Михаил Балакин

Дата и место рождения: 20 апреля 1961 г., Серпухов

Профессиональный опыт:
в 1983 году после окончания Московского инженерно-строительного инстутита им В.В. Куйбышева устроился в управление №204 треста «Мосфундаментстрой-1» Главмосстроя. Здесь он прошел путь от мастера до главного инженера
в 1990 году стал директором Строительного управления №155 Главмосстроя
в 1993 году, в процессе приватизации Строительного управления №155 Балакин получил контрольный пакет СУ-155 и стал генеральным директором предприятия
в 2000 году перешел на работу в московское правительство, в Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции Москвы, где отвечал за строительство муниципальных объектов и реконструкцию ветхого жилого фонда
в 2005 году, оставив по собственному желанию пост чиновника, вернулся к руководству своей компанией, где занимает пост председателя совета директоров


СУ-155

ГК СУ-155 основана в 1993 году.

Портфель реализованных и перспективных проектов до 2018 года — более 17,4 млн кв. м.

Оборот за 2012 г. составил 84,3 млрд руб.

Состоит из 108 компаний. Среди них: 36 крупнейших предприятий по производству строительных материалов, включая лучший в Московской области Домодедовский завод ЖБИ и крупнейший в Западной Сибири завод по производству кирпича «Сибирский элемент»; 37 подрядно-строительных организаций; 6 предприятий по добыче нерудных полезных ископаемых; 6 предприятий машиностроения.


Государственный заказ СУ-155 на жилье для военных

2009 год — 71,0 тыс. кв. м

2010 год — 353 тыс. кв. м

2011 год — 273,7 тыс. кв. м

2012 — 178,4 тыс. кв. м

2013 — нет данных

Источник: данные компании

Квартиры в панельных домах, построенных СУ-155 миллиардера и бывшего лужковского чиновника Михаила Балакина, продаются еще до того, как экскаватор начнет копать котлован. Вексельные схемы, годы ожиданий, неподключенные коммуникации, трещины в стенах, о которых рассказывают дольщики, не пугают ни новых покупателей, ни госзаказчиков. У Балакина квартиры дешевле рынка процентов на пять по Москве и области, а в регионах, например в Нижнем Новгороде, аж на 20%. В его строительном холдинге налажен полный цикл производства домов — от кирпича и оконных блоков до керамической плитки, сантехники и лифтов. На предприятиях СУ-155 трудятся около 40 000 человек. В кризис 2008 г. конгломерат получил помощь от государства, а Балакин стал одним из немногих собственников, сумевших сохранить бизнес от поглощения кредиторами. В общем, это большой и надежный партнер, с которым работают администрации городов, разные министерства, но больше всех Министерство обороны.

Но так совпало, что с уходом Юрия Лужкова с поста мэра Москвы кредиторы начали требовать банкротства СУ-155, а мэрия стала судиться из-за невыполнения сроков строительства. Мэр Сергей Собянин даже как-то публично пожурил Балакина: «У нас есть «замечательное» предприятие — СУ-155, у которого мы два года назад купили ни много ни мало 187 000 кв. м жилья. Заплатили 10 млрд руб., а жилье до сих пор не заселено, строительные недостатки не устранены».

Стал падать объем заказов у СУ-155 и от Минобороны, откуда один за другим ушли бывшие сотрудники и партнеры господина Балакина. Самая известная из них — сидящая ныне под домашним арестом Евгения Васильева, экс-глава департамента имущественных отношений Минобороны и подруга экс-министра обороны Анатолия Сердюкова. В ее подчинении работало ведомство, определявшее объемы госзаказа на жилье.

Каков «военный» заказ на 2013 г., СУ-155 не раскрывает, а пресс-служба компании говорит, что СУ-155 намерено сосредоточиться на коммерческом жилье: у девелопера только в Московской области площадок на 5 млн кв. м жилья. Минобороны также не отвечает на этот вопрос. Между тем у «Главстроя» Олега Дерипаски, например, заказ от Минобороны на 2013 г. составляет 240 000 кв. м, группа «ЛСР» сенатора Андрея Молчанова достраивает 186 000 кв. м, МСМ-5 Обида Ясинова продолжает возводить микрорайон «Кузнечики» в Подольске на 950 000 кв. м жилья.

В последнее время ведутся разговоры о продаже Балакиным контроля в компании в связи с опасностью потери госзаказа. Михаил Дмитриевич отказался комментировать возможность продажи своей доли.

«Красный директор»

Карьера Балакина — карьера преуспевшего «красного директора». Он окончил профильный вуз — Московский инженерно-строительный инстутит им В.В. Куйбышева, устроился по специальности в управление №204 треста «Мосфундаментстрой-1» Главмосстроя, где прошел путь от мастера до главного инженера. В 1990 г. Балакин стал директором Строительного управления №155 Главмосстроя (СУ №155 Главмосстроя). В 1993 г., в процессе приватизации возглавляемого им СУ №155, Михаил Дмитриевич получил контрольный пакет предприятия, как и многие гендиректора. В 1990-е годы таких топ-менеджеров, приватизировавших предприятия, именовали «красными директорами». Отличие Балакина от других «красных директоров» заключается в том, что он до сих пор владеет и руководит своим предприятием, в то время, как множество других вынуждено было еще в 1990-е отойти от дел и уступить место более сильным управленцам. Секрет в том, что СУ-155 являлось частью Главмосстроя — основного строительного конгломерата Москвы с 1930-х годов. С ним были связаны многие руководители московского стройкомплекса в столичном правительстве: Владимир Ресин, Леонид Моносов и др. Ключевая фигура в карьере Балакина — Владимир Ресин, первый вице-мэр в правительстве Юрия Лужкова — непосредственно руководил Главмосстроем еще с начала 1990-х, до Лужкова. Под его руководством распределялись городские заказы на строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры для СУ-155. Леонид Моносов возглавлял «Москапстрой», готовивший площадки для строительства и проектную документацию для предприятий Главмосстроя.

Поэтому, когда Балакина в 2000 г. позвали на работу в московское правительство в Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции Москвы отвечать за возведение муниципальных объектов и реконструкцию ветхого жилого фонда, это стало продолжением давних отношений между бывшими коллегами.

Друзья-градоначальники

Балакин проработал в правительстве Юрия Лужкова с 2000 г. по 2005 г. в должности начальника оперативно-распорядительного управления реализации городских программ мэрии Москвы. Он утверждал адреса и графики строительства жилых и нежилых объектов по горзаказу, а также отвечал за реконструкцию ветхого фонда.

Пока Балакин трудился на руководящих должностях в московском правительстве, его СУ-155 возвело здание Дома музыки на Красных Холмах, новую сцену Большого театра, искусственный горнолыжный склон в Новопеределкино, здание библиотеки МГУ, а объемы строительства у компании выросли в четыре раза. Налицо конфликт интересов: чиновник и бизнесмен в одном лице. Но тогда времена были иные: чиновники, например, могли иметь личные счета за границей, а президента страны не интересовали их инвестиции в зарубежную недвижимость.

Всем стройкомплексом Белокаменной в то время «рулил» Владимир Ресин. Балакин был фаворитом Ресина, и фавориту многое сходило с рук, в том числе и то, что он вел бизнес, пребывая на госслужбе. Но, как говорят его сослуживцы, Михаил Дмитриевич был скромным человеком, часто обедал в «Макдоналдсе», много не говорил, но свою работу знал и делал хорошо. В итоге СУ-155 заняло 20% рынка жилья в Москве, а сам чиновник в 2005 г. попал в список богачей «Форбса» с состоянием в $550 млн. С таким размахом работала только жена экс-мэра Юрия Лужкова Елена Батурина, хозяйка компании «Интеко». Она стала миллиардершей, а в 2008 г. «Форбс» назвал ее самой богатой женщиной России (ее состояние тогда оценили в $4,2 млрд). «Организация серьезная, — хвалит СУ-155 Обид Ясинов, владелец МСМ-5. — Не было такого, чтобы они кого-нибудь кинули, да, у них бывали задержки со сдачей объектов, но все свои обязательства они всегда выполняли». «Примитивный бизнес, который строился благодаря хорошим отношениям с Владимиром Иосифовичем Ресиным», — характеризует СУ-155 Алексей Шепель, владелец S-Holding.

Работая у Лужкова, Балакин подружился с первым вице-мэром Москвы и будущим губернатором Нижнего Новгорода Валерием Шанцевым. И сейчас СУ-155 в Нижнем — основной игрок на строительном рынке с долей в 20%, по собственным данным. Вместе с нижегородским правительством в 2005 г. СУ-155 создало ОАО «Нижегородкапстрой», где у СУ-155 доля 25% + одна акция. Компания является правообладателем 143,2 га земельных участков, выделенных под строительство. На данных площадях за семь лет, к 2012 г., планировалось построить более 1,5 млн кв. м жилых и коммерческих помещений. Это сопоставимо с годовым объемом ввода жилья здесь: так, в 2011 г. в Нижнем Новгороде должно было быть сдано 396,2 тыс. кв. м. В действительности возведено примерно вдвое меньше, но СУ-155 сохраняет ведущие позиции в городе.

Друзья-генералы

Первый большой заказ на строительство жилплощадей для военных СУ-155 получило в 2006 г. от Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) — более 260 000 кв. м в Щербинке.

Участки под застройку выделяла Служба расквартирования и обустройства Министерства обороны под командованием генерала Анатолия Гребенюка. Гребенюк же вместе с тогдашним вице-мэром Москвы Владимиром Ресиным были сопредседателями комиссии по рассмотрению вопросов проектирования и строительства жилых домов для военнослужащих Минобороны РФ, а Балакин был ее членом на правах президента Московского строительного союза. Строителей, или, как их именуют в столичном стройкомплексе, инвесторов, в комиссии не было, если отвлечься от того факта, что Михаил Дмитриевич как владелец СУ-155 являлся тем самым единственным инвестором, точнее получателем госзаказа на строительство жилья для военных, в этом собрании.

В комиссии работал еще один хороший знакомый Балакина — первый заместитель руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции правительства Москвы генерал Александр Косован, который в 1997-2003 гг. был заместителем министра обороны по строительству и расквартированию войск и предшественником на этом посту генерала Гребенюка. Гребенюка и Косована связывали еще и родственные отношения: их жены — родные сестры. «Все они — Ресин, Гребенюк, Косован и Балакин — были на короткой ноге, — рассказывает экс-чиновник стройкомплекса. — Эта комиссия и решала, где и что строить, занималась поиском земельных участков, улаживала возникающие конфликты по земле. А от того, что строить, какого типа панельные дома, определялся и победитель аукциона».

«Здесь все собрались, чтобы договориться друг с другом, это был своего рода междусобойчик», — вспоминает Алексей Шепель, с апреля 2006 г. по ноябрь 2008 г. работавший в столичном правительстве начальником управления формирования градостроительных программ департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы.

Поэтому, когда на торгах в 2006 г. СУ-155 получило последний перспективный участок под застройку в Москве (Щербинка), никто не удивился. В конкурсе на заказ, кроме СУ-155, участвовало только ООО «СМУ-3». Правда, у СУ-155 имелось преимущество перед СМУ-3: рядом, в Домодедово, свой ЖБК, а у СМУ-3 там ЖБК не было. Удивительно, скорее, то, что из крупных девелоперов никто, кроме СУ-155, тогда не клюнул на площадку, где можно было построить 440 000 кв. м жилья (для военных только 60%, остальное — коммерческое). Между тем у СУ-155 на пару лет от графика отставал ввод ЖК «Новая Трехгорка» в Одинцовском районе, жаловались на форумах дольщики. Но это обстоятельство СУ-155 не остановило.

Ресин пять лет был начальником Балакина в московском правительстве, когда последний курировал городские строительные программы, и тогда, и после всегда поддерживая СУ-155. Гребенюк тоже хорошо сработался с Балакиным и его партнером по многим стройкам Леонидом Моносовым, совладельцем «Москапстроя», техзаказчика большинства московских строек. Покинув военную службу в 2007 г., в январе 2009 г. Гребенюк стал старшим вице-президентом госкорпорации «Олимпстрой», как и Моносов.

Когда Гребенюк и Моносов работали в «Олимпстрое», в 2010 г. СУ-155 получило заказ на строительство 14 000 кв. м жилья в Сочи для переселенцев из Имеретинской низменности. Район Имеретинки освободили для возведения олимпийских объектов к Играм 2014 г.

Бывшие сослуживцы

В 2010 г. на работу в Минобороны приходят бывшие топ-менеджеры СУ-155 Евгения Васильева и Сергей Макаров. Васильева, коей в настоящее время предъявлено обвинение в мошенничестве с недвижимостью Минобороны на 3 млрд руб., с 2007 г. до апреля 2010 г. являлась руководителем и совладелицей «дочки» СУ-155 в Санкт-Петербурге — ООО «СУ-155 СПб». В 2007 г. она была советником Ресина (с Владимиром Иосифовичем ее познакомил Балакин) и советником первого заместителя руководителя администрации президента РФ Александра Беглова. Макаров десять лет отработал в СУ-155 на топовых позициях — от заместителя главного механика ГК «СУ-155» до первого заместителя генерального директора ГК «СУ-155».

Как говорят люди, знающие госпожу Васильеву, ее роль в СУ-155 заключалась в том, чтобы договариваться с руководством Минобороны о госзаказах. Ей это удавалось столь хорошо, что Анатолий Сердюков пригласил даму на работу в военное ведомство и поселил рядом с собой, в элитном жилом комплексе в Молочном переулке, 6, где у нее во время обыска нашли 120 золотых колец… Эффектная блондинка, Евгения Васильева сделала головокружительную карьеру, в 32 года возглавив департамент имущественных отношений, распоряжающийся всеми активами Российской армии. В состав этого департамента входит департамент размещения государственного заказа, который, собственно, и отвечает за проведение аукционов на строительные заказы.

Сергей Макаров становится генеральным директором ОАО «Оборонстрой» и одновременно генеральным директором ОАО «Главное управление обустройства войск» (ГУОВ). Обе компании возводят жилье для военных, первая контролирует вторую (ОАО «ГУОВ» с 2009 г. входит в ОАО «Оборонстрой»), а 99,99% акций «Оборонстроя», в свою очередь, некоторое время принадлежали ОАО «Оборонсервис», структуры коего подозреваются в мошенничестве с недвижимостью Минобороны. ГУОВ — крупный строительный холдинг, в его составе 220 железобетонных комбинатов, разработавших собственную панель для многоквартирных панельных домов. Но мощностей ГУОВ для выполнения оборонного заказа по всей стране не хватает, и ГУОВ нанимает субподрядчиков. Именно с ГУОВ все крупные строительные компании заключали договоры на строительство. Это подтвердили «Ко» Андрей Райм, представитель СУ-155, и Виталий Королев, представитель «Главстроя». ГУОВ как своего контрагента по оборонному заказу упоминает и петербургскую корпорацию «ЛСР».

После того как в ГУОВ пришли люди Балакина, заказы от Минобороны у СУ-155 выросли в пять раз! Пик пришелся как раз на 2010 г., когда гендиректором ГУОВ стал Сергей Макаров, а Евгения Васильева вошла в совет директоров.

При этом во многих конкурсах, проводимых Министерством обороны, СУ-155 было единственным претендентом на заказ, объясняя сие низкой ценой, которую готовы платить военные, и наличием собственных домостроительных комбинатов, позволявших возводить недорогие панельные дома. Андрей Райм утверждает, что холдинг участвовал в конкурсах на общих основаниях, не располагая никакими преференциями. Минобороны и Макаров на вопрос, почему в 2010 г. компания получала такие большие заказы, притом что качество ее работы вызывало недовольство потребителей, не ответили. Макаров в ГУОВ работал в 2010 г., в 2011 г. ГУОВ возглавила Лариса Михайловна Егорина, подруга Васильевой.

Между тем в 2009-2011 гг. СУ-155 остается главным партнером военных: за это время компания передала Минобороны 697,7 тыс. кв. м стоимостью 24,853 млрд руб. (365,8 тыс. кв. м приходится на столицу и Подмосковье). В начале 2012 г. был заключен новый контракт на строительство жилья в Москве общей площадью в 178,4 тыс. кв. м. и стоимостью свыше 13 млрд руб.

Само же ОАО «ГУОВ» в 2011-2012 гг. становится единственной компанией, которая строит жилье для военнослужащих на землях Минобороны (распоряжение правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. №1947-р ). Ранее у Минобороны не было такого единого координатора, заказчиками на подрядные работы выступали разные структуры ведомства. Теперь ОАО «ГУОВ» занимается согласованиями и разработкой документации, необходимой для застройки земель Минобороны, а также привлечением на аукционах подрядчиков из числа сторонних организаций. Роль ГУОВ заметно выросла: сам Сердюков, будучи министром, входил в совет директоров «Оборонстроя», материнской структуры ГУОВ.

Стоит отметить, что Анатолий Сердюков сделал программу по обеспечению военнослужащих жильем по-настоящему масштабной. Если в 2008 г. на эти цели из бюджета РФ было выделено 31,8 млрд руб., то в 2009 г. — уже 85,7 млрд руб.; в 2010 г. сумма выросла до 117,9 млрд руб. В 2011 г. цифры немного снизились — до 94,5 млрд руб. В 2012-2014 гг. на жилищную программу выделено 80 млрд руб.

Военным не нравятся квартиры СУ-155

У военных нередко возникают проблемы с жильем, построенным СУ-155. Так, в квартиры нижегородского ЖК «Печерская Гряда» жильцы не могли въехать более полутора лет из-за волокиты с оформлением документов. СУ-155 утверждает, что все свои обязательства выполнило в полном объеме.

Самым вопиющим случаем стала стройка в Молжаниново. Люди, годами стоящие в очереди на жилплощадь, не желают туда заселяться. Они называют эту новостройку «гетто» (жилье располагается вблизи кладбища и промзоны) и упирают на отсутствие там больниц и детских садов, наличие всего одной школы-девятилетки, плохую транспортную доступность и недостаточное электроснабжение. 30 офицеров осенью 2012 г. обратились с письмом в администрацию президента РФ с просьбой создать инфраструктуру района, транспортную сеть и лишь после этого проводить заселение домов.

Сергей Ермоленко, председатель комиссии по обеспечению жильем военнослужащих общественной организации «Офицеры России», сообщил «Ко», что административно-техническая инспекция Северного административного округа наложила штраф на СУ-155 за работу без ордера и другие нарушения на стройплощадке. Администрация президента и другие органы власти, по словам Ермоленко, никак не отреагировали на ситуацию. В СУ-155 говорят, что «качество жилья, возводимого ГК «СУ-155″, соответствует нормам и регламентам, регулирующим жилищное строительство в РФ. Все дома в установленном порядке принимаются государственной комиссией, а в случае возникновения недоделок все они устраняются — сроки гарантийного ремонта доходят до 5 лет».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *