Canon. Токио, Япония

Если бы не семья митараи, то canon сейчас бы, возможно, и не было. Митараи первый – такеши – спонсировал исследования небольшой мастерской по производству точных оптических инструментов precision optical instruments laboratory, с которой и началась история компании canon в далеком 1933 году.

Спонсировал Такеши Митараи не что иное, как налаживание в Японии производства высококлассных фотоаппаратов – не хуже самых совершенных на то время немецких «леек». Помогла ли в этом деле японцам буддийская богиня милосердия Кванон (Kwanon), портрет которой висел в мастерской, трудно сказать. Но всего за год молодым изобретателям удалось создать первую японскую 35-миллиметровую камеру с фокальным затвором. Камеру так и назвали – Kwanon, чтобы богиня не обиделась.

Однако уже год спустя, в 1935-м, суеверия были отброшены в сторону, поскольку камерам требовалось более звучное название – была зарегистрирована торговая марка и логотип Canon. «Стандарт» – примерно такое значение имеет это слово. С тех пор изделия компании стараются оправдывать это звание.

Правда, первые серийные фотоаппараты шли с приставкой Hansa – торговым именем компании, получившей права на их продажу. Зато эти камеры были нарасхват, поскольку стоили в два раза дешевле популярных Leica. Дела у лаборатории пошли в гору, штат увеличился, началось (1936 год) строительство своего завода. Появились инвесторы, и вместо лаборатории была основана (1937 год) корпорация Precision Optical Industry, Co., Ltd. с уставным капиталом в 1 миллион иен. И даже собственную оптику в производимых устройствах стала использовать. И тут война… Поражение, разруха и тяжелейший экономический кризис.

Корпорация беспомощно барахталась в волнах этого кризиса и чуть не утонула, на время прекратив функционирование. Но тут Такеши Митараи стал президентом компании и вывел ее из тяжелой ситуации. По японским меркам того времени он творил чудеса: ввел новую систему помесячной оплаты труда сотрудников (1945), пятидневную рабочую неделю (1946) и обязательные медосмотры для служащих при помощи разработанного в своей же компании рентгеновского аппарата. Результат – корпорация вновь на плаву. Ее фотоаппарат Canon SII с ажиотажем раскупается офицерами оккупационных войск. И чтобы намертво закрепить успех в сознании народа, компания меняет имя на Canon Camera Co. Inc. (1947).

Эстафету становления гиганта фотоиндустрии подхватил второй Митараи – сын Такеши Хадзиме. Именно он провел компанию по тернистому пути проникновения на рынки Америки и Европы. С чисто японским упорством компания выдержала конкурентную борьбу и соперничество с брендами по всем направлениям.

Окрыленная международным признанием, Canon берет приступом самые разные технологические вершины: участвует в создании национального телевидения (1950), выпускает 8-миллиметровую кинокамеру Canon Cine 8T (1956) и Canon Projector P-8 (1958), осваивает рынок суперпопулярных персональных калькуляторов и копировальной техники, соперничая с Xerox. А по ходу дела из названия компании исчезает слово Camera (1969 год).

Canon была на коне практически во всех областях стремительно развивающейся технической отрасли. Именно Canon создала первый в мире электронный калькулятор с 10-значной клавиатурой Canola 130 и персональный копир NP-1100, правда, первый только в Японии (1964). Canon изобрела устройства для коммуникации (1974) и разработала лазерный принтер (1975), который стал основой для принтеров фирм Apple и Hewlett-Packard. Лазерный светодиодный принтер LBP-10 (1979), факс с протоколом G2 Telefax B-601 (1980), принципиально новый способ печати Bubble Jet (1981) и пузырьково-струйный принтер – BJ-80 (1985) – тоже находки Canon. Для создания линз к телескопу SUBARU на Гавайях выбрали не кого-нибудь, а Canon.

Последний Митараи – Фуджио, нынешний президент корпорации – за рекордно короткий срок вывел преуспевающую крупную компанию Canon в элиту мирового бизнеса. Около 200 компаний по всему миру сегодня в группе Canon! А в штате этих компаний свыше 100 тысяч человек. И не случайно Canon несколько лет держит твердое второе место в мировом рейтинге корпораций, владеющих самыми современными запатентованными технологиями. На первом месте в рейтинге пока IBM…

Конечно, в области производства сложной оптической техники Canon – компания №1 в общемировом масштабе (за ней идут Sony и Kodak). Однако сейчас Canon в основном производит высококлассную и высокотехнологичную оргтехнику и офисное оборудование – это направление самое прибыльное. Принтеры, компьютерная периферия и копировальные аппараты – это примерно 2/3 от всей ее продукции. На долю же фото– и видеокамер приходится порядка 20%, а на оптику и телекоммуникационное оборудование – всего лишь по 4-5%.

Совмещение множества функций в небольшом объеме – вот что можно назвать визитной карточкой Canon в офисном оборудовании. Canon берет и соединяет факсимильный аппарат и сканер вместе. Или сочетает телефон, модем, факс, копировальный аппарат – и до чего же удачно!Мировую известность завоевали ее видеокамеры и телевизионные кинескопы, медицинское оборудование, техника для производства полупроводников, техника для микрохирургии, визуальные коммуникационные системы, сканеры, калькуляторы, мониторы, сложнейшие видеокоммуникационные системы.

Сюда же можно включить еще штук 30 позиций, относящихся к области профессиональных и потребительских IT-решений и средств формирования и обработки изображений.Помимо всего прочего название Canon неразрывно ассоциируется с самыми престижными спортивными соревнованиями, которые непосредственно поддерживает компания. И, кстати, этим летом Canon стала официальным спонсором матчей российской футбольной Премьер-лиги.

Если говорить о тенденциях дальнейшего развития компании, то они целиком продиктованы рынком. Производство пленочных камер стало нерентабельным – Canon останавливает разработку новой «пленки», но не сворачивает ее выпуск полностью, в отличие от того же Nikon. На рынке «цифры» этот спрос, наоборот, все растет. Canon не только участвует в гонке за мегапикселями и компактностью, но и наращивает функциональную насыщенность своих устройств, изготавливая универсальные девайсы – например фотовидеокамеру. Только что выпустив самую компактную в мире видеокамеру HV10, Canon делает стандарт видеоизображений высокой четкости доступным для домашних пользователей.

В отношении носителей Canon видит большие перспективы у флэш-карт, отличающихся сверхкомпактностью и высокой скоростью доступа к данным. Принтеры Canon как выпускала, так и будет выпускать – примерно поровну струйных и лазерных. А то, что принтеры полностью заменятся многофункциональными устройствами – напрасные опасения, как заверяет компания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *