своему владельцу доход и попутно тем или иным образом решающий социальные проблемы.

Социальных предпринимателей условно можно разделить на три группы. Первые — это специализированные предприятия для людей с ограниченными возможностями. В Москве недалеко от Театра Российской армии уже несколько лет существует небольшой, но известный многим ресторан «В темноте», где работают незрячие официанты. Кстати, в самом заведении абсолютно темно. Гостям на собственном опыте предлагается испытать, каково это — пожить без зрения. Один из социальных эффектов — повышение лояльности и эмпатии зрячих людей к незрячим.

Ко второй группе относят некоммерческие и благотворительные организации. Причастность их к социальному предпринимательству для многих теоретиков вопроса спорна — недостаточно выражена коммерческая выгодность подобных проектов. В Рыбинске действует женское общество социальной поддержки «Женщина. Личность. Общество», при котором работает мастерская по выпуску войлочных игрушек и бижутерии. Таким образом, попавшие в сложную жизненную ситуацию дамы могут и порешать свои психологические проблемы, и материальное положение немного поправить. Хотя о какой-либо значимой прибыли речь тут не идет.

И наконец, третья группа социальных предпринимателей — это представители малого бизнеса, которые, кроме получения выгоды, попутно решают социальные задачи, актуальные для их района или вида деятельности. «Надо отметить принципиальное различие российского и европейского социального предпринимательства, — подчеркивает руководитель Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher Руслан Абдикеев. — В Европе социальным предпринимательством люди идут заниматься уже после того, как добились карьерных успехов и финансовой независимости. Решением социальных проблем занимаются спокойно, для души. В России же социальные предприниматели с этого начинают, по большей части без накопленного бизнес-опыта и стартового капитала».

В нашей стране нет самостоятельной организационно-правовой формы для социальных предприятий, хотя уже два года подряд Минэкономразвития РФ проводит конкурс на получение субсидий для малого бизнеса, в частности для социальных предпринимателей. «В 2011 г. термин «социальное предпринимательство» появился впервые в тексте официального документа, а сегодня размер субсидии уже составляет 600 000 руб., — добавляет оптимизма Наталия Зверева, директор фонда региональных социальных программ «Наше будущее». — В 2012 г. в Торгово-промышленной палате РФ создан координационный совет по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства. В июне появился экспертный совет по вопросам развития социального предпринимательства при комитете Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству». Пока же регулирующие органы пытаются прояснить статус социальных предпринимателей, частные фонды оказывают посильную помощь перспективным стартапам, а государство строит планы решения социальных проблем. Бизнесмены, помимо всего прочего, выполняют роль лакмусовой бумажки, выявляя наиболее болезненные социальные явления страны и предлагая способы их решения.

Остросоциальное предпринимательство

Иногда вскрытая социальным предпринимателем проблема становится публичной настолько, что бизнес получает политическую окраску. В 1999 г. в Екатеринбурге начал работу фонд «Город без наркотиков», созданный Евгением Ройзманом. На базе фонда появился реабилитационный центр. Кроме лечения от наркозависимости, фонд Евгения Ройзмана поставил своей целью борьбу с наркомафией. «Собираем информацию с земли. Анализируем. Самостоятельно отрабатываем информацию (с привлечением правоохранительных органов), — пишет Евгений Ройзман в своем блоге. — Там, где не можем дотянуться, передаем информацию в правоохранительные органы, заставляем их работать, в случае необходимости помогаем. Если официальные структуры не способны решить проблемы, передаем всю информацию в прокуратуру с одновременным размещением в СМИ».

Стоило фонду объявить о своей войне в открытую, как у него тут же начались проблемы. В прессе стали появляться слухи о том, что пациентов Ройзмана морят голодом и держат связанными. А этими слухами имеют возможность воспользоваться политические противники Ройзмана, задача которых — опорочить имя фонда и тем самым обесценить все обвинения екатеринбургского борца с наркомафией. 1 июля Евгений Ройзман сообщил о штурме женского реабилитационного центра бойцами СОБР. Проблемы с ГУВД у центра начались после 17 июня 2012 г., когда в одной из больниц Екатеринбурга скончалась от менингоэнцефалита бывшая пациентка фонда. «Закрыть фонд «Город без наркотиков» пытаются не первый раз, и всегда это сопровождается подобными мероприятиями, — комментирует ситуацию Владислав Капканов, заместитель председателя коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный». — Очевидно, что активная деятельность Ройзмана не устраивает ни политические силы страны, ни правоохранительные органы, которые как раз таки и отличаются своим бездействием». Вероятно, до тех пор, пока медицина не найдет гарантированного средства лечения от наркомании, клиники для наркозависимых будут оставаться социальным предпринимательством «с душком». Кому здесь верить — личное дело каждого, но заработать на этом социальном предпринимательстве, к сожалению, пока могут и «белые», и «черные».

Чем пахнут ремесла?

Чем дальше школьное образование уходит от советских стандартов, тем меньше времени остается у сегодняшних школьников на выбор профессии. Учителя советуют уже к седьмому классу определиться с направленностью занятий, а к девятому — выбрать профессию. Вопрос профориентации для подростков и их родителей стоит ребром. Решением этой проблемы в Москве занялась совладелица рекламного агентства AdCom Мария Иванова, создав уникальный профориентационный проект «Булки не растут на деревьях». Задача проекта — в увлекательной форме рассказать детям и подросткам о существующих профессиях и дать им возможность попробовать себя в роли архитектора, кондитера, модельера и не только.

«Идея «Булок» зрела во мне, в ней совместились две линии: рост меня как менеджера и зрелость как матери, — рассказала «Ко» о появлении проекта Мария Иванова. — В какой-то момент эти две линии соединились, я сформулировала видение проекта, презентовала его, пришли первые партнеры, и мы стартовали».

Проект «Булки не растут на деревьях» — независимый. С самого начала все работало на энергии команды, на одиночных меценатских взносах и участии единомышленников. К 2013 г. Мария Иванова планирует вывести проект на прибыльность. «Сейчас есть несколько моделей, по которым мы планируем развиваться, посмотрим, какая из них выстрелит», — поясняет Мария Иванова. Эксперты потенциал проекта оценивают положительно. По мнению директора Центра инноваций и психологической культуры Ирины Субботиной, образовательный проект подобного характера станет востребован, и не только в крупных городах, но и в регионах. «Конечно, учитывая, что стоимость услуг будет снижена пропорционально к уровню достатка местного населения», — добавляет Ирина Субботина.

Республика ШКИД.

Наше время Один из самых известных социальных предпринимателей России Вячеслав Горелов из Перми начал свою деятельность еще в 1994 г., создав общественную организацию «Койва». Первый же проект «Юнион тур», направленный на привлечение в туризм подростков-правонарушителей, который поддержал Фонд Ролана Быкова, был успешно реализован. Были и неудачи. «В 2003 г. я организовал лагерь для воспитанников детского дома, — рассказывает Вячеслав Горелов. — Родился проект «Изменить судьбу», поддержанный посольством Королевства Нидерландов в Москве: организация для сирот летних лагерей с социальным эффектом. Но желание построить каждому детскому дому по даче не сбылось. Каждый год новый тендер, борьба на рынке социальных услуг за понижение цен на путевки с незнакомыми новичками, коррупция среди чиновников». Сейчас в копилке социального предпринимателя несколько десятков реализованных проектов и богатый опыт использования различных ресурсов. Так, например, с находящимся на этапе развития проектом «Школа фермеров» Вячеславу Горелову повезло, его поддержали несколько крупных партнеров: фонд региональных социальных программ «Наше будущее», ОАО «Россельхозбанк», Пермский агропромышленный техникум и Пермский институт муниципального управления. В Перми доля молодежи в общей численности безработных выше среднероссийского показателя на 9%; нуждающихся в жилье сирот — 9000, общее число преступлений превышает аналогичный показатель в целом по РФ. И эти трудности Вячеслав Горелов готов преодолевать с помощью Школы фермеров, которая предлагает комплексное решение по жизнеустройству безработных молодых людей, сирот, проблемной и оказавшейся в сложной жизненной ситуации молодежи. Программа обещает обучение участников проекта сельскохозяйственным профессиям, самостоятельной предпринимательской деятельности в сфере агробизнеса. Выпускникам будет оказана помощь в получении субсидии на создание собственного крестьянского хозяйства. Однако, по мнению экспертов, легким в реализации этот проект вряд ли будет. «Потребность в фермерских бизнесах есть, причем огромная. Любому бизнесу на самом деле можно обучить, — считает основатель проекта «Бизнес-молодость» Михаил Дашкиев. — Это не такая сложная задача, как кажется. Самое сложное, с чем может столкнуться данный проект, — это найти причину, по которой ребята добровольно, с огромным желанием и энергией будут обучаться и преодолевать препятствия, так как фермерство — один из тех сложных рынков в России, который находится в упадке и его предстоит поднять. И даже переход в эту нишу для человека с опытом связан с кучей проблем».

Пожилым везде у нас дорога

Социальное предпринимательство не чуждо и крупному бизнесу. Обычно большие компании охотно демонстрируют свою благотворительную деятельность. Под крылом российского холдинга ForaFarm успешно действует благотворительный фонд, работающий с проблемами пожилых людей. Социальное предпринимательство крупного холдинга — небольшое туристическое агентство ForaFarm Travel, занимающееся созданием специальных туров для пожилых людей. «Пожилые люди — самая непопулярная с точки зрения благотворительности группа населения, — рассказывает «Ко» Ирина Соловьева, директор департамента по связям с общественностью и внешним коммуникациям ForaFarm. — Пенсионный возраст в нашей стране — пожалуй, самое безрадостное время жизни. Поэтому главная задача ForaFarm Travel — потихоньку менять представления о жизни у пожилых людей в частности и в обществе в целом. Эта пора жизни может быть насыщенной и активной». Туристическое агентство создает туры, интересные именно взрослой аудитории. Кроме того, осознавая возможные проблемы со здоровьем у пожилых туристов, агентство обеспечивает медицинское сопровождение для каждого путешествия. Одним из социально важных вопросов, решаемых ForaFarm Travel, является поддерживание связи поколений: сотрудники агентства предлагают финансово состоявшимся детям задуматься о приобретении турпутевки для родителей. «В России туристические программы для пожилых остаются на зачаточной стадии, хотя рост благосостояния российских граждан до осени 2009 г. отражался на популярности зарубежных туров и у пенсионеров», — считают аналитики Российского союза туриндустрии.

На сегодняшний день турпроект фармацевтического холдинга запущен в режиме стартапа, ему не более года, поэтому о какой-то прибыли, тем более стабильной, говорить не приходится. «В стратегических планах компании — стать крупнейшим туроператором в организации туризма и отдыха пожилых людей по всем направлениям — внутреннем, въездном и выездном туризме. Поэтому мы готовы к тому, что в проект еще только предстоят серьезные вложения», — поделилась с «Ко» планами Ольга Штауберг, совладелица группы копаний ForaFarm.

Разумный эгоист

Проект Романа Себекина из Волгограда «Вторичная переработка пластиковых отходов» стал победителем Всероссийского конкурса проектов «Социальный предприниматель-2012». Роман Себекин создал бизнес по переработке отходов производства и потребления, позволящей исключить вывоз пластиковых отходов на полигоны. Из переработанного сырья производятся стройматериалы, цена которых получается ниже рыночной, что обеспечивает конкуренцию с аналогичной продукцией из первичных материалов. Таким образом, реализация проекта решает сразу две социальные задачи: улучшение экологической ситуации в Волгоградской области и превращение переработки пластикового мусора в доходную статью бюджета. Сегодня на развитие полезного проекта фондом «Наше будущее» предоставлена беспроцентная ссуда в 5 млн руб. А началось все с желания Романа Себекина построить себе дом. По образованию господин Себекин юрист, специалист в сфере налогообложения. До затеи с переработкой пластиковых отходов предприниматель успел серьезно позаниматься пчеловодством, а получив высшее образование, хотел строить карьеру в полиции, в управлении по налоговым преступлениям. «Но работа в полиции оказалась не для меня», — рассказал «Ко» Роман Себекин. Спустя год у несостоявшегося полицейского возникла необходимость в постройке дома. «Были участок и желание все сделать самому, — говорит Роман Себекин. — Вопрос о покупке готовых блоков отмел сразу, поскольку хотел опять заняться собственным бизнесом. Рассчитал себестоимость блоков, получилось, что я могу купить оборудование, выстроить дом. После постройки дома оборудование получалось бесплатное, то есть оправдалось. В результате у меня при одном и том же количестве денег стоит дом и работает готовый бизнес». Бизнес по переработке пластика потихоньку развивался: в 2008 г. проект выиграл конкурс «Молодое предприятие», проводимый совместно с «ОПОРОЙ России» и Промсвязьбанком, и получил инвестиционный кредит. «В результате наше предприятие перерабатывает все виды пластиковых отходов, — делится успехами Роман Себекин. — В перспективе мы планируем развиваться дальше на условиях франшизы. Начинающим или работающим предприятиям мы будем помогать знаниями, опытом, оборудованием».

Однако специалисты-маркетологи оптимизма Романа Себекина относительно популяризации подобного производства не разделяют. «В России существует устойчивый потребительский стереотип, что стройматериалы из переработанного сырья менее качественные», — поясняет Наталия Балашова, генеральный директор компании маркетинговых решений «Страгет». Аналитики рынка не отрицают в дальнейшем возможность массового перехода потребителей на стройматериалы, производимые более экологичными путями, но пока говорить о распространении опыта в масштабах страны еще рано.

 


 

Социальное предпринимательство в России и за рубежом

Россия

Фонд «Наше будущее» создан Вагитом Алекперовым в 2007 г.

Количество поддержанных проектов: 59 проектов в 32 регионах

Поступления от социальных предпринимателей в бюджет в виде налогов: 26,6 млн руб.

США

Фонд поддержки социальных предпринимателей Ашока. Создан Биллом Дрейтоном в 1980 г.

Поддержанные фондом проекты работают в 70 странах

Великобритания

Семь ведущих некоммерческих организаций в 2002 г. создали Фонд общественных предпринимателей. Целевой капитал фонда: 100 млн фунтов стерлингов.

Сегодня в Великобритании работают 62 000 социальных предприятий.

Поступления в бюджет в виде налогов: более 24 млрд фунтов стерлингов

Украина

Центр поддержки социального предпринимательства. Создан в 2010 г. на базе ассоциации СЭСП

Сегодня на территории Украины работают 700 социальных предприятий

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *