Если бы меня спросили, что именно я считаю символом научно-технического прогресса в строительстве, я бы назвал прозрачный бетон. Да, как это ни странно, но бетон может быть прозрачным, или, по крайней мере, полупрозрачным. Об этом диковинном материале – литраконе – «Ко» рассказала генеральный директор «Метриум групп» Мария Литинецкая. Данный материал представляет собой смесь бетона со стеклянными волоконно-оптическими нитями, делающими обычный цементный раствор таким же твердым и прочным, как и раньше, но еще и в определенной степени прозрачным. По большому счету новейшей данную разработку назвать нельзя, поскольку впервые этот необычный материал был продемонстрирован в 2005 г. Однако дальше презентации дело не пошло из-за высокой себестоимости литракона. Тем не менее аналогичные по характеристикам, но более дешевые материалы разрабатываются и сейчас. В принципе у литракона есть хорошие перспективы в сфере строительства. Светопроницаемые блоки прозрачного бетона способны придать жилому дому больше легкости, создав иллюзию, что массивных стен практически не существует.

В России зданий из бетона со световодами пока нет, хотя используется бетон со стекловолокном. «В нашей деятельности активно применяется арматура из стекловолокна и фиброволокно (микроармирующая добавка), – рассказывает генеральный директор подразделения SKM BetoniYM холдинга «СКМ групп» Юрий Оликов. – Арматура из стекловолокна имеет удивительные свойства: ее прочность и надежность превосходят аналогичные параметры металла. Гарантированный срок службы этого материала составляет сто лет».

И это лишь один из многих примеров того, как западная цивилизация активно меняет строительные материалы. Рано или поздно не будет больше ни обычного паркета, ни обычного кирпича, ни обычного бетона, ни обычной кровли, ни даже обычных стекол в окнах.

 

Включить стекло в розетку

 

Недалеко от Парижа стоит так называемый Domolab. Здание середины XIX века, бывший завод удобрений, в 2011 г. было превращено международной компанией – производителем стройматериалов «Сен-Гобен» в нечто вроде выставки достижений компании с находящимися здесь же лабораториями и экспериментальным производством. Само здание Domolab уже отражает подход компании к понятию «энергоэффективный дом»: благодаря двойным стеклопакетам, утеплению полов слоем бетона с полистиролом, вмонтированным в бетонный пол отопительным трубам расходы энергии на содержание здания удалось снизить более чем в четыре раза.

Вход в Domolab производит впечатление: каждый входящий попадает в коридор между двумя абсолютно гладкими зеркальными стенами, и через некоторое время после входа прямо на поверхности зеркал зажигаются непонятно откуда взявшиеся огоньки, которые, реагируя на шумы и звуки голоса, меняют местоположение, движутся по поверхности стекла, выстраиваются в причудливые узоры и, отражаясь поставленными друг перед другом зеркалами, образуют что-то вроде бесконечного космоса, полного звезд. Разумеется, это всего лишь дизайнерский трюк, призванный произвести впечатление на потенциальных клиентов, но он же и демонстрирует возможность превращения зеркала в источник освещения (незаметно встроенные диодные светильники). Зеркала – любимое детище компании «Сен-Гобен», возникшей в XVII столетии именно как зеркальная фабрика. Она поставляла свою продукцию королевскому двору. Но сегодня источником света здесь делаются самые нестандартные вещи. Например, стекла – благодаря находящейся прямо внутри стекла сеточке световодов. Возможны и светящиеся стеклянные пол и потолок. Правда, его цена – больше 1000 евро за квадратный метр – не вдохновляет.

Стекла – результат высоких технологий – будут отвечать за терморегулирование, звукоизоляцию и изменять освещенность в зависимости от времени дня.

Когда у российских экспертов спрашиваешь про концепцию «умного» дома, они прежде всего указывают на особые устройства, управляющие жалюзи в окнах в зависимости от солнечного освещения. Но современные стекла сделать ненужными и сами жалюзи. Так называемые электрохромные стекла могут простым поворотом ручки самозатемняются. Чуть менее совершенны жидкокристаллические стекла: они меняют режим «мутный» на «прозрачный» путем нажатия кнопки. К сожалению, электрохромные стекла практически не дошли до российского рынка. Только в прошлом году их начали выпускать на американском предприятии «Сен-Гобена». Но вообще инноваций много, это все те же многослойные стекла с различными покрытиями. В частности, некоторые способны отражать инфракрасное солнечное излучение и тем самым предохранять помещение от перегрева или, наоборот, могут сохранять тепло внутри помещения. Стекло, таким образом, уже не будет слабым местом в термоизоляции здания.

А еще бывают нагревающиеся стекла – для автомобилей и домов в зимнее время; стекла, очищающие воздух благодаря имеющемуся на их поверхности незаметному слою химического катализатора, диоксида титана; стекла, отталкивающие воду – опять для автомобилей.

Есть еще самоочищающиеся стекла. Их не надо мыть: для придания им первоначальной прозрачности достаточно уличного дождя, все загрязнения на них связываются химическим способом.

Впрочем, стекло всегда имело репутацию таинственного материала. Но, казалось бы, что интересного может быть в обычном гипсокартоне?

 

Стена-динамик

 

Гипсокартон – это всего лишь слой гипса, зажатый между двумя листами картона. Им можно выравнивать стены, из него можно сделать межкомнатные перегородки… Но что более? Для того чтобы узнать, достаточно посетить гипсокартонный завод Placo во французском городке Вожуре. В лаборатории Placo можно увидеть светящийся гипсокартон, пронизанный светопроводящими волокнами как некой тканью, такая гипсокартонная стенка или потолок будут в вашем доме источником освещения. Или, тут же вам продемонстрируют особый гаджет – нечто вроде маленькой коробочки. Ее подключают к источнику звука, например, к компьютеру или мобильнику, и прикладывают к самой обычной, отнюдь не инновационной гипсокартонной плите – и плита начинает громко звучать, то есть гипсокартонная стенка вдруг превращается в звуковую колонку, способную транслировать музыку. И наконец, новейший результат химической науки – гипсокартон Activ’ Air, очищающий воздух в помещении от формальдегидов. Источником формальдегидов в наших помещениях обычно являются мебель и деревянные полы, хотя, наверное, для российских городов это еще не очень актуально – для начала надо что-то сделать с автомобильными выхлопами.

 

Цена имеет значение

 

В России гипсокартон Activ’ Air купить можно, но покупают его не очень много. Цена играет решающее значение — российский потребитель не всегда готов платить за экологию и не любит планировать далеко вперед, а значит, не видит выгоды от экономии на эксплуатации и энергоэффективности инновационных зданий. Между тем использование инновационных материалов приводит к удорожанию строительства. «Применение новых технологий, оборудования и современных материалов ведет к повышению стоимости строительства от 15 до 30%. Однако оно дает серьезную экономию в период эксплуатации. К сожалению, инновационные материалы и оборудование в большей степени применяются и внедряются не в России», – констатирует пресс-секретарь девелоперской компании «Сити-XXI век» Сергей Лядов. Юрий Оликов подтверждает: «Не всегда новые материалы удешевляют себестоимость строительства. Применение таких материалов иногда влияет на лучшую продаваемость (например, фасады или витражи). Удешевляет себестоимость, как правило, применение уже испытанных и прошедших положительное испытания материалов».

Новшества в строительном комплексе почти исключительно иностранного происхождения. «К сожалению, среди инновационных стройматериалов отечественного производства не могу ничего назвать, – отмечает Юрий Оликов. – В основном все разработки проводятся за рубежом. Все это, увы, связано тем, что внедрение инноваций в России – это довольно сложный процесс. На получение лицензий, разрешений, прохождение проверок могут уйти годы».

Тут стоит заметить: тестирование и лицензирование строительных новаций за рубежом — тоже трудоемкий процесс, но там существуют крупные корпорации с мощной исследовательской инфраструктурой, у которых этот процесс поставлен на поток. Например, «Сен-Гобен» располагает 8 междисциплинарными исследовательскими центрами и 100 лабораториями по всему миру, в них работают около 3700 научных работников, на научные исследования «Сен-Гобен» тратит почти 450 млн евро в год. Хорошо еще, если иностранные компании вовлекают в свои программы российских ученых (например, «Сен-Гобен» собирается сотрудничать с кафедрой акустики МГУ для исследования свойств звукопоглощающих материалов).

 

С умеренной скоростью

 

В России есть крупные компании в сфере строительства, но их тесная связь с госзаказом значительно уменьшает мотивацию внедрять новшества, из-за того, что победа в государственных тендерах больше зависит от цены, чем от качества.

По мнению Марии Литинецкой, развитие инноваций в сфере строительных материалов тормозит традиционный консерватизм большинства девелоперских компаний. За многие годы работы у застройщиков уже сложились определенные отношения с теми или иными производителями. И когда к девелоперам поступают предложения о внедрении инновационных технологий, далеко не все застройщики охотно рассматривают их. Особенно, когда начинают считать затраты от подобного внедрения. По сути, инновационные стройматериалы могут позволить себе только девелоперские компании, обладающие внушительными ресурсами. Причем далеко не для всех застройщиков их использование будет оправдано. Как ни крути, инновационные технологии практически всегда увеличивают себестоимость строительства. Соответственно их чаще всего применяют компании, реализующие высокобюджетные проекты. А в России в основной массе все-таки строится жилье эконом-класса – в этом сегменте проще согласовать типовой проект, заказать панель у проверенного временем комбината, быстро построить и получить свою прибыль.

 

Впрочем, есть и исключения

 

Созданная в начале 1990-х годов выпускниками физтеха Сергеем Колесниковым и Игорем Рыбаковым корпорация «Технониколь» – один из крупнейших в стране производителей кровельных материалов, мировой лидер в производстве материалов на основе битума. Эта корпорация, по крайней мере, осваивает производство новшеств – например, сейчас «Технониколь» строит в Рязани завод по производству новых для России теплоизоляционных материалов из жесткого пенополиизоцианурата (PIR). Инвестиции в проект составят 1,5 млрд рублей. На текущий момент в России теплоизоляционные плиты PIR практически не производятся, на рынке доступны только материалы иностранного производства по очень высоким ценам, что делает широкое применение PIR в строительстве нерентабельным. Хотя, например, в США доля теплоизоляционного материала из жесткого пенополиизоцианурата для теплоизоляции плоских кровель составляет 76%.

Есть еще «Институты развития» – например, компания «Роснано» вложила 400 млн рублей для производства в Якутии так называемых «базальтопластиковых» строительных материалов, которые можно использовать в условиях вечной мерзлоты.

На вопрос о том, что именно тормозит распространение в России инновационных стройматериалов, генеральный директор компании «Технониколь» Владимир Марков отвечает: «Причин довольно много: от общеэкономических – сложности с созданием новых производств, дорогие кредитные ресурсы, недостаток инфраструктуры, различные административные барьеры – до факторов, влияющих на создание конкретных типов строительных материалов. Например, при производстве строительных материалов, в которых используются полимеры, основной проблемой является постоянный рост цен на сырье. В России не хватает современных производств, а сбор и переработка вторичных полимеров практически не осуществляются, в то время, как в западных странах рынок на 95% использует собранные вторичные полимеры».

Есть одно очень удачное для России обстоятельство: перевозка стройматериалов на дальние расстояния не очень рентабельна, поэтому их производство приходится по возможности локализовывать. Крупнейшие мировые производители стройматериалов создают в России свои производства. Так, например, у «Сен-Гобена» на территории России 8 заводов, производящих стеклотару, теплоизоляцию и сухие строительные смеси, в их создание было инвестировано более 620 млн евро. У главного конкурента «Сен-Гобена», немецкой корпорации «Кнауф» в России 14 заводов, инвестиции с 1993 года составили $1,3 млрд, то есть более 1 млрд евро. На этих заводах выпускают качественную продукцию — однако передовые разработки иностранных лабораторий сойдут с конвейера не в России. «Когда у нас  в стране будут квалифицированные кадры, способные использовать передовые строительные технологии, свободный от административных арканов производитель, мы сможем совершить настоящий прорыв, а наши сограждане будут жить в современных комфортабельных домах», – отмечает руководитель службы корпоративных коммуникаций «Кнауф СНГ» Леонид Лось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *