В 2010 году российская экономика пойдет в рост, и рубль снова станет стабильной валютой – на фоне острого бюджетного дефицита

После кризиса 1998 года символом восстановления экономики стало пиво: его производство росло на 20–30% в год, а отечественные заводы почти полностью вытеснили импорт с рынка. Символом восстановления после кризиса 2008–2009 годов может стать более крепкий напиток — водка. По ходу антиалкогольной кампании продажи легальной водки могут вырасти с 40–50% от той, что стоит на прилавках, до 80–90%. Но и без водки, по ожиданиям, российский ВВП вырастет в 2010 году на 4–5%, причем с каждым месяцем эксперты корректируют прогнозы в сторону увеличения.

В 2009 году Россия ходила в лидерах по падению экономики. Кризис ударил по ней сразу из двух орудий: резко упала цена на нефть, а российским компаниям также внезапно перестали давать в долг, и обслуживать текущие долги стало очень тяжело, а кому-то и не под силу. Внутренние структурные проблемы усугубляли картину. В итоге спад составил 10% ВВП.
Антикризисные меры не сработали, как этого ждали. Возможно, кроме одной: за счет индексации зарплат федеральным бюджетникам сразу на 30% и пенсий доходы населения в среднем остались на уровне 2008 года. И в 2010 году правительство будет продолжать в том же духе: пенсии вырастут примерно в полтора раза, а если с ценами на нефть все будет в порядке, то не заставит себя ждать и индексация зарплат бюджетникам, убеждены аналитики. Значит, доходы населения вернутся на докризисный уровень уже в 2010 году, и снова появится желание тратить — а не копить, как сегодня. Как и десять лет назад, после прошлого кризиса, двигателями экономики в 2010 году станут отрасли, ориентированные на спрос населения.

ЛОКОМОТИВЫ РОСТА
Тогда, в 1999 году, расцветала молочная промышленность (в России научились делать йогурты), бытовая химия и уже упомянутое пивоварение. Теперь на такое импортозамещение рассчитывать не приходится — та же водка была и остается отечественной. А ее вклад в экономический рост на самом деле будет чисто статистическим: если раньше та водка, которая была нелегальной, не учитывалась в ВВП, то теперь будет.
Зато в фармацевтике рост будет вполне реальный — импортозамещение проведут сверху по разнарядке. Крупнейший покупатель лекарств в России — государство, и чиновникам всех уровней спущено указание покупать отечественные препараты. А крупнейшие мировые производители активно прорабатывают вопросы строительства заводов в России.
Не менее активно власти пытаются стимулировать жилищное строительство. «Если сделают так, как написано на бумаге, это даст громадный позитивный эффект», — говорит Алексей Моисеев из компании «Ренессанс Капитал». Суть программы — в стимулировании строительства бюджетного жилья в регионах. Создан федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, который должен на прозрачной основе распределять участки под застройку и гарантировать выкуп 25% построенных квартир. Увеличены объемы выкупа жилья для военнослужащих и по другим бюджетным программам.
Без жилищного строительства экономику не поднимешь. Это мультипликатор: строители дают заказы производителям стройматериалов, те — металлургам, лесной промышленности, перевозчикам и так далее. В декабре «Ренессанс Капитал» и Российская экономическая школа представили методику прогнозирования ВВП страны. В ее основе — анализ более ста отраслевых и финансовых показателей, в той или иной степени указывающих на экономические перспективы. Состояние индустрии стройматериалов — тут один из лучших показателей: если она растет, скорее всего, растет и экономика в целом. А 2010 год для строительной отрасли станет неплохим даже вне зависимости от того, как пойдут дела с жилищным строительством: в России идут две большие стройки — в Сочи и во Владивостоке.
Но в отличие от олимпийских объектов, жилье мало просто построить — его важно еще и продать. Поэтому власти стимулируют спрос — через снижение ставок по ипотеке. На это решено пустить средства пенсионных накоплений. Помощник президента Аркадий Дворкович уверен, что в следующем году взять кредит под 10–11% годовых будет вполне реально.
У снижения ставок — уже не только ипотечных, а по любым кредитам — будет и другой стимул. Центральный банк последовательно снижает ставку рефинансирования. Скорее всего, ставка ЦБ будет снижаться и в следующем году — вслед за снижением инфляции. В последние месяцы цены и правда почти не растут. Сейчас ставка ЦБ — 9%, а кредиты реально дают под 14–15%. Аналитики ожидают, что в 2010 году ставка может снизиться до 7%. А банкиры уже будут меньше опасаться невозврата кредитов — вероятность второй волны банковского кризиса стремится к нулю — и снизят плату за риск, которую они берут сегодня. Маржа может снизиться с нынешних 5–6 до 3 процентных пунктов, говорит глава банка ВТБ 24 Михаил Задорнов.


В начале года больно было смотреть на людей, которые до кризиса взяли долларовые кредиты — а это подавляющее большинство ипотечных кредитов в Москве и Санкт-Петербурге. Их платежи в рублях меньше чем за полгода выросли в 1,5 раза. Хуже было только тем, кто брал в Банке Москвы кредиты в японских иенах: рубль падал к доллару, а доллар — к иене.
Теперь эти заемщики снова довольны жизнью: выдержав атаки спекулянтов зимой и весной, Центробанк к зиме вернул курс практически на докризисные уровни — 28, 7 рубля доллар стоил и в середине нулевых. Но плохая новость состоит в том, что ЦБ больше не хочет управлять курсом, а хочет пустить его в свободное плавание, причем как можно быстрее. Еще одна плохая новость: разрешение на это ЦБ получит, вероятно, уже с 2011 года. Курс станет свободным: сегодня 29 рублей, через полгода, например, 33, через год, допустим, 25.
Другого пути у России нет. Вклад политики поддержки валютного курса, когда ЦБ в первую очередь следил за крепостью рубля, в глубокое падение экономики трудно переоценить. Пока ЦБ держал курс, кредиты брать было лучше в валюте: процентные ставки ниже, и выходит дешевле. В результате процентные ставки стали по сути отрицательными: цена кредита была ниже темпов инфляции. В этой ситуации проще всего взять кредит, купить любой товар и ждать, пока он подорожает.
Многие так и делали. Точно так же, как квартиры в Москве, многие про запас и для перепродажи покупали все что угодно: лес, автомобили и все прочее. В экономике формировались избыточные товарные запасы. С кризисом иссякли источники кредитов, схема перестала работать, и бизнес принялся распродавать запасы. Производство встало. Пример — автомобили: дилеры закупили впрок 0,5 млн авто в конце 2008 года. Их распродажа парализовала конвейеры всех российских автозаводов от ГАЗа до Toyota.
И вот ЦБ и правительство переходят от таргетирования курса к таргетированию инфляции: будут следить за тем, чтобы ставки оставались положительными, то есть выше инфляции. Это гарантирует от накопления избыточных запасов и не создает почвы для нового кризиса. Плата — стабильность курса. Так что валютным заемщикам пора задуматься о том, чтобы перейти на рублевые кредиты.
Впрочем, в 2010 году курс будет, скорее всего, стабильным. Большинство крупных инвестбанков верят в то, что цена нефти в 2010 году будет колебаться в коридоре $70–100. В 2009 году с такими ценами на нефть рубль укреплялся, но в 2010-м такого эффекта уже не будет: долларовую выручку от продажи нефти промышленники все активнее тратят на закупку оборудования: отложенные с началом кризиса инвестпроекты возобновляются. Объем импорта подтянется к объему экспорта, и валютный курс стабилизируется в течение года, по мнению большинства экспертов, на уровне 28–28,5 рубля за доллар.

НА СТРАЖЕ БЕДНЫХ
Зато есть риск, что будет расти инфляция. Сельское хозяйство плотно завязано на кредиты. На них покупаются семена, техника, удобрения. Из-за резкого сокращения кредитования в 2009 году производство продуктов питания — от риса до молока — снизилось во всем мире. А есть меньше не стали: значит, спрос превысит предложение и вырастут цены. В ноябре рассчитываемый ООН индекс стоимости продуктов питания вырос на 7%. По оценке банка J.P. Morgan, отдельные продукты подорожают в 2010 году на 25–40%.
В прошлый раз такое было в 2007 году, и правительство в экстренном порядке замораживало цены на социально-значимые товары. Теперь заморозить цены будет проще — новый закон о торговле дает такую возможность. Понятно почему: правительство готовится защищать интересы бедных, прежде всего пенсионеров, которые попали в центр его внимания.
Владимир Путин почти в полтора раза повышает пенсии. Это главная причина высокого бюджетного дефицита и полного исчерпания Резервного фонда. Минфин снова готовится брать в долг на внешних рынках. А дополнительные доходы бюджета — в том, что они будут, уверены почти все — пойдут, скорее всего, на индексацию зарплат бюджетников, говорит Юлия Цепляева из Merrill Lynch. Страна плавно готовится к предвыборной кампании следующего президента.
В 2011 году бюджетный кризис уже не обещает быть таким острым — будут повышены сборы с бизнеса, прежде всего в пенсионный фонд. Повышение налогов не может не сказаться на темпах роста. По одному из сценариев, экономика начнет замедляться уже в 2012 году, а в 2013-м войдет в фазу спада. Однако крупнейшие мировые банки полагают, что российская экономика продолжит расти и после повышения налогов в 2011 году. Citibank прогнозирует, что в 2015 году по размеру ВВП Россия обгонит Бразилию, Италию и Испанию, к 2020 году — Германию, Францию и Великобританию и выйдет на пятое место в мире.

ДОГНАТЬ УКРАИНУ
На фоне экономических успехов, которые будет демонстрировать в 2010 году погрузившаяся в политический хаос Украина, все эти оптимистичные перспективы выглядят довольно бледно. Сейчас украинские долги торгуются на преддефолтных уровнях. Это значит, что инвесторы всерьез опасаются дефолта. Казначейство Украины сегодня живет одним днем, объясняет один из инвесторов: деньги уходят на финансирование зарплат и других госрасходов, как только они появляются в казне. Ни запасов, ни планирования там нет, и никто не гарантирует, что, когда придется платить по долгам, Украине хватит на это денег.
Но эта картина изменится. Не в январе, так в феврале, не в феврале, так в марте — но рано или поздно у страны появится новая власть. Ее признают в Америке и в Европе. Это будет важный сигнал инвесторам. К тому времени, скорее всего, Украина получит и очередной транш помощи от МВФ и стабилизирует таким образом государственные финансы. Все поверят, что дефолта не будет, и украинские долги станут стремительно расти в цене. А вслед за облигациями начнут расти акции, и для спекулянтов Украина в 2010 году станет настоящим Эльдорадо.
Своим ростом в следующем году экономика России будет обязана эффекту низкой базы: в сравнении с провальным 2009-м любой результат будет выглядеть позитивным. На Украине база еще ниже: ВВП упал на 15%. А металлургия, основа украинской экономики, будет восстанавливаться достаточно быстро. Наконец, Украина скорее выиграет от роста цен на продовольствие. Раньше в России было хорошим тоном приводить Украину в пример тем, кто скучает по демократии: пожалуйста, вот вам политический бардак, умноженный на экономический хаос. Теперь это будет не так просто: высочайшие темпы роста, сверхприбыли на фондовом рынке, позитивные оценки экспертов.
Зато авторитарный Казахстан, который раньше развивался быстрее России, впадет в стагнацию. Последние несколько лет республика жила по той же схеме, что и Исландия (см. стр. 60): гигантские кредиты, которые брали местные банки, обеспечивали высокие темпы роста экономики и уровня жизни. В Казахстане эти кредиты во многом были обеспечены будущей нефтью с месторождения Кашаган, одного из крупнейших в мире. Но из-за ряда причин ввод Кашагана в строй отложен — на этот раз до 2014 года, и до тех пор экономика Казахстана вряд ли будет быстро расти.
Так что российским сторонникам либеральных реформ впервые за долгие годы не придется ничего объяснять. Примеры будут перед глазами. Направо — Украина: свобода, демократия, экономический рост. Налево — Казахстан: авторитаризм, коррупция, стагнация. Все понятно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *