Содержание
Страховой бизнес ощутил влияние нынешнего кризиса одним изпервых: он не меньше автопроизводителей или компаний, выпускающих бытовую технику, зависит отколебаний курса.
Если посмотреть надинамику рынка напримере Топ‑100 страховых компаний, тозашестьмесяцев этого года было собрано 53,7млрд руб., тогда как затот же период прошлого года– около 60млрд руб. Напервый взгляд падение не критическое. Ноэксперты полагают, что наиболее показательными будут цифры заавгуст исентябрь, или даже позже.
«Бюджеты 2015г. были составлены вусловиях, когда еще непроизошло падение рубля, небыло понимания грядущих тенденций, иосновная часть страхователей придерживалась запланированных расходов. Корректировки носили достаточно быстрый ичасто форс-мажорный характер. – говорит заместитель генерального директора СК «ВТБ Страхование» Алексей Володин, – Последствия сегодняшнего кризиса мы получим только в2016году». Поего словам, пока нет оснований для положительных изменений инет понимания, когда их ожидать. Заместитель директора департамента страхования корпоративного имущества СК«Альянс» Екатерина Зенченко добавляет: «Страхование имущества юрлиц традиционно реагирует накризис снекоторым запозданием, инерционно, нопри этом сейчас его влияние ощущается уже вполной мере. Динамика сборов вразных сегментах экономики разная: попредприятиям сгосударственным участием наблюдается некоторый рост, вторговых, производственных предприятиях, где активно использовались заемные средства, отмечается серьезный спад. Вцелом ябы говорила остагнации нарынке страхования имущества юрлиц».
«Текущее состояние экономики немогло неотразиться настраховом рынке вцелом инасегменте малого исреднего бизнеса. Компании всложные периоды стараются сократить или оптимизировать затраты напеременные издержки, втом числе страхование. Прирост премий вкорпоративном сегменте значительно сократился. Многие страховщики перешли самбициозных иоптимистичных планов наболее прагматичные исдержанные, закладывая общий прирост науровне неболее 3–7%», – несколько более оптимистична всвоих оценках директор департамента имущественного страхования САО ЭРГО Марина Суркова.
ЦБ как драйвер падения
Сильнее всего, считают участники рынка, пострахованию имущества юрлиц ударило резкое повышение ЦБ учетной ставки, после чего «схлопнулся» рынок корпоративного кредитования. Фирмы перестали приобретать имущество назаемные деньги, и отпала необходимость его страховать. «Постепенное восстановление объема кредитования вбанках тем неменее недает активного роста страховых сборов, данная тенденция ждет нас ивследующем году. Страховые компании впоследние годы вынуждены все больше оптимизировать «лайт»-версии продуктов для малого исреднего бизнеса, пересматривать клиентскую базу иоптимизировать расходы. – рассказывает Марина Суркова, – Свой отпечаток накладывает также изменение андеррайтинговой политики многих страховщиков, такой фильтр невсегда позволяет предоставить «дешевое страхование» и, как следствие, ведет ксокращению сборов».
Основным двигателем рынка остается страхование залогов, новэтом сегменте сейчас также наблюдается стагнация. «Драйвером роста являлось то, что охват рынка страхованием был все еще небольшой. Даже крупнейшие компании вразных сегментах невсе имеют полис страхования имущества для основных активов, – высказывает свою точку зрения Алексей Володин. – Еще меньше степень проникновения всредних инебольших компаниях, где страхование воспринимается как условие для получения лизинга или кредита». Поего словам, постепенно ситуация исправляется. Ноговорить оросте вэтом направлении эксперты все-таки опасаются. Скорее, сейчас происходит концентрация рынка у Топ‑10 крупнейших страховщиков. Эта тенденция сохранится ивбудущем, соглашается Алексей Володин. «Началась «миграция» клиентов всторону крупных страховщиков. Сейчас клиентами рассматривается нетолько цена полиса, ноиобъем сервиса, история страховщика, его баланс; клиент начал искать именно сервис, анепросто обязательство выплатить возмещение вслучае чего, купленное «занедорого», – подтверждает руководитель департамента страхования имущества итехнических рисков компании «Росгосстрах» Владислав Тимофеев. – Мы наблюдаем итакую картину (которая, например, еще 2–4года назад представляласьбы струдом): клиенты прислушиваются крекомендациям страховщиков пообеспечению мер, снижающих уровень рисков». Иесли раньше отказ страховщика отприема какого-нибудь риска впортфель приводил клиента кдругому страховщику, готовому взять риск «без сомнений», тосейчас такой отказ перетекает вответы навопросы «что нетак сделано», «что нужно исправить».
Можно сказать, что драйвером сегмента стала потребность рынка вполучении непросто страхового полиса, аименно страховой защиты (как комплекса мер ипоснижению рисковой нагрузки, ипоорганизации страховщиком сопутствующего сервиса, ипообеспечению гарантий получения страхового возмещения). Таким образом, основным драйвером рынка является конкуренция.
Экономия выйдет боком
В кризис все клиенты страховщиков задаются вопросом: можноли сэкономить наимущественном страховании юрлиц без особого ущерба для компании икритического повышения уровня рисков? «Сэкономить можно инужно. Это нормальное желание для любогоуправленца. Самый правильныйпуть экономии– реально снижать свои риски– улучшать пожарную безопасность наобъекте страхования, усиливать охрану ит. д. Иными словами, защищать как можно добросовестнее. Иуверяю вас, страховщики это оценят ибудут предлагать приемлемые цены засвои услуги», – говорит заместитель генерального директора СК«Пари» Ирина Двойникова. «Всезависит отспецифики деятельности компаний ипредприятий. Помоему мнению, встраховании нуждаются объекты производства работ: если это торговое предприятие, тонеобходимо обеспечивать страховой защитой товары вобороте, если производственное– тоздания исооружения, включая производственное оборудование итоварные запасы. Сэкономить настраховании можно, увеличив размер безусловной франшизы,что обычно делают крупные предприятия, зная, что смогут без особых издержек компенсировать себе определенный размер ущерба, – перечисляет начальник управления андеррайтинга имущества иответственности СК«Либерти страхование» Александр Замула. – Зарубежные компании уже давно приучены кбольшим франшизам идаже нерассматривают варианты страховок без них. Также можно уменьшить стоимость полиса, исключив изстрахового покрытия определенные риски, ноотриска «пожар» ябы отказываться несоветовал».
Экономить настраховании нужно, признают опрошенные «Ко» эксперты. Ноэкономить– не значит вычеркивать статью избюджета. Экономить– это осознавать, что, как изачем страхуется, покакой стоимости (накакие страховые суммы), каким образом производится расчет ивыплата возмещения, будетли достаточно такого возмещения, и, самое главное, как культура содержания иэксплуатации имущества предприятия определяет условия страхового покрытия. «Этот последний момент, пожалуй, самый решающий ввопросе экономии настраховании. Он определяет вконечном счете стоимость полиса, стоимость сервиса страховщика, скорость получения возмещения. «Инвестируя» вподдержание порядка напредприятии, внормальную эксплуатацию имущества, вквалификацию персонала, вкультуру деятельности предприятия, клиент снижает свои издержки», – поясняет Владислав Тимофеев.
Операция «Ы», или «Все украли донас»
Как это бывает вабсолютно любом виде страхового бизнеса, впериод кризиса значительно возрастает доля мошенничества состороны недобросовестных клиентов. «Безусловно, любой страховщик сталкивается сэтим. Унас разработана система работы сконтрагентами, которая предполагает ряд мер попротиводействию мошенническим действиям как наэтапе заключения договора, так инаэтапе урегулирования убытка. Последствия для мошенников могут быть очень серьезными как финансово, так иуголовно», – констатирует Алексей Володин. «Сталкиваемся регулярно. Ичем хуже ситуация встране, тем чаще сталкиваемся. Внашей ментальности обмануть юридическое лицо– это необман, скорее, это расценивается как житейская смекалка, – возмущена Ирина Двойникова. – Наиболее часто предметом мошенничества становятся товарные запасы. Очень многие страховые компании начиная спрошлого года вообще отказались принимать товары настрахование. Ате, кто продолжает страховать товарные запасы, существенно ужесточили свои подходы коценке рисков иподняли цены. Такова реакция страховщиков нарезко возросшее число мошенничеств».
Наиболее распространенными являются махинации при страховании имущества, товарно-материальных ценностей физических июридических лиц, атакже автотранспорта. Генеральный директор САО «Гефест» Александр Миллерман приводит вкачестве примера случай, когда водном изроссийских городов его компанией были приняты настрахование хранившиеся на складе товарно-материальные ценности насумму свыше 100млн руб. Чтобы получить страховую выплату, страхователь совершил поджог указанного склада, врезультате чего пострадало застрахованное имущество. Мошенничеством вданном случае стало отсутствие наскладе товара вполном объеме. Сгорела только часть застрахованного, астраховое возмещение недобросовестный клиент намеревается получить полностью, завесь товар, якобы пострадавший врезультате пожара. Еще один пример эксперт приводит из области автострахования: транспортное средство страхуется насумму в1,5млн руб., аего рыночная стоимость внастоящий момент составляет менее миллиона. Страхователь, понимая, что непродаст свое транспортное средство занеобходимые ему деньги, инициирует ДТП споследующим возгоранием либо «тоталит» машину (врезается встолб, топит вреке ит. д.). Вряде случаев для инсценировки даже нанимаются каскадеры. После этого страхователем пишется заявление вкомпанию стребованием возмещения, равного полной страховой сумме прописанной вдоговоре страхования. «Вкаждом конкретном случае нами проводится подробный анализ поступивших материалов, атакже их оценка для выявления страхового мошенничества. Взависимости отзаявленного убытка, проводятся необходимые для определения правомерности выплаты экспертизы (пожаро-техническая, трасологическая ит. д.), опросы, выезды наместо заявленного страхового случая, атакже иные мероприятия, позволяющие определить умысел страхователя нанезаконное обогащение путем выплаты страхового возмещения», – рассказывает Александр Миллерман.