Вы когда-нибудь обращали внимание, что современные самолеты имеют на крыльях острые концы, которые загибаются вверх? Эти оконцовки крыльев называются «винглеты».

Когда самолет находится в полете, то давление над крылом ниже, чем давление под ним. Через разницу давлений часть воздуха перетекает через край крыла из зоны с высоким давлением в зону с низким. Это приводит к созданию вихрей, снижающих аэродинамические свойства крыла, уменьшая его эффективную площадь. Возникает так называемое индуктивное сопротивление. Винглеты как раз помогают ослабить силу вихрей и добиться оптимальной формы распределения подъемной силы.

Винглеты служат для увеличения размаха крыла и улучшают его аэродинамические характеристики. Также использование этих оконцовок помогает снизить расход топлива и сократить выбросы в атмосферу диоксида углерода.

Избежать возникновения индуктивного сопротивления можно и путем увеличения размаха крыльев, но это возможно не во всех случаях. Воздушные суда Boeing 737 и 757 часто используются в маленьких аэропортах, где лайнеру с длинными крыльями может не хватить места.

«Нос Буратино»

На носовой части некоторых самолетов можно заметить странный шпиль, похожий на нос Буратино, то на шпагу. Для чего она нужна и почему встречается не всегда?

Как и при езде на автомобиле, в полете необходимо следить за скоростью и другими характеристиками. Но как это сделать, если вы не видите дороги, а вокруг вас только воздушное пространство?

Для этого и существует данный устройство — штанга, на которую крепятся измерительные приборы и датчики. Одна из его названий — система воздушных сигналов. С ее помощью пилот получает кучу важнейшей информации о воздушную и вертикальную скорости, давление и др. Чем быстрее летит самолет, тем сильнее на него давит встречный воздушный поток.

Все эти данные нужны для автоматической работы двигателей и других систем летательного аппарата. Если сигналы будут неверные, судно может попасть в аварию.

Но если эти приборы такие важные, почему штанга на носу есть не у всех самолетов?

Дело в том, что эти датчики есть и у всех серийных самолетов, но крепятся к корпусу и издали их не видно. Сам летательный аппарат может вносить погрешности в показания датчиков, поэтому сначала их необходимо правильно откалибровать.

Нос Буратино на время испытательных полетов ставят практически всем самолетам. Эталонные приборы крепятся к штанге подальше от корпуса. Затем их показания сверяют с данными датчиков, определяют погрешности и вносят необходимые поправки в их работу.

Когда все приборы настроены должным образом, «клюв» можно снять. Серийный выпуск самолетов происходит уже с учетом всех коррекций, поэтому им носы-шпаги также не нужны.

«Лопатка Купера»

А сейчас будет история, достойная авантюрного романа, но абсолютно реальная.

В 1971 году проходимец на имя Дэн Купер, который летел из Портленда в Сиэтл, угнал самолет, получил выкуп в размере 200 тысяч долларов и благополучно скрылся, выпрыгнув с парашютом.

Преступление осталось нераскрытым, а все самолеты Boeing и Airbus стали обеспечиваться механизмом, который получил название «лопатка Купера». Это устройство не позволяет открыть дверь в хвостовой части во время полета.

Отверстие в стекле иллюминатора

«Окна» в современных лайнерах состоят из трех слоев прочного прозрачного пластика. Внешний слой должен выдерживать перепады давления и иметь высокую прочность, чтобы обеспечивать герметичность. Внутренние стекла обладают не такой высокой прочностью и выполнены из более дешевых материалов. Существует риск, что из-за разницы давлений центральное «стеклышко» может лопнуть.

Чтобы вывести из міжскельного пространства лишний воздух, нормализовать давление и избежать образования конденсата и нужен этот отверстие.

Воздух из двигателя

Запаса воздуха в герметично закрытом самолете пассажирам и членам экипажа хватило бы всего на 15-25 минут. Так откуда же в салоне кислород?

Оказывается, из компрессоров двигателей. Многие пассажиры, услышав, что воздух берется с двигателя, страшно пугаются, думая, что вынуждены дышать грязью весь полет.

На самом деле воздух, который в дальнейшем попадает в салон, не смешивается с топливом, поэтому оно безвредное. Да и прежде, чем пассажиры будут его вдыхать, оно пройдет через систему охлаждения и очистки, который задерживает до 95% бактерий.

Единственный недостаток такого воздуха — чрезмерная сухость.

черные треугольники

Случалось ли вам видеть в салонах некоторых самолетов такие черные треугольники?

Они используются во время предполетной инспекции судна и обозначают места, с которых открывается наилучший обзор на крылья и закрылки.

Если закрылки не уберутся или уберутся неравномерно, самолет может наклониться и стать неуправляемым.

Если у пилота возникают сомнения относительно положения закрылков, он может провести осмотр с точки, обозначенной треугольником.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *