Арест бывших топ-менеджеров энергетической компании «Т Плюс» Виктора Вексельберга и расследование системы тарифообразования в Республике Коми могут привести к переделу всего рынка теплоэлектроэнергии в России.

 Речь идет о Михаиле Слободине, Евгении Ольховике и Борисе Вайнзихере, которые, по версии следствия, на протяжении семи лет давали взятки (более 800 млн руб.) за установление максимально выгодных тарифов на тепло и электроэнергию (подробнее см. статью "Тепловой удар"). Знакомые с ситуацией эксперты утверждают, что в случае с воркутинскими ТЭЦ коррупционный навес составлял примерно половину тарифа на тепло.

Со стороны все выглядело неплохо. «Тарифы на тепло в Республике Коми были на 2% ниже, чем в среднем по России и на 7% ниже по сравнению с Северо-Западным регионом страны», – отмечает руководитель группы исследований и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства Наталья Порохова. «Т Плюс», вероятно, минимизировала долю инвестиционной составляющей в тарифе, а за его одобрение в региональной тарифной службе платила коррупционную ренту. Таким образом, компания обеспечивала себе дополнительную прибыль. Выводимые деньги должны были вкладываться в модернизацию, но этого не происходило. В результате воркутинские ТЭЦ имеют катастрофический износ, на что врио губернатора Сергей Гапликов пожаловался Владимиру Путину.

Другая схема вывода средств – создание фирм-прокладок между добывающими компаниями и ТЭЦ. Она активно используется в угольных регионах. «ТЭЦ покупает уголь по высокой цене и обращается в тарифные органы с обоснованием необходимости повышения тарифов для конечных потребителей», – рассказывает старший эксперт фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Кондратьев. «Очевидно, что с тарифными службами (сейчас эта опция перешла в ФАС) тем или иным теневым способом взаимодействовали все энергетические компании, – полагает руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павел Толстых. – От этого напрямую зависели их экономика и доходная часть. Этим занимаются и частные, и государственные компании. Только у первых мотивация больше».

Сегодня крупнейшие частные компании на рынке теплоэнергетики – «Т Плюс» Виктора Вексельберга и «Квадра» Михаила Прохорова. Свои теплогенерации есть у государственных «Россетей», «Русгидро», РАО ЕЭС и «Газпром энергохолдинга». И история с «Т Плюс», по сути, показала провал реформы энергетики Анатолия Чубайса. Активы РАО «ЕЭС России» были приватизированы, но эффективного ими управления нет ни в частных, ни в госкомпаниях. Бизнес рассчитывал на поддержку государства. Этого не произошло. Капитализация компаний энергетического сектора продолжает падать, денег на реконструкцию и модернизацию собственники выделяют по минимуму, износ оборудования растет, а регуляторы практически не контролируют этот процесс.

Что будет дальше на рынке?

Во-первых, усилится госконтроль, во-вторых, в ближайшее время чиновники начнут пересматривать конечные тарифы на энерго- и теплоснабжение. Ускорится процесс перехода на принцип альтернативной котельной. Если сейчас используется в основном затратный метод регулирования тарифов, когда компания предоставляет информацию о своих расходах, а ФАС принимает решение об уровне тарифов, то в перспективе тариф для региона будет определяться, исходя из экономической целесообразности строительства новой мощности. Не обойдется без тотального аудита компаний в теплоэнергетике. «Даже лояльная внешняя проверка может без труда выявить возможности для единовременного снижения расходов до 20%», – утверждает специалист в области государственного управления экономикой Никита Кричевский.

Момент для этого более чем удачный – выборы в Госдуму, предстоящие президентские выборы. Вопрос в том, превратятся ли показательные антикоррупционные акции в системные. Или после 2018 года активность Следственного комитета и Генпрокуратуры вновь сойдет на нет?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *