Конфликт между Россией и Белоруссией по вопросу цен на газ разрешился, как могло показаться, на взаимовыгодных условиях.

Минск гасит около $300 млн долга и снижает стоимость транзита российской нефти, а Москва сохраняет стоимость газа на прежнем уровне, но говорит, что цены с 2019 г. будут пересмотрены.

Газовый конфликт возник в начале года, когда Минск решил платить за газ почти вдвое меньше контрактной цены (около $73 вместо $132 за 1000куб. м), исходя из стоимости голубого топлива внутри России. Белоруссия называет свою цену равнодоходной и рассчитывает ее, исходя из стоимости газа для Германии, за вычетом транспортировки, а также экспортной пошлины (30%). «Обоснование Лукашенко – единое экономическое пространство (зона ЕАЭС), и цена должна быть одинаковой что в России, что в Белоруссии, – говорит аналитик Райффайзенбанка по нефти и газу Андрей Полищук. – «Газпром» с этим не соглашался. Газ добывается в России, и за ее территорией должен стоить дороже. В ответ начались политические повороты к Западу и заявления, что Белоруссия будет закупать нефть уИрана».

Почему Лукашенко решился на газовую войну, когда республика зависит от российских энергоносителей? Моря уБелоруссии нет, азначит, ипоставка сжиженного газа морскими судами невозможна. Есть безальтернативный трубопровод из России в Белоруссию идальше в Европу. Может быть, Лукашенко кажется несправедливым, что три года назад в Европе платили $350за 1000 куб. м, а в Белоруссии– $160. Теперь же ЕС тратит $180, аМинск– $140. Разница сократилась в пять раз, поэтому Лукашенко и посчитал, что имеет право просить еще более низкую цену. Поупирался почти год и выиграл. Вроде цена на поставку российского газа остается прежней, но Россия применит «механизм межбюджетной компенсации», чтобы снизить фактически оплачиваемую Минском сумму. Потери понесет не «Газпром», а российский бюджет: уже в этом году госкорпорация получит в качестве компенсации 25млрд руб., а в 2017-м размер субсидии может достигнуть 56 млрд руб. «Белорусы выиграли газовую войну, – констатирует партнер RusEnergy Михаил Крутихин. – Они умеют выкручивать руки. Позиция Лукашенко проста: если Россия хочет сохранить Евразийский экономический союз, пожалуйста, только пусть делает скидки на газ и предоставляет другие льготы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *