Государство начинает операцию по спасению российского кинематографа. Чтобы дать последний бой Голливуду, деньги на кино поделят между крупными игроками

На прошлой неделе в прокат вышел фильм «Кандагар» — масштабная лента о русских летчиках, попавших в афганский плен. Очередной российский блокбастер монтировала обладательница «Оскара» американка Габриэла Кристиани. Она работала над фильмами Бернардо Бертолуччи «Последний император» и «Последнее танго в Париже». Вот оно, будущее нашего кинематографа, говорит Рафаэль Акопов, президент компании «ПрофМедиа», которая владеет кинокомпанией «Централ Партнершип»: на экран будут выходить в основном высокобюджетные патриотические саги, снятые специалистами из-за рубежа.
В пятницу в российском кинематографе завершилась революция, за которой с напряжением следили в прошлом году все, кто хоть как-то связан с кино: состоялось первое заседание попечительского совета Фонда поддержки отечественной кинематографии при правительстве. Меняется весь принцип финансирования российского кино.
Раньше деньги на кино давало Министерство культуры. Теперь оно не у дел, и фонд сам распределит государственную поддержку между крупными студиями — «лидерами рынка», как их назвали. При этом объем поддержки вырос едва ли не вдвое по сравнению с прошлым годом. Все эти решения визировал лично Владимир Путин. Формирование индустрии российского кино признано стратегической государственной задачей. «Речь идет о национальной безопасности», — объясняет источник, посвященный в суть и детали реформы.

САМОЕ ВАЖНОЕ ИЗ ИСКУССТВ

Со стороны кажется, что российское кино процветает: фильмов все больше, растут сборы. Но на самом деле российское кино в кризисе. За последние десять лет оно так и не стало индустрией, способной зарабатывать деньги.
В прошлом году в прокате окупили себя всего семь фильмов. И это в основном скромные комедии положений, а не патриотические блокбастеры — просто потому, что они дешевле. Минкульт приводит цифры. Общий производственный бюджет российского кино в прошлом году — 10 млрд рублей. Общие сборы — 4,5 млрд. Если вычесть выручку кинотеатров и остальные мелочи, общий убыток продюсерских компаний составит 8 млрд рублей.
Сами сборы растут, но чиновникам, озабоченным позициями российского кино, от этого не легче. Потому что доля сборов российского кино в общем обороте кинопроката в России неуклонно падает — с 30% в 2004 году до 16% в 2008-м. Голливуд медленно, но верно вытесняет национальный кинематограф. Публика, которая ходит в кино, — а это в основном молодежь, всего-то 7–8 млн человек по все стране, — все чаще предпочитает Америку. Киношники объясняют: зрителей перекормили лживой рекламой. Они уже привыкли думать, что российское кино не очень качественное, и при прочих равных идут на голливудский боевик. Редкие призы авторского кино на европейских фестивалях не могли изменить эту картину.
Владимир Путин считает, что кино — важный пропагандистский ресурс и на этом поле нельзя проигрывать. Пока шла подготовка реформы, он все чаще узнавал, что государственные средства идут на поддержку картин, не имеющих отношения к патриотизму. Чиновники приводят примеры: «Жмурки», бандитская комедия Алексея Балабанова, «Груз-200» того же Балабанова, «Сволочи», блокбастер Александра Атанесяна о бесчеловечном использовании детей во время Великой Отечественной войны.
Путин был недоволен, что деньги тратятся впустую. «Государство несет расходы, а политического выхлопа нет, — пересказывает его логику известный кинопродюсер, — а ведь надо формировать реальность, давать деньги тем, кто сделает хороший качественный проект в русле генеральной линии партии».
7 октября 2008 года на студии RWS в Петербурге, входящей в империю АФК «Система», состоялось совещание по развитию кинематографии, на котором председательствовал премьер Путин. Там он заявил: отныне государство будет поддерживать фильмы, соответствующие его стратегическим интересам. Речь не шла о голом патриотизме, защищает этот подход вовлеченный в процесс источник. Путин поручил Минкульту разработать новый порядок финансирования кино.

ОПЕРАЦИЯ «МИНКУЛЬТ»

К этому моменту Министерство культуры уже полгода возглавлял бывший посол во Франции Александр Авдеев. Агентство по кинематографии было упразднено еще в мае 2008 года, а его руководитель Михаил Швыдкой ушел из Минкульта. Несколько близких к отрасли источников сказали Newsweek, что его отставки добивался Никита Михалков. А весной прошлого года он выиграл борьбу за руководство Союзом кинематографистов и стал еще активнее отстаивать свою модель развития кино в России.
В мае прошлого года во время кинофестиваля «Золотой витязь» в Липецке кинематографисты выпустили манифест с призывом создать еще один источник финансирования кинопроектов, кроме Минкульта. В письме говорилось о необходимости ввести госзаказ со стопроцентным бюджетным финансированием на производство фильмов, способствующих «духовному возрождению и развитию исторической памяти, укреплению созидательного духа, воспитанию воли жить и творить у себя на Родине».
В октябре 2009 года в Кремле прошло совещание, на которое пригласили и представителей Минкульта. Оно, видимо, и стало поворотной точкой. Главный вопрос к министерству заключался в том, как оно выполнило поручение Путина. Ответ был признан неудовлетворительным, рассказывает знакомый с ходом дела источник: Минкульт сказал, что разработает порядок, попросил добавить департаменту кинематографии десять штатных единиц и предложил воссоздать Госкино. «Прошел год — ничего не сделано. Больше с ними никто не разговаривал, — говорит источник, — их отсекли».
Директор департамента кинематографа Минкульта Сергей Зернов возражает: проекты ведомственных приказов, регламентирующие порядок и условия предоставления субсидий на поддержку кино, были направлены в аппарат правительства и Минфин еще прошлой весной. Увеличить штатную численность потребовалось «из-за огромных объемов предстоящей работы», а «воссоздать Госкино никто не предлагал».
На самом деле, рассказывает один из продюсеров, решение отобрать у Минкульта деньги на кино к тому моменту уже было принято. Он считает, что последней каплей стал скандал вокруг фильма «Россия 88» про скинхедов, который тоже получил господдержку. Первый замглавы администрации президента Владислав Сурков, по разным данным, был очень недоволен и самим фильмом, и тем, что замминистра культуры Александр Голутва, отвечавший за господдержку кино, выделил ему бюджетное финансирование. «Но поскольку открытую цензуру вводить нельзя, решили действовать через деньги», — размышляет один из участников рынка.
Источники Newsweek утверждают: именно Сурков был инициатором реформы кинематографа и автором ее главной идеи — забрать деньги у Минкульта и распределять их между студиями. О ней было объявлено 3 ноября на первом заседании правительственного Совета по развитию отечественной кинематографии, приуроченном к 90-летию ВГИКа. Возглавил совет лично Владимир Путин.
Все заседание было построено на убийственной критике сотрудников Минкульта, к которой, по словам источников в министерстве, они оказались совершенно не готовы. Гендиректор Первого канала Константин Эрнст заявил, что из 101 картины, получившей деньги из бюджета в 2008 году, в прокат вышли только 30. Значит, деньги тратились впустую. Министр Александр Авдеев и его зам Александр Голутва не знали, что ответить. Голутва опроверг эти цифры на заседании Гильдии продюсеров лишь неделю спустя. Но было уже поздно. Официальные цифры Минкульта таковы: примерно по 75 фильмов получили господдержку в 2007 и 2008 годах, и примерно 50 из них ежегодно выходили в прокат.

ЛИДЕРЫ РЫНКА

Отбирая источники финансирования у Минкульта и его кинодепартамента, чиновники не под запись объясняли это тем, что ведомство Голутвы погрязло в коррупции. «Мы, кинематографисты, сами все время ходили в правительство, болтали там, что Минкульт берет деньги, и так им надоели, что там сказали: ладно, уберем коррупцию», — вспоминает вице-президент Гильдии продюсеров Александр Атанесян.
Правда, многие продюсеры считают, что слухи о коррупции в Минкульте — преувеличение, придуманное нарочно, чтобы отобрать у Голутвы деньги. «Я не могу подтвердить обвинения в коррупционности прежней системы, коррупция в нашей стране, конечно, расцветает, но сам я свечку не держал», — говорит продюсер Игорь Толстунов. «Про откаты могу сказать только одно: я их не давал. Ноль процентов, — говорит другой кинопродюсер, которому Минкульт выделял деньги, — и знаю других, кто не давал».
Теперь Голутва и Минкульт ни при чем. Распределением львиной доли государственных средств на поддержку кино займется специально созданный Фонд поддержки кинематографии. Его председателем в прошлую пятницу был избран Сергей Толстиков, советник председателя совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг». Рассказывают, что специально искали человека, максимально далекого от кино. В целом денег на кино при этому будет выделено почти в два раза больше, чем в прошлом году, — до 4,9 млрд рублей. Из них Минкульт — на развитие документального, детского и авторского кино — получит меньше 850 млн рублей.
Тяжелый продюсерский бизнес, во многом связанный с привлечением кредитных ресурсов, не мог не пострадать от кризиса. Долги по невозвратным кредитам составляют около $50 млн, говорит гендиректор компании Movie Research Олег Иванов. Теперь основную сумму поддержки Фонд будет распределять между теми, кого назвали «лидерами рынка». Как и в других отраслях экономики, государство закрывает долговую дыру пострадавших игроков и надеется подтолкнуть их к развитию.
В правилах предоставления субсидий на поддержку кино говорится, что фонд будет финансировать производство национальных фильмов, соответствующих задачам государства. Деньги получат, по разным оценкам, от пяти до десяти компаний. Руководитель одной из крупных компаний говорит, что понимание, кто будет признан лидером, было с самого начала. В пятницу на заседании совета обсуждался предварительный вариант списка. В нем пока только четыре компании: «Дирекция кино» (Первый канал), «Тритэ» Никиты Михалкова, Art Pictures Федора Бондарчука и RWS. Остальные, видимо, войдут позже. Ожидалось, что ими могут оказаться «Централ Партнершип», «Красная стрела» Валерия Тодоровского, «Профит» Игоря Толстунова и СТВ Сергея Сельянова.

ЛУЧШИЕ ИЗ ХУДШИХ

«Что такое лидер производства? Кто сделал больше всех фильмов? Больше всех собрал в прокате? Больше всего наград на фестивалях собрал? — вопрошает Александр Атанесян. — Лидеры кинопроката — это неопознанный термин, который создает поле для злоупотреблений». «Не могут же они прямо сказать: даем только крупным. Это незаконно», — констатирует другой киноменеджер. Источник, посвященный в суть дела, говорит, что критериев нет, лидеров просто назначили политической волей и это нормально. Другие продюсеры недоумевают: какие лидеры рынка на падающем, практически отсутствующем рынке?
В фонде не скрывают, что, выбирая «лидеров», ориентировались не столько на компании, сколько на личности отдельных продюсеров. «Все понимают, что как таковыми лидерами эти компании, конечно, не являются. Действует принцип выбора лучшего из худших. Эти продюсеры хотя бы на виду и знакомы администрации», — говорит источник, близкий к фонду. «Министерство давало деньги кому ни попадя. А теперь выберут только правильных парней, которые будут снимать масштабные саги вроде “Кандагара” или “Тараса Бульбы”», — объясняет руководитель одной из кинокомпаний.
Правда, такая логика идет вразрез с официально озвученной идеей реформирования киноотрасли. Юридическая форма фонда понадобилась затем, чтобы он мог зарабатывать деньги, объясняет знакомый с процессом источник. Компании возьмут деньги, а потом должны будут вернуть их. Эти деньги снова будут вложены в кино — и таким образом отрасль, наконец, начнет работать сама, а государство сможет отойти в сторону. Проблема в том, что патриотичные саги не окупаются: они слишком дороги в производстве. Другая проблема — в том, что никто пока не знает, как будет обеспечен возврат средств. Собеседники Newsweek говорят лишь об идее ротировать получающих поддержку «лидеров рынка»: разработать критерии оценки успешности вложений — касса, призы и проч., — а потом по истечении срока заменять две наименее успешные компании.
Продюсеры перечисляют плюсы новой системы. Во-первых, много окон вместо одного минкультовского (см. интервью Дмитрия Месхиева на стр. ???). Во-вторых, легче планировать. «Если ты не знаешь, что в течение двух-трех лет будешь делать по три-четыре фильма, — ты не можешь позволить себе на постоянной основе держать специалистов», — говорит продюсер Игорь Толстунов. Но продюсеры из мелких компаний жалуются, что поддерживать крупных — неэффективно. Самих лидеров тоже ведь надо содержать, замечает продюсер Елена Гликман. Ее малобюджетный «Питер FM» собрал хорошую кассу. «У меня есть опасения, что деньги будут идти в том числе на содержание компании-прослойки, а непосредственно производителям будет отстегиваться минимум, на который сделать что-то нормально будет нельзя», — боится она.
При новой системе «не появилось бы ни Попогребского, ни Звягинцева, ни Серебренникова — этого бы не было, если бы Минкульт не поддерживал дебютное и авторское кино», — говорит Александр Атанесян. Рафаэль Акопов, президент компании «ПрофМедиа», рассказывает, что он убеждал чиновников оставить Минкульту деньги на финансирование дебютантов: «Чтобы Эйзенштейн снял “Броненосец Потемкин”, надо, чтобы он перед этим он снял два фильма, которых мы не знаем и никогда не увидим».
Однако 850 млн рублей одновременно на анимацию, науч-поп, дебюты и артхаус денег точно не хватит, говорит Атанесян. Правда, и общая сумма госфинансирования не так серьезна, чтобы рассчитывать на полноценный ответ Голливуду. «Вся господдержка — это бюджет мультфильма “Шрек”. Или половина “Аватара”, — горячится Атанесян. — Нельзя считать себя великой кинематографической державой и биться за бюджет “Шрека”!»
Самый кассовый отечественный фильм

«Ирония судьбы. Продолжение» (2008 г.)
Cиквел главного новогоднего фильма, собравший в 2008 году в СНГ (без учета Украины) 1 млрд 238 млн рублей, или $49,92 млн, стал не только самым кассовым российским фильмом, но и еще год считался самым кассовым фильмом в российском прокате даже с учетом зарубежных лент. На втором месте был «Ледниковый период-3». Однако в Новый 2010 год лента Тимура Бекмамбетова уступила лидерство «Аватару» Джеймса Кэмерона, собравшего в СНГ к середине января $76,96 млн. Тем не менее «Ирония судьбы-2» остается самым доходным российским фильмом – бюджет был в 10 раз меньше сборов.

Самый дорогой в производстве фильм (за период с 2006-го по первое полугодие 2009 г.)

«Обитаемый остров» – 2 части (2009)
На экранизацию романа братьев Стругацких Федором Бондарчуком было затрачено 800 млн рублей, сборы от проката в 848 млн рублей этот бюджет едва закрыли. Впрочем, если учесть, что «Обитаемый остров» вышел в двух сериях, то каждая из двух частей уступит по производственному бюджету лентам «Тарас Бульба. Запорожская Сечь» (2009 год, 462 млн рублей) и «Монгол» (2007 год, 434 млн рублей).

Самый низкозатратный из кассовых отечественных фильмов

«Питер FM» (2006 г.)

С бюджетом всего лишь около $1 млн (29 млн рублей) режиссеру-дебютанту Оксане Бычковой удалось снять картину, вошедшую в список самых кассовых российских фильмов в прокате СНГ. И хотя общая сумма сборов была невелика – 196,5 млн рублей, она превысила затраты на производство ленты в 6,8 раза. Аналогичные показатели у фильма Александра Стриженова «Любовь-морковь» (2007), при бюджете которого в 38,3 млн рублей сборы составили 300 млн рублей, а также у ленты Резо Гигинеишвили «Жара», на которую было затрачено 43,4 млн рублей, а принесла она 400 млн.

Самый успешный российский фильм в прокате Европейского союза

«Ночной дозор» (2004)
В 2005 году фильм Тимура Бекмамбетова по мотивам произведений Сергея Лукьяненко побил рекорд посещаемости европейцами российского кино: 1 735 952 человека. Это было равно 40% российской аудитории «Ночного дозора». В том же году другие российские фильмы в Европе посетили еще 333 000 кинозрителей.

Самый провальный фильм

«Код Апокалипсиса» (2007)
Снятый Фондом поддержки патриотического кино фильм с Анастасией Заворотнюк стал катастрофой российского кинематографа. При бюджете в 383,3 млн рублей ($15 млн) он собрал в кинотеатрах СНГ лишь 200 млн рублей (около $8 млн) и еще $2,45 млн за рубежом. Таким образом, боевик Вадима Шмелева на треть не окупил собственное производство.

Источники: исследование «Киноиндустрия Российской Федерации». «Невафильм», ноябрь 2009; «Кинопоиск.Ру», собственные подсчеты Newsweek

Читайте также
Я так хочу, чтоб билеты не кончались
Дмитрий Месхиев: «Нельзя снимать фильмы за деньги государства и при этом ругать государство»
Не очень нужные люди

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *