Чиновники считают, что автомобилисты должны платить не только за бензин, но и за хорошие дороги

На минувшей неделе московские чиновники объявили, что в 2010 году в столице не начнут строительства ни одной новой трассы. Денег нет. За пределами МКАДа с деньгами еще хуже. Президент Медведев предложил восстановить в регионах специальные фонды, которые можно тратить только на дороги. Не исключено, что пополнять их будут из кармана автолюбителей.
Когда начался кризис, инвестиции в дороги попали под нож в первую очередь. К президенту, рассказывает правительственный чиновник, сразу потянулись региональные ходоки, просившие как-то помочь дорожному строительству. Идеи стали появляться одна за другой: упростить создание концессий, разрешить строить платные дороги без бесплатных объездов. В начале декабря Медведев на совещании с министрами высказал еще одну — восстановить региональные дорожные фонды. Уже на этой неделе правительство может представить конкретные предложения на этот счет. Если их одобрят, автовладельцам придется доплачивать за качество дорог при каждом визите на автозаправку.
В 1990-е Федеральный и региональные дорожные фонды служили главными источниками средств на дороги. В них поступали несколько налогов, в том числе оборотный налог на пользователей автодорог, крайне обременительный для компаний — им приходилось отдавать до 10% прибыли. Все эти налоги в 2001–2003 гг. отменили — тогда главной целью правительства был экономический рост. Регионам пришлось сократить расходы на дорожное строительство. Именно тогда потерявший деньги мэр Москвы Юрий Лужков поссорился с министром финансов Алексеем Кудриным. Конфликт с перерывами продолжается до сегодняшнего дня.
Предложение президента Лужков мог бы считать своим реваншем, но Медведев не предлагает восстанавливать старые налоги. По его плану, дорожные фонды можно восстановить за счет уже существующих акцизов на бензин и транспортного налога. На первый взгляд, в таком виде идея лишена смысла. Эти налоги и так полностью идут в регионы. Губернаторы могут распределять их как хотят — хоть полностью потратить на дороги.
Но региональные чиновники указывают: проблема в том, что налоги можно тратить на абсолютно любые цели. «Всегда появляются более важные вещи, чем дороги», — говорит начальник экономического департамента Тверской области Сергей Аристов. Губернатор Саратовской области Павел Ипатов собирается с 2010 года направлять 25% поступлений транспортного налога только на строительство сельских дорог, но это эксперимент. Если дорожные фонды будут восстановлены, планировать новые дороги станет проще, но регионам все равно потребуется помощь из федерального бюджета, считает Аристов. С января по сентябрь этого года регионы получили от транспортного налога и акцизов на бензин в общей сложности 130 млрд рублей, а на дорожное хозяйство направили даже больше — 223 млрд рублей. Чтобы увеличить финансирование дорог, надо или вводить новые налоги, или повышать действующие.
Выход нашли в Минтрансе. Можно собирать транспортный налог, привязав его к количеству потребляемого бензина, говорит чиновник транспортного ведомства. «Если бензин не покупают, значит, машина не ездит и дорожное полотно не разрушает», — объясняет он. Сейчас акцизы на бензин собираются на заправках, и они учитываются в цене топлива. Но потребитель может заплатить еще и дополнительный сбор, который пойдет на дорожное строительство и ремонт. Эта не ноу-хау, указывает депутат Госдумы Наталья Бурыкина. В Китае, например, при покупке авиабилета платят обязательный сбор на строительство аэропортов. Главное, считает Бурыкина, проконтролировать, чтобы собранные деньги дошли до бюджета.
Привязать транспортный налог к бензину — давняя идея российской Федерации автовладельцев. «Сейчас транспортный налог собирается лишь на 60%, а в с новой методикой будет 100%, и не надо ехать в налоговую», — говорит лидер московского отделения организации Сергей Канаев. По его расчетам, цена на литр бензина вырастет на 50 копеек. При этом поступления от налога будут распределяться более рационально: идти не в тот регион, где зарегистрировано авто, а туда, где машина ездит. Налог начнут платить и водители транзитных машин. Не повезет и владельцам малолитражек: транспортный налог они сейчас не платят, а бензин покупают.
Правда, справедливость восторжествует, если, вводя новый сбор, чиновники отменят ежегодный транспортный налог, размер которого зависит от мощности двигателя. Не факт, что это произойдет. Транспортный налог относится к числу имущественных, а такие налоги платят независимо от того, пользуются этим имуществом или нет. «Например, если вы живете на даче, обязанность платить за квартиру с вас не снимается», — говорит генеральный директор Экономической экспертной группы Александр Андряков. Так что не исключено, что автовладельцы заплатят дважды, а если на пути им попадется платная дорога, то и трижды.
В Минтрансе хотели бы возродить не только региональные, но и Федеральный дорожный фонд. Из него можно было бы финансировать госкомпанию «Автодор», которую создали, а дать денег на строительство дорог забыли. Но главный оппонент всех этих предложений — Минфин. «Один из постулатов мировой бюджетной системы: доходы нельзя связывать с расходами», — говорит чиновник Минфина. Доходы могут резко упасть, как и получилось в этом году, а расходы — это уже принятые государством обязательства, которые надо выполнять.
К тому же старые дорожные фонды фигурировали в многочисленных делах о коррупции. В 2000 году вице-губернатора Петербурга Виктора Кротова обвинили в нецелевой растрате 1 млрд рублей. В том же году из нижегородского фонда мошенники похитили 2,5 млн рублей, а самарский территориальный дорожный фонд принял в качестве налоговых платежей векселя, из-за чего бюджет потерял 24 млн рублей. «В то время была мода на разные бюджетные фонды — дорожные, атомные и т. п., — вспоминает Андряков. — Деньги из бюджета разливались темными струйками непонятно куда». Целевой фонд — очень удобная вещь для отраслевого чиновника, который им распоряжается.
Даже если деньги на новые дороги не будут собираться на заправках, варианты решения транспортных проблем все равно сводятся к поиску дополнительных средств. Предположение, что за те же миллиарды можно строить больше мостов и развязок, тоже регулярно высказывается, но у дорожных начальников всегда наготове набор причин (климат, перекладка коммуникаций, выкуп земли под строительство), по которым дешевле строить в России никак нельзя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *