С 16 января 2015 г. вступили в силу некоторые послабления в системе американской экономической блокады Кубы. Речь не идет об отмене торгового эмбарго как такового, но и это уже много после более чем 50-летней экономической войны.

Довольны таким развитием событий не все и не везде, но американский бизнес в целом воспринимает подобный ход вещей позитивно.

Куба как предчувствие

Рады в первую очередь представители туриндустрии, хотя говорить о серьезных туристических потоках пока не приходится. По данным американских СМИ, в последнее время Кубу посещали в год не более 90 000американских туристов, к тому же практически исключительно в организованном порядке. На 2015г. прогнозируется удвоение этого числа, но даже и это не главное. Главное – крайний дефицит на Острове свободы отелей, что означает в ближайшей перспективе колоссальный спрос на объекты такого рода, соответствующие участки и объекты подзастройку и модернизацию, то есть оживление в сегменте недвижимости. Плюс развитие сервиса, стимул для страховщиков, перевозчиков, в дальнейшем, возможно, поставщиков компьютерного софта, «железа» и т.п.

Подсчитать эти пока гипотетические прибыли трудно. Ясно, впрочем, что цифры будут не так уж и велики, хотя и эта малость может оказаться важной. Во-первых, как плацдарм в расчете на более светлое будущее иностранного бизнеса на Кубе, а во-вторых, на фоне в целом сужения диапазона инвестиционных возможностей в мире в 2015 г.

Китайская рулетка

Долгое время одной из главных таких возможностей были развивающиеся рынки. На 2015 г. аналитики в один голос прогнозируют снижение доходности таких инвестиций, а равно и прибылей ориентированных на эти рынки бизнесов. На прошедшей неделе уже все три мировых рейтинговых агентства перевели рейтинг России на самый низкий среди инвестиционныхуровень. Это означает, что еще чуть-чуть– и многие инвестфонды, крупные институциональные инвесторы начнут массовый сброс российских облигаций, поскольку многие из них просто не имеют право вкладываться в «мусорные» активы.

И это не считая всех остальных наших проблем, из-за которых, например, австрийский Raiffeisen Bank International AG (RBI), являющийся третьим по величине иностранным банком в России, после французского Societe Generale и итальянского UniCredit, и сделавший на РФ самую значительную ставку в сравнении с собственными размерами, по итогам 2014 г. готовится уменьшить стоимость гудвилла российского бизнеса на 148 млн евро. По итогам девяти месяцев 2014 г. на долю российского подразделения RBI приходилось порядка 10% активов группы. При этом на протяжении как минимум последних трех лет российский банк обеспечивал основную прибыль RBI. Хотя банк все же рассчитывает на прибыль в нашей стране за 2014г., приоритетными для него теперь будут Румыния, Чешская Республика, Словакия и Австрия.

Уже довольно долго замедляется экономика в Китае. Красноречивая статистика: в казино в Макао, которые многими экспертами воспринимаются как отражение настроя экономики страны, доходы в феврале 2014 г. выросли на 40% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, но уже в декабре прибыли казино в Макао оказались на 30,4% меньше в годовом исчислении. Получается, что впервые с 2001 г. игровые заведения Макао столкнулись с падением прибыли. Пооценке немецкой деловой прессы, совокупный объем невыплаченных банковских заимствований и долгов по облигациям у китайских нефинансовых компаний перевалил за $14 трлн. Есть примеры знаковых банкротств, например Haixin Iron & Steel Group: она в прошлом году не справилась с обслуживанием долга в $500 млн. Агентство Moody's ожидает продолжения экономического торможения в КНР и после 2015 г. Прогноз Moody's для Китая на 2015 год предполагает рост ВВП в диапазоне от 6,5% до немногим менее 7,5%. В 2014 г. ВВП Поднебесной вырос на 7,4%.

Инвестиции в экзотику

Сам Китай, кстати, как объявлено в январе 2015 г., в ближайшие десять лет готовится вложить $250 млрд в Латинскую Америку, хотя свои позиции в Южной Америке китайцы стараются укреплять уже не первый год, причем в разных отраслях. Из свежих примеров: в апреле 2014 г. три китайские компании на паях купили в Перу одну из самых крупных в мире медных шахт, потратив на это около $6млрд, а китайская государственная продовольственная China National Cereals, Oils & Foodstuffs Corporation не так давно приобрела одного из лидеров зернового рынка Южной Америки– компанию Nidera (Аргентина). Бразильский горнодобывающий гигант Vale получил от китайцев кредит на покупку кораблей и необходимого оборудования. ВНикарагуа Поднебесная финансирует строительство нового канала.

Из-за нынешнего критического падения цен на «черное золото» перспективы нефтедобывающих латиноамериканских стран оказываются под вопросом, что, впрочем, не отменяет того, что континент остается крупным рынком с растущим населением и уровнем жизни. И это привлекает туда и Восток, и Запад.

Принципиально сходная картина фиксируется и в Африке. Здесь тоже активен Китай, но и другие не дремлют. Власти США объявили о том, что американский бизнес вложит в Африку $14 млрд, куда входят в том числе $2 млрд (до 2018 г.) от GE, $200млн от Marriott и $66 млн от IBM. Объявлено об этом было, кстати, на форуме в Вашингтоне, специально посвященном Черному континенту, в присутствии представителей почти сотни американских и африканских компаний, включая Chevron, Coca-Cola Company, IBM и MasterCard.

Деньги из воздуха

В 2015 г. основатель Facebook Марк Цукерберг, как он сам себе пообещал, будет читать по одной книге каждые две недели. Цукерберг берет на себя такого рода обязательства каждый год. Например, выучить мандаринский китайский, стать вегетарианцем или есть мясо только убитых им самим животных и каждый день носить галстук. Впрошлом году его целью было писать каждый день по одному письму с благодарностью, в позапрошлом – каждый день встречать одного нового человека, не работающего в Facebook.

При нынешней динамике соцсети ее основатель может себе позволить расширение круга интересов (его, он,впрочем, тоже использует для какого-никакого, но развития бизнеса: группа «Год книги» в FB собрала уже более 70 000 лайков). Большинству же в наступившем году придется не столько задавать тенденции, сколько пытаться уловить, а еще лучше спрогнозировать их, чтобы обеспечить себе хотя бы небольшой гандикап в противостоянии с конкурентами.

Впрочем, в сегменте бизнесов, так или иначе завязанных на Интернет, это сделать чуть легче. Здесь тенденции связаны с развитием технологий и в значительной мере уже сформировались или явно обозначились. Перспективными будут оставаться ресурсы-оптимизаторы на манер авиабилетного ресурса Momondo. Они дают возможность пользователям не только общаться по интересам, но и быстро и качественно решать вполне практические задачи. Скажем, в 2012г. выросшая в семье эмигрантов из России Дина Варшавская запустила проект Wanelo (название– от английских слов want, need, love), который помогает продавцам и покупателям найти друг друга, причем на максимально подходящих условиях. Ресурс ориентирован, конечно, в первую очередь на девочек-подростков, в целом львиную долю его аудитории составляют женщины, хотя в последнее время отмечен и приток мужчин. На площадке представлено 12 млн продуктов от 300 000 магазинов по всему миру. В августе 2013 г. у сайта насчитывался, по данным включившего его в свой рейтинг историй успеха Bloomberg Businessweek, 1 млн пользователей, а в августе 2014 г. уже 11 млн, что дает ясное представление о потенциале сегмента. Таким образом, речь идет о том, что точкой роста становятся проекты, не имеющие за собой никакого реального продукта, а предоставляющие, по существу, хотя и многокомпонентные, но всего лишь посреднические услуги в Сети.

Столь же динамичный сектор– все, что связано с обеспечением безопасности в Интернете. Здесь на острие интереса со стороны потребителей будет все больше то, что дает возможность надежнее гарантировать эту безопасность, и похоже, на принципиально иных основаниях. Пароли становятся все более ненадежными, и повышение их надежности за счет усложнения ни к чему в целом не ведет. Не говоря уже о том, что у каждого пользователя таких паролей становится все больше, запомнить их нет уже никакой возможности, приходится все равно где-то все это записывать или, так или иначе, архивировать, и это само по себе уже формирует «окно уязвимости». Поэтому специалисты прогнозируют взрывной рост спроса и предложения на системы безопасности в виртуальном мире на базе индивидуальных антропометрических признаков, то есть по цвету радужной оболочки, по отпечатку пальца, тембру голоса и т.п.

Вообще, хорошо продаваться в самом широком смысле будет все новое, что относится к отрасли биотехнологий и генной инженерии, прежде всего в области здравоохранения. Особенно это имеет отношение к любым разработкам, которые способны привести к появлению принципиально иных лекарственных препаратов, включая средства их точечной доставки к пораженным органам. Перспективными являются разработки в сфере систем дозирования лекарств в зависимости от текущего состояния пациента и систем мониторинга такого состояния.

Некоторые из таких разработок уже в достаточной степени коммерциализованы, хотя и в несколько упрощенном виде. Так, многие компании сегодня предлагают потребителям так называемые умные часы, в которых наличествуют функции мониторинга давления, частоты ударов сердца и т.д. При желании и наличии нужного программного обеспечения подобные устройства могут иметь выход через Интернет непосредственно на компьютер лечащего врача.

Это, однако, лишь самое начало наступления новых разработок, к созданию которых пионеры отрасли приступили несколько лет назад. Американская компания Theranos, предлагающая технологии, которые позволяют революционизировать практику сбора и анализа в диагностических целях биоматериалов, первые патенты на свои уникальные технологии оформила в 2004 г., а сам бизнес, ныне оцениваемый в миллиарды долларов, основан свыше десяти лет назад. Многие проекты такого типа находятся теперь в завершающей стадии, так что их бум уже начался и продолжится, набирая обороты, в 2015 г. Вступление в эту игру со своим бизнесом пока возможно, но идея должна быть действительно качественно прорывной, да и нишу надо найти, занятую не очень плотно.

Нельзя не отметить, что не все новые или остро модные тенденции, связанные с Интернетом, реализуются, во всяком случае, в ранее прогнозировавшихся темпах и масштабах. Такова судьба «облачного» компьютинга. Компании – производители соответствующих продуктов не устают расписывать все вполне реальные и ощутимые прелести «облаков», но широкое их внедрение идет не столь быстро, особенно в наиболее привлекательном– корпоративном– сегменте. Камнем преткновения по-прежнему остается проблема безопасности данных в «облаке», несмотря на все заверения разработчиков. Есть, безусловно, и другие сложности, а все вместе это привело к тому, что, по данным источника Statista.de, оборот «облачного» компьютинга с2009г. по 2014 г. вырос лишь с $58,6до $154,7млрд, то есть за пять лет почти утроился. Прогноз на 2016г. составляет примерно $201 млрд. На заре эры «облаков» прогнозировалась более стремительная динамика сегмента, который, впрочем, остается одним из центральных в области цифровых технологий и, безусловно, имеет колоссальный потенциал. Ведь если в Финляндии 51% компаний пользуется «облачными» ресурсами (один из самых высоких показателей в Европе), то в большинстве европейских стран, как подсчитало статистическое агентство Eurostat, доля таких бизнесов составляет от 10 до 25%, а в государствах Восточной Европы – менее 10%.

Всеобщая мобилизация

Отдельный вопрос – развитие мобильного сегмента Интернета. Нет сомнений в том, что это направление будет оставаться для бизнеса одним из магистральных. Однако бурное его развитие в последние годы привело к тому, что «мобилизация» де-факто охватывает все новые продукты и услуги, в том числе, в таких областях, которые де-юре к этому пока не готовы. И это на какое-то время может стать препятствием на пути победного шествия мобильного Интернета и основанных на его использовании бизнесов. Впрочем, препятствием не вечным и не непреодолимым.

Красноречива в этом отношении одиссея американской компании Uber, которая строит свой бизнес тоже на посреднической схеме, как диспетчерская, соединяя между собой по каналам Интернета, в первую очередь благодаря мобильному приложению, пассажиров и водителей. Развиваясь агрессивно, охватывая все новые рынки, она встречает противодействие регуляторов и отраслевого сообщества на местах, поскольку подобная бизнес-модель не вписывается в рамки существующих правил и законов. На излете 2014 г. на Uber обрушилась череда исков, впрочем, не в первый раз. Компании, действующие на базе мобильного Интернета, по той или иной форме схожие с Uber, также сталкиваются и будут пока продолжать сталкиваться с аналогичными проблемами. Исключение составляет Россия, где сегмент развивается бурно и без помех.

В целом это показатель того, что использование мобильного Интернета будет наталкиваться на барьеры законодательного свойства, на преодоление которых потребуется немало сил и времени. Кроме того, неполнота законодательства и регулирования долгое время может служить конкурентным преимуществом для традиционных компаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *