Что сильнее всего раздражает людей в супермаркетах, так это скапливающиеся у касс очереди. Существуют даже исследования, согласно которым, более 60% приходящих в супермаркет потенциальных покупателей отказывается от покупок из-за очередей. Теоретически ликвидировать очереди можно, расширив самообслуживание и возложив процесс сканирования штрих-кодов на самих покупателей. На Западе идут первые эксперименты, когда тележки в супемаркетах снабжаются лазерными сканерами, но у этой системы есть важный недостаток – онапредполагает безупречную честность покупателя, поэтому предоставить право самим сканировать свой товарсупермаркеты могут лишь «избранным», проверенным клиентам, то есть меньшинству.

Решить эту проблему сегодня пытается группа питерских предпринимателей, разрабатывающих смарт-тележку для супермаркетов CartPay. Кроме сканера, она снабжена весами, которые контролируют, чтобы вес положенных в тележку товаров соответствовал штрих-коду. Если между отсканированными данными и весом товаров возникают расхождения, тележка дает сигнал службе безопасности. Кроме того, небольшой экран сообщает стоимость взятых вами товаров. Дополнительно тележка может работать в «связке» с мобильным приложением, которое позволит вести списки покупок, проверять срок годности товараи количествокалорий, подбирать ингредиенты для кулинарного рецепта, находить нужный продукт на полках и, как говорится на сайте проекта, «многое другое».

Инвесторы-экспериментаторы

Основательстартапа CartPay, уроженец Новосибирской области Евгений Евнуков, получил в Сургуте образование инженера по автоматизации и работал там же программистом, а переехав в Санкт-Петербург, стал аналитиком по программным продуктам. Возможно, он так бы и остался наемным работником, если бы в 2014г. в Северной столице не открылся офис Founder Institute – международной тренинговой организации, призванной помогать людям создавать собственный бизнес. Евгений Евнуков вошел в набираемую институтом группу, и именно там на обсуждениях разных возможностей и родилась идея чудо-тележки, способной во многом заменить труд кассиров и охранников. Для создания собственного дела понадобилось мобилизовать все возможные финансовые ресурсы. В общей сложности личные инвестиции Евгения составили около 1 млн руб. Этих денег не хватило бы, если бы в перспективность проекта не поверил молодой предприниматель Евгений Савельев, в прошлом директор компании Get Activa (система-посредник между веб-мастерами и рекламодателями), а ныне партнер инвестиционного фонда Restart Capital, специализирующегося на проблемных стартапах (фонд создан основателем сервиса знакомств Topface Дмитрием Филатовым).

В феврале Евгений Савельев объявил, что создал и возглавил инвестиционный синдикат с капиталом в 10 млн руб. В синдикат вошли три непрофессиональных инвестора, занимающихся строительным бизнесом. Синдикат должен проинвестировать в три стартапа – по три с лишним миллиона рублей в каждый. Если эксперимент будет успешен, то через год синдикат должен вырасти в венчурный фонд с капиталом в 100млн руб. И первым проектом, куда дал деньги синдикат Савельева (3,5 млн руб.), стал проект Евнукова. Кроме того, еще 1 млн руб. компания получила в виде гранта от Фонда Бортника, и фонд заявляет, что в перспективе может вложить в проект еще 5 млн руб.

Вопрос о стоимости

Сегодня готов первый рабочий прототип тележки, идут ее испытания, и после выявления всех недостатков должен быть создан новый рабочий прототип, который может стать основой для массовой серии. Вопрос о том, где организовывать производство, Евгения Евнукова пока особо не беспокоит. Он уверен, что производственная база найдется, например, недавно прошли переговоры с одной из российских компаний, которая выпускает для российских магазинов пластмассовые тележки на китайской производственной площадке. Втом, что найдутся инвестиции для организации производства, Евгений Евнуков тоже не сомневается: на стартап постоянно выходят представители инвестиционных и венчурных фондов, ждущие появления рабочего прототипа. Сколько инвестиций понадобится для организации производства первых серий, Евгений пока не оценивал. Очевидно, что важнейшей проблемой проекта может стать себестоимость чудо-тележки. Евгений Евнуков ориентирован на то, что смарт-тележка должна быть в два раза дороже обыкновенной. Если обычные тележки для супермаркетов продаются по 1500 руб., то смарт-тележка должна стоить не дороже 3000 руб.

Опрошенные «Ко» эксперты тоже считают, что себестоимость является главным вопросом для любых решений по автоматизации ритейла. «Данные проекты, такие как смарт-тележки, являются интересными, но на практике такие решения нашими ритейлерами внедряться будут с малой вероятностью. Одна из причин – высокая стоимость проекта, а поэтому длинные сроки (или вообще невозможность) окупаемости,– рассуждает менеджер по продукции группы компаний «Пилот» Алексей Шабанов. – Одним из самых перспективных направлений являются кассы самообслуживания (self-checkout), но и эти проекты во многом не получили распространения из-за высокой стоимости и многими ритейлерами отложены до лучших времен».

Разумеется, никто не может предсказать успех или неудачу стартапа, но что можно точно сказать, так это то, что подобные проекты, связанные с обновлением оборудования, не вполне соответствуют имеющимся на рынке трендам.

Почему не вышло у «Роснано»

Масштабных проектов автоматизации существующих торговых залов в гипермаркетах пока не видно, и главной причиной этого является дороговизна необходимого оборудования. Примером того, как трудно реализовать подобные решения, может служить проект «Магазин будущего», запущенный в 2012 г. компаниями «Роснано», X5 Retail Group и РТИ («дочка» «Ситроникс»). Все товары в «Магазине будущего» должны были быть промаркированы радиометками суникальными идентификаторами (технология RFID). Автоматическая идентификация позволяла отслеживать движение продукции от производителя на склад, со склада вторговый зал, контролировать сроки годности; мгновенно получать информацию околичестве иассортименте на полках ипредотвращать поступление контрафакта. Благодаря RFID-маркировке информация опокупках сканировалась непосредственно вкорзинах покупателей, и электронный чек формировался мгновенно. Казалось, дорога в грядущее открыта, тем более, что в проект было инвестировано 350 млн руб. Однако еще несколько лет назад замруководителяисполкома Национальной мясной ассоциации МаксимСинельников предупреждал, чтопока стоимость RFID-метки слишком высока дляее полноценного использования. Оноказался прав: первый «Магазин будущего» в Москве просуществовал всего пять месяцев, а вконце 2014г. ОАО«Роснано» вообще приняло решение выйти из проекта. Официальных объяснений от «Роснано» получить не удалось.

Интернет вместо оборудования

Если взглянуть, какие проекты действительно могут претендовать на роль «революции» в торговле, то можно увидеть, что они в основном связаны не с автоматизацией торгового зала, а с различными комбинациями Интернета, мобильных приложений и доставки товаров. Про дистанционную торговлю с ее гигантами – Alibaba или Amazon– нечего и говорить. Возникают различные комбинации классической и дистанционной торговли. Тут можно назвать корейскую сеть супермаркетов Home Plus, распространяющую товары в сеульском метро: каждый поезд превратился в электронную витрину, на которой помещены фотографии продуктов, цены и QR-коды, при помощи которых все это можно купить в Интернете, причем заказ будет доставлен покупателю к моменту его прибытия домой.

На Западе есть отдельные «супермаркеты будущего», в частности, использующие RFID-метки. Например, в некоторых магазинах Metro Group применяются «умные» весы (smart scales), идентифицирующие различные фрукты и овощи, но это все-таки отдельные эксперименты, не определяющие облик торговли в целом. С другой стороны, те «магазины будущего», которые должны распространиться по миру лет через десять, а сегодня пока продумываются концептуально, вообще не предполагают наличия тележек. Примером этого может служить презентованный в 2011г. концепт торговой сети будущего Connected Store от корпорация Intel – она базируется на киосках самообслуживания.

На вопрос об основных направлениях автоматизации ритейла в России сегодня основатель сервиса «Класс365» Александр Галкин ответил: «На наш взгляд, участники рынка все больше смотрят в сторону онлайн-сервисов для торговли и склада. Особенно это характерно для небольших компаний, которые считают деньги и не готовы инвестировать десятки, а то и сотни тысяч рублей в проекты по внедрению «коробочных» решений».

А видеореклама лучше

Активно продвигающиеся сегодня проекты по автоматизации торговых залов не столь амбициозны и касаются в основном информационного обеспечения покупателей– они связаны с такими технологиями, как геолокация посетителей торговых центров, сервисы на основе Wi-Fi, видеонаблюлюдение за происходящим в зале и онлайн-консультации.

Вице-президент и глава сектора Philips «Световые решения» Марина Тыщенко рассказала «Ко», что Philips предлагает решения в сфере светового оформления торговых залов, позволяющие увеличить активность покупателей на 5–7%. Таким образом, проект смарт-тележек в некотором смысле обгоняет свое время, поскольку он касается не информационного обеспечения или оформления, но самого торгового оборудования.

Не надо также забывать про отсталость российской торговли. Как отмечает Александр Галкин, в РФ огромное количество мелких магазинов и небольших розничных сетей. У этих ритейлеров или отсутствует автоматизация вообще, или она сведена к минимуму. Правда, эксперт оговаривается, что кризис, безусловно, заставит многих искать пути повышения эффективности, и это обеспечит растущий спрос на системы автоматизации розницы, но только недорогие системы, связанные прежде всего с веб-приложениями.

«Основные проблемы распространения систем автоматизации– это сложности с внедрением и обучением. Ну и,конечно, как ни банально это звучит, вопрос стоимости. Особенно первоначальных вложений в покупку и настройку системы», – поясняет Александр Галкин.

По мнению Алексея Шабанова, наиболее перспективным направлением автоматизации в настоящее время является Digital Signage, то есть видеореклама на мониторах.

Сравнительная техническая отсталость российский торговли объясняет то, что ей необходимо внедрить уже известные решения. Как заявил «Ко» партнер Strategy Partners Group Виталий Вавилов, поскольку уровень автоматизации в ритейле в РФ сегодня низкий, остается много до сих порне внедренных простых решений по автоматизации, таких, как внедрение IT-инфраструктуры для автоматизации ценообразования, управления ассортиментом и цепочкой поставок.

Алексей Батылин, генеральный директор Activity Group, уверен, что в ближайшее время проект смарт-тележки вряд ли будет реализован– просто потому, что себестоимость каждой тележки значительно увеличится. Помимо увеличения этой статьи расходов, придется усиливать меры безопасности, чтобы не производилось хищение тележек и их порча. «Решения по геолокации и антивандальным механизмам, безусловно,существуют на сегодняшнийдень, но они, в свою очередь, также удорожают весь проект, выводя его за порог экономической целесообразности– резюмирует эксперт. – Проект,безусловно, хороший и интересный, просто мы к нему еще не готовы».

Однако все знают, что новые решения часто пробивают себе дорогу даже вопреки скепсису экспертов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *