удар тени

Как пел Высоцкий — «иду с дружком, они стоят; они стояли молча в ряд, они стояли молча в ряд — их было восемь». У каждого в жизни бывают свои темные аллеи, свой пустой вагон электрички и свое угрожающее дыхание на плече. Что остается нам, плейбоям и повесам? Пойти, выйти и на месте объяснить всем желающим, как пройти в библиотеку в три часа ночи. Самое сложное — быстренько решить, что уместнее в твоем конкретном случае — сокрушительные и прямодушные навыки кикбоксинга либо какой-нибудь рывок из загадочной японской борьбы «баритсу». Бей первым. Ready?

  1. Айкидо

  2. Дзюдо

  3. Карате

  4. Бокс

  5. Самбо

  6. Французский Бокс/сават

  7. Сумо

Для начала — одна история. Дело было давным-давно, в 85-м году. Два друга ехали с девчонками из кабака в московском метро. Первый был чемпионом Европы среди юниоров по олимпийскому пятиборью. Второй — подпольным тренером карате. Кроме них, в вагоне было человек десять бакланов, с портвейном, длинными сальными волосами и прочими непременными атрибутами парней с рабочей окраины. Девчонки были чудо как хороши — со всеми, как говорится, вытекающими отсюда последствиями. Бой вышел яростным, но, увы, скоротечным: шли Игры доброй воли, и на следующей остановке в вагон ввалились переодетые в штатское милиционеры, которые и повязали изрядно помятых представителей пролетариата. А у наших героев последовавшая ночь была длинна и чудо как хороша…

«Романтическая чушь», — скажет наш читатель из разряда «белых воротничков» и будет отчасти прав. Времена повального увлечения карате, триумфа «Пиратов ХХ века» и «Одинокого волка», плакатов с Чаком Норрисом и Тадеушем Касьяновым на каждом шагу ушли, как китайчонок Ли из шаолиньского монастыря. Сегодня единоборствами если и занимаются, то также, плаванием, бегом трусцой и поднятием тяжестей — для общего, так сказать, оздоровления организма. Клерк идет в зал, тщательно бегает и отжимается на кулаках, отрабатывает удары, а когда дело доходит до спарринга, тушуется и уходит домой, где смотрит «Бойцовский клуб», радуясь и размахивая руками.

Держать себя в форме надо, не скроем. Но порой и умение дать по мордам, равно как и боевая практика, очень и очень необходимы. Известна история, как на дирижера Спивакова в центре Парижа напали три грабителя-араба — не будь виртуоз Москвы еще и боксером, прощай, тяжким скрипичным трудом заработанный кэш. Для джентльмена честь — дело святое, а когда под рукой не будет ни телефона, чтобы позвонить реальным ребятам, ни бейсбольной биты, придется орудовать руками и ногами. Что для людей столетия скоростей весьма проблематично.

Разумеется, чтобы выступить вдвоем против десяти, нужны многие годы тренировок — тела и воли. Для того же, чтобы ловко поставить на место хама, достаточно усвоить вполне нехитрый набор приемов, которым запросто обучают в разных секциях. Всего год занятий — и вот Борис Буткеев (Краснодар) проводит апперкот. Бьет ногой в нос. Бросает через бедро. Крушит челюсть. Его сила — в могуществе разума, концентрации воли, умелом владении здоровым телом. В этом все единоборства схожи. Разница — в наборе технических приемов, с помощью которых будет наказан порок. Анализируй ситуацию, выбирай и рази врагов приемами: >

Айкидо

Кому: романтикам высшего полета, людям не от мира сего. Ну в самом деле, разве можно искренне любить всех-всех-всех? А именно таково, меж тем, главное правило айкидо — искусства оборонительного по определению, принципиально не рассматривающего возможность атаки на соперника и причинения ему вреда, только нейтрализующего его агрессию. Под стать первой заповеди и все остальные: айкидо делает выбор между жизнью и смертью от одного удара, поэтому ученики должны внимательно следовать указаниям инструктора и не соревноваться, чтобы выяснить, кто сильнее. Сила никогда не должна использоваться неестественно или без основания. Город Солнца, одним словом, а не искусство набить морду.

Чем орудуют: со стороны айкидо дико похоже на балет: завораживающие кружения, плавные движения деревянным мечом, расчетливые падения. На самом деле есть в нем и болевые захваты кисти, и прямые удары дикой силы. Но главное, разумеется, не в них, а в неземной гармонии: по словам основателя айкидо Морихея Усиба, не имеющий таковой в душе проигрывает с самого начала.

Коронный прием: «ириминаге» — бросок встречным ходом. Одинаково эффективен против противника с палкой, ножом или просто пудовым кулаком. Постоянно осуществляя с нападающим мягкий контакт, ты прокатываешься по нему, подобно шару, вовлекаешь во взаимное вращение, заставляешь потерять равновесие и опрокидываешь.

Недостаток: вам с шашечками или доехать?

Герои: Стивен Сигал, разумеется. Огромный добряк-кок из бесчисленных «захватов», которого крайне сложно вывести из себя. Но уж если выведешь — подонкам не позавидуешь.

Дзюдо

Кому: тем, кто отдает предпочтение эволюции перед революцией. Способным вслед за Мифунэ Кюдзо сказать: «Нет границ на пути мягкости, и для сердца не будет врагов».

Главный принцип дзюдо, сформулированный его основателем Кано Дзигоро, звучит так: мягкость управляет твердостью. Чтобы победить противника, надо воспользоваться его собственной силой. В дзюдо движение и маневр — все, грубый напор — ничто. Вместе с тем было бы глупо рассуждать о дзюдо как о бойцовской науке, сугубо оборонительной (как, положим, айкидо). Дзюдоисты утверждают принцип «кобо ити», что означает: «нападение и защита по сути — одно и то же», и могут выступить ребятами, вполне агрессивными.

дзюдо

Чем орудуют: всеми членами. Главное орудие дзюдоиста — всевозможные захваты и броски. Не успев ничего сообразить, подонок окажется в грязной луже с дикой болью в членах — и это, заметим, безо всяких нунчаков.

Коронный прием: передняя подножка. Бросок через спину тоже, не скроем, чудо как хорош.

Недостаток: дзюдо — спорт не кровавый, а на иных улицах и в глазах иных благодарных зрительниц это вряд ли сойдет за достоинство.

Герои: полковник Путин, и этого достаточно.

Карате

Кому: натурам сентиментальным, романтикам и мечтателям. Карате, развивавшееся на удаленном острове Окинава под воздействием китайской гимнастики У-Шу, пришло в Европу и Штаты после войны. Возвращавшиеся с дальневосточного театра военных действий «джи-ай» везли с собой в грубом солдатском сердце, как Марлон Брандо свою Сайонару, сады камней, суши, сакэ и икебану. Белое кимоно, черный пояс, эффектный удар ногой с разворота с чудным именем «маваши-гири» — все это было романтично, как ветка сакуры. В 1948 году Дон Дрэггер, служивший в оккупационных войсках, прислал своему другу-дзюдоисту Анри Пле письмо с описанием красивых боев — и понеслось. Двадцать лет спустя романтика карате пересилила мужское очарование самого великого Элвиса — именно к темнокожему каратисту Майку Стоуну ушла его очаровательная жена Присцилла. Король рок-н-ролла без перерыва звонил, угрожал покончить с нигером, требовал рандеву, но жену так и не вернул. В Советском Союзе карате также стало прибежищем интеллигентов, заняв достойное место в одном ряду с ксероксом Кама-Сутры, бобиной Высоцкого и томиком Стругацких. Изменились времена — потускнела и магия карате. Удары, впрочем, менее эффективными не стали.

карате

Чем орудуют: руками, которыми ставят блоки и наносят удары, и ногами. Они используются для исполнения ударов и подсечек. Львиную долю времени на тренировках каратистов отнимают так называемые ката — комплексы движений с блоками и ударами. Сами инструкторы зачастую признают их бесполезность: зачем тебе, к примеру, умение отбиться от алебарды? Куда эффективнее нунчаки, но они причислены к холодному оружию и в случае употребления влекут уголовное наказание.

Коронный прием: конечно же, «йоко тоби гири» — боковой удар прямой ногой, исполненный в полете. Обычно именно им заканчиваются боевики класса «Б».

Недостаток: как всякое романтическое учение, карате — не столько способ эффективно дать в табло, сколько стиль жизни. Иногда это обременяет.

Герои: конечно, сладкая парочка Чака Норриса c Брюсом Ли. Карате (причем на вполне приличном уровне) занимался и Элвис, что, как мы уже знаем, закончилось для него весьма прискорбно. Из наших современников верность окинавской боевой науке хранит актер Певцов — гроза бандитского Петербурга по прозвищу Зверь.

[stextbox id=’alert’]Карате до и после

После Второй мировой в США и на Гавайях появились десятки синтетических стилей. Среди них гавайское кэмпо-карате, созданное в Гонолулу Уильямом Квайсун Чжоу, китайцем по происхождению; американское кэмпо-карате, создателем которого был ученик Чжоу — Эдмунд Кеалоха Паркер, праправнук гавайского короля Камехамеха I. В основу обоих стилей были положены техники дзю-дзюцу, окинавских стилей карате и полинезийских видов единоборств. Собственную школу самозащиты «джиткундо» («путь опережающего кулака») создал Брюс Ли. В джиткундо нет строгих ритуалов, собственной униформы и цветных поясов, ученики носят ту одежду, которая наиболее удобна для них. Нет и стандартного набора приемов — каждый ученик действует в соответствии с общим подходом к решению поставленной задачи, но идет своим путем.[/stextbox]

Бокс

Кому: скромным, спокойным и уравновешенным ребятам не самого богатырского телосложения, зато от природы юрким и подвижным. Всем известно, что бокс зародился в Англии в качестве забавы посетителей конных скачек (для их схваток выделяли специальные площадки — отсюда и слово «бокс»). Но мало кто знает, что огромная роль в становлении современного бокса принадлежит еврею Даниэлю Мендоссе, разработавшему технику высокотехничной и подвижной защиты, которая позволяла с лихвой компенсировать недостатки роста и массы. А его лучший ученик и соплеменник по прозвищу Голландец Сэм дополнил защиту Мендоссы техникой активного и жесткого ближнего боя, «инфайтинга», главным орудием которого стал удар снизу — знаменитый «апперкот». Голливуд воздал должное боксерам «еврейской школы» в фильме «Пуля» с Микки Рурком в главной роли.

бокс

Чем орудуют: руками, и только. Зато каждый удар боксера весит около 300 кг (для сравнения — нормальный человек в расцвете сил выбьет 60, от силы 80 кг).

Коронный прием: удар «кросс». Противник плотно защищается и ждет от тебя прямого удара в голову, ты же бьешь ему в голову, только сбоку.

Недостаток: см. предыдущий пункт. В уличной драке боксер просто обязан опережать соперника.

Герои: разумеется, Кассиус Клей (он же Мухаммед Али). Вообще же бокс — излюбленное увлечение натур по преимуществу творческих. В их ряду отметим женского угодника Фрэнка Синатру и его дружка Дина Мартина, а также незабвенного Скримин Джей Хоукинса. В нашем Отечестве эту достойную компанию умелых мастеров ноты и апперкота дополняют В. Спиваков и двадцать лет мечтавший снять леса со Спаса на Крови А. Розенбаум.

Самбо

Кому: профессионалам, чья служба и опасна, и трудна. «Самооборона без оружия» — вещь самая что ни на есть реальная и жесткая. Она родилась в недрах ОГПУ и Красной Армии, где учили расправляться с противником без дураков и лишних цирковых фокусов. Все началось с того, что некие Нил Ознобишин и штабс-капитан Спиридонов учили в царской России приемам дзюдо жандармов полиции и военных разведчиков. Советская власть быстро положила глаз на столь ценных кадров и поручила им, независимо друг от друга, разработать систему самообороны для чекистов и милиционеров. В результате в 1930 году в издательстве НКВД вышел учебник Ознобишина «Искусство рукопашного боя», где прагматично излагалось, как убрать с дороги вооруженных до зубов врагов. В отличие от восточных единоборств, боевое самбо не утруждает себя красивыми формулировками и философской нагрузкой. Его поэзия проста до цинизма: было препятствие в лице человека — теперь его не стало.

Самбо

Чем орудуют: цель оправдывает средства, в коих разбору никакого нет. В самбо используется эклектичный арсенал, заимствованный из всех возможных видов единоборств, восточных и западных, а также из нехитрой житейской практики — от изящнейших бросков и подножек до грубых болевых ударов и подлых удушений и укусов. Подвернулся под руку обычный шнурок — преврати его в зверскую удавку, палка — ударь ею по голове.

Коронный прием: неуловимым движением руки оторвать у противника бровь, чтобы тому кровь залила глаза, разом деморализовав.

Недостаток: реальному боевому самбо учат вместе с криптографией, навыками наружного наблюдения и стрельбы в Институте разведки ФСБ, которого, увы, нет в справочниках «Куда пойти учиться». Спортивное же самбо — увы, не то, совсем не то…

Герои: их знали (и знают) только в лицо.

[stextbox id=’alert’]Прибить по-русски

С начала перестройки в СССР, а затем и в России появилось множество школ, объединений и направлений боевых искусств, называемых общим термином «русский стиль». Обычно они носят фольклорно-этнографический характер и претендуют на некие исторические корни. Среди них — славяно-горицкая борьба, «буза», «скобарь», «лесной воин», «коло», «тризна», «лютый бой», «кружала», «челдон», «приклад»… Духовной основой объявляются язычество или — реже — православие. Все школы и направления громогласно трубят о своем принципиальном отличии от восточных боевых искусств. На самом же деле все они основаны на разнообразном смешении приемов отечественного и восточного происхождения.[/stextbox]

Французский Бокс/сават

Кому: для врунов, болтунов и хохотунов, королей танцполов и представителей богемы. Не зря именно французским боксом, наряду с курением опиума и игрой на скрипке, увлекался Шерлок Холмс. «Сават» — в переводе с французского «старый стоптанный башмак» — был изначально грозным орудием французского уголовника и простолюдина. Был отточенной до изысканности уличной дракой, попросту говоря. В середине ХIХ века на циничные навыки уличной драки французского плебса — удары носком или каблуком тяжеленного башмака в голень, колено или пах противника — обратила внимание парижская «золотая молодежь». Потом сават облагородили, скрестив с английским боксом, откуда и родился собственно бокс французский, существующий по сей день. В 1899 году один из его корифеев Шарль Шарлемон выиграл на шестом раунде мощным ударом ногой в живот бой против чемпиона Англии по боксу в среднем весе Джерри Дрискола, тем самым навсегда установив, какой бокс главнее.

сават

Чем орудуют: руками и ногами, причем без разбору. Часто сават путают с кикбоксингом, что не совсем корректно. Кикбоксинг — рожденный в Америке на потеху публике симбиоз ручной техники английского бокса и ударов ногами, позаимствованных с Востока. Сават же — совсем другой коленкор, в нем нет ничего от фабрики грез, зато полно закрепленных веками успешной практики уличных премудростей. Поначалу руки использовались в нем лишь для того, чтобы прикрывать пах и блокировать удары в живот. Потом им нашли более достойное применение в виде всего арсенала ударов английского бокса.

Коронный прием: надеть башмак потяжелее — и бить.

Недостатки: никаких, как и во всем, что сотворено французами, — от моды до футбола.

Герои: ты да я, да мы с тобой.

[stextbox id=’alert’]Галльским петухам

В конце XVII — начале XVIII века среди низов французского общества получил распространение сават — старый французский метод боя ногами в обуви с подключением ударов открытой рукой. По-французски «сават» означает «стоптанный башмак», а в переносном смысле служит обозначением бродяг, босяков и оборванцев. Именно в этой среде возникла техника боя ногами. Вторым источником савата стали элементы боевого фехтования, когда употреблялась не только шпага, но в ход шли также удары ногами и руками. Удары в савате наносились носком или ребром обуви, как правило, не выше колена, часто применялись подсечки. Удары наносились ребром и основанием ладони, пальцами, ладонью вместе с пальцами и поражали глаза, уши, виски, горло, нос и другие уязвимые места на голове противника. Эффективными были не сила удара, а скорость и точность, разнообразие взятых из боевого фехтования стоек и передвижений.[/stextbox]

Сумо

Поставить на место подлеца изящным приемом дзюдо, ударом карате, боксерским хуком — дело нужное и благородное, но иногда обременительное. Между тем вполне можно добиться того, что подонок просто обойдет тебя стороной. Для этого надо заняться сумо и стать рикиси — бойцом, в совершенстве овладевшим этим экзотическим искусством. Будешь выходить, опоясанный торимаваси, широким поясом, достигающим девяти метров в длину. На твоих бедрах будет красоваться витая веревка с зигзагообразными полосами — синтоистский талисман гохеи, отгоняющий злых духов. Прежде чем вступить на дохэ (глиняный помост), ты будешь бросать на него горсть «очищающей» соли, означающей: ты будешь в ссоре с соперником только в пределах помоста. Бой будет начинаться с ритуального приветствия, гласящего: «Я пришел без оружия и не намазан жиром». Затем, опираясь на один кулак, ты будешь долго смотреть в глаза своему визави. Собственно, именно тут решается, кто победит. Бой же, когда ты пытаешься сбить противника с ног или вытолкнуть за круг, длится максимум полминуты. Удары кулаком или ребром ладони строжайшим образом запрещены.
Разве к такому парню, как ты, у кого-то возникнут вопросы?

сумо

Начав с одной истории из прошлого, другой закончим. В разгар перестройки в известном своей бандитской репутацией городке Кимры, что под Тверью, в одной из школ открылась первая секция карате. Пошли в нее, разумеется, многолетние жертвы издевательств одноклассников, ребята щуплые и болезненные, с целью разучить заветные приемы и отомстить всем обидчикам по полной программе. В первый же день новоявленных каратистов после тренировки встретили товарищи с ломами и устроили промывку мозгов — для острастки, так сказать. В конце концов, не в блоках да ударах дело. Как говорит герой лучшего фильма современности «Брат-2» Данила Багров: «…а я думаю — вся сила в правде».