Акции компании «Яндекс» на NASDAQ показывают с 2014 г. стабильное падение.Оно удивительным образом совпало с нападками на «Яндекс» со стороны российских властей во время «Русской весны».

На Московской бирже акции компании отыграли падение, но с середины 2016 г. вновь наблюдается понижательный тренд.

Хроника пикирующих акций

Основная торговая площадка для акций «Яндекса» – NASDAQ, где они торгуются в долларах. На Московской бирже акции этой компании появились только в июне 2014 г., когда как раз иначалось падение. С рокового 2014 г. консолидированная выручка «Яндекса» в долларовом эквиваленте сократилась на 10,15%, EBITDA – на 21,62%, скорректированная чистая прибыль– на 34,6%. В то же время рублевые показатели демонстрируют неплохую динамику, которая, похоже, и обеспечивала восстановление стоимости акций компании на Московской бирже в рублях, наблюдавшееся с середины 2015-го по июль 2016 г. По состоянию на июль «Яндекс» отыграл свои потери с 2014 г., но в настоящий момент цена акций снова опустилась ниже уровня 2014 г.

Причин для этого много. В «Яндексе» считают, что это падение временное, и в связи с хорошими результатами деятельности компании на Московской бирже вскоре продолжится начавшееся с осени 2015 г. восстановление. По словам пресс-секретаря «Яндекса» Аси Мелкумовой, бумаги компании имеют положительные перспективы на обеих площадках: «Если перевести котировки на NASDAQ врубли, то акции отыграли падение итам». Тем не менее она признает, что на курс акций могут давить и внешние факторы, среди которых цены на нефть, валютные курсы и уровень потребления. «Это хорошо иллюстрируетсравнительный график с динамикой котировок«Яндекса», Mail.Ru Group, Qiwi, МТС и «Вымпелкома», – говорит Ася Мелкумова.

Не все эксперты согласны с таким объяснением. «Акции «Яндекса» как на бирже NASDAQ, так и на Московской бирже демонстрируют понижательный тренд с августа текущего года, – констатирует аналитикQBF Денис Иконников. – Отчасти это связано с их дороговизной. За девять месяцев 2016 г. компания продемонстрировала рост выручки на 29%, до 53,8 млрд руб., но чистая прибыль сократилась на 18%, до 5,6 млрд руб. Падение чистой прибыли наблюдается третий год подряд».

Павел Салас, региональный директор компании eToro в России и СНГ, менее всего склонен винить в негативной динамике акций «Яндекса» макроэкономические факторы. Ее причинами, полагает он, является то, что компания проигрывает конкурентную борьбу поисковой системе Google, несмотря на предписание ФАС: «Американский поисковик обвинили в «злоупотреблении своим доминирующим положением на рынке предустановленных магазинов приложений в операционной системе Android». Google все еще не внесла никаких изменений в систему, и ее поисковик так и ставится по умолчанию на все новые Android-устройства. Даже если «Яндекс» добьется изменений, вряд ли это серьезно может отразиться на его позициях на рынке – процент пользователей мобильного приложения «Яндекса» на iOS также падает. Что же касается «Яндекс.Такси», то экономическая ситуация в России играетпротив компании на рынке перевозок:реаль-ные зарплаты населения падают,арынок услуг переживает не лучшие времена. Кроме того, конкуренция с Uber вынуждает «Яндекс.Такси» проводить многочисленные скидочные акции– данное направление вряд ли в обозримом будущем начнет приносить прибыль».

Стоит вспомнить, что в апреле этого года исследовательская компания TNS констатировала, что Google обогнала «Яндекс»:хотябы раз вмесяц сайтомGoogleво всех версиях пользовались 20,5млн человек, в то время, как для «Яндекса» этот показатель составлял20,4 млн уникальных пользователей. В сентябре портал RNS сообщил, что доля поисковой системы «Яндекс» за последние шесть месяцев опустилась до показателей 2008 г.: Google, по данным портала, контролирует 57,2% российского рынка поисковых запросов, тогда как на собственный поисковый сервис «Яндекса» приходится лишь 41,2%, при этом его доля продолжает планомерно сокращаться. Как неоднократно говорили представители «Яндекса» иподтверждали аналитики инвестбанков, ключевой фактор роста доли Google вРоссии– контроль над операционной системой Android. Изэтого можно сделать вывод, что Google наращивает аудиторию прежде всего засчет пользователей мобильных устройств.

Транснациональность мешает

Проблема «Яндекса» еще и в том, что его доходы и расходы исчисляются вразных валютах: расходы – преимущественно в евро и долларах США, доходы – преимущественно в рублях идругих валютах стран СНГ. При этом компания, акции которой торгуются на американской, российской и немецких торговых площадках, ориентируется прежде всего на иностранного инвестора, о чем свидетельствует публикация отчетов исключительно на английском языке.

Основная область присутствия «Яндекса» как транснациональной компании – преимущественно Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, кэтому списку недавно добавилась еще и Турция. Соответственно доход «Яндекс» получает в российских рублях, украинских гривнах, белорусских рублях, казахстанских тенге и турецких лирах. Все эти валюты, мягко говоря, не очень стабильные. По сути, компания является заложником валютных курсов.

Все перечисленные доходные валюты «Яндекса» в настоящий момент падают относительно евро и доллара США. Правда, несколько замедлилось падение относительно евро российского рубля и казахстанского тенге. Покурсу рубля на следующий год единодушия нет. Рост дефицита бюджета пока никто не отменял, а значит, скорее, следует ждать боковых трендов по большинству валют доходной корзины «Яндекса», кроме белорусского рубля и украинской гривны – в этих странах факторы давления на курс национальной валюты слишком сильны.

Кроме валютного фактора, политика территориальной экспансии «Яндекса» имеет еще одну негативную сторону: в любой момент сервисы компании могут натолкнуться на протекционизм местных властей. Характерный пример – изучение деятельности «Яндекс.Такси» грузинским Агентством конкуренции. Перевозчика обвиняют в демпинге в связи с жалобой местной конкурирующей компании «200200». Скорее всего, «Яндекс.Такси» попадет под имеющуюся в грузинском законодательстве статью «Злоупотребление доминирующим положением». В Москве в сентябре таксисты тоже протестовали против политики «Яндекс.Такси».

Руководство «Яндекса» отлично осознает растущие риски получения прибыли в других странах. Еще вначале года генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волож заявил, что компания будет меньше тратить средств на экспансию в Турции. Сейчас доля «Яндекса» в поисковиках, используемых жителями этой страны, составляет около 7 %, чему поспособствовали контракты с футбольным клубом «Фенербахче», на футболках игроков которого красуется логотип «Яндекса», и с браузером Firefox, вкотором «Яндекс» – средство поиска по умолчанию для Турции. Однако вТурции наиболее популярны Internet Explorer и Chrome, а Firefox занимает ничтожную долю.

Казалось бы, при чем тут политика?

Политический фактор тоже не надо сбрасывать со счетов. В 2014г. акции «Яндекса» обвалились после слов Владимира Путина о западном влиянии в компании. Собственно говоря, это и положило начало понижательному тренду. Примерно в то же время разгорелся скандал по поводу высказываний в социальных сетях директора украинского представительства «Яндекса» Сергея Петренко. О пожаре вДоме профсоюзов в Одессе, приведшего к человеческим жертвам, он заявил: «Зачистили город от сепаратистов». Петренко пришлось уволить, поскольку в России разгорелся нешуточный скандал на почве его высказываний. Попутно и пользователи Интернета, инекоторые российские политические деятели и официальные лица обратили внимание, что в украинской версии поисковика в топе находятся новости, где события на Украине освещаются свыраженно проукраинской позиции.

Денис Иконников не склонен придавать большое значение политике: «Безусловно, обострение отношений России и Запада оказало влияние на котировки акций на Московской бирже, поскольку многие иностранные инвесторы начали продавать активы и выводить деньги из России. Тем не менее не следует рассматривать акции «Яндекса» отдельно от остальных вэтом контексте, поскольку персональных западных санкций компания не получала. Определяющие факторы динамики акций «Яндекса» – финансовые показатели и перспективы компании. Пока что организация не демонстрирует явных сигналов к росту».

Однако есть и гораздо более жесткие оценки текущей внешнеполитической конъюнктуры. Так, инвестиционный банкирЮрий Гольдберг смотрит на перспективы «Яндекса» в условиях текущей фактической изоляции России от развитых экономик мира скептически: «Русская акционерная компания «Яндекс», акции которой торгуются на мировых рынках и принадлежат самой широкой категории инвесторов, хозяйственную деятельность осуществляет в подавляющем объеме в России. Обобщенный Запад отцепляет и Россию, и Турцию от своей бизнес-среды. Против России действуют взаимные санкции – даже текущая сделка инвесторов из Швейцарии и Катара вызывает подозрение американцев, анонсировано расследование. Никакие успехи в бизнесе не умаляют рисков общей кризисной ситуации в российской экономике, экстраполирующейся и на хайтек, и на искусственное сдерживание амбиций «Яндекса» в ареоле его присутствия».

Несмотря на продолжающееся снижение стоимости акций, отказ от дальнейшей экспансии в других странах и проблему выручки в падающих валютах, у «Яндекса» сохраняются возможности для развития. По мнению Павла Саласа, компании выгодно повышение цен на рекламу, задуманное Национальным рекламным альянсом (НРА), контролирующим около 75% телевизионного рынка: «НРА планирует поднять цены на телерекламу на 15%, что заставит потенциальных рекламодателей искать другие способы размещения. Вполне ожидаемо, что многие организации выберут рекламу в Интернете, где основным игроком является «Яндекс». В данный момент на интернет-рекламу приходится ориентировочно 90 млрд руб., или 38% расходов фирм на раскрутку товара». Возможно, именно поэтому в третьем квартале 2016 г. многие из институциональных инвесторов предпочли увеличить долю бумаг поисковика в своих портфелях. Всовокупности новый приток инвестиций составил $302,4млн против оттока в $50,3 млн.

Положительным фактором можноназвать увеличение объема перевозокукомпании «Яндекс.Такси», работающей во многих городах СНГиявляю-щейся самым быстрорастущимсегмен-том «Яндекса»: рост на 151% втретьем квартале против роста на 21% в сегмен-те «Поиск и портал». По предварительным итогам 2016 г. «Яндекс.Такси», прошлогодний лидер российскогорын-ка, обогнала компанию Gett по охвату городов. К тому же, грузинский пример, по всей видимости, вынудит руководство «Яндекса» вдальнейшем осмотрительнее подходить к вопросу запуска «Яндекс.Такси» в других странах. Планы же охватить все российские города с населением более 300 000 человек, похоже, слишком амбициозные. Давно уже не секрет, что региональные операторы такси боятся прихода «Яндекса», который на московском рынке уже фактически стал монополистом. В Санкт-Петербурге местные перевозчики уже провели несколько акций протеста.

Сам «Яндекс» повысил прогноз роста выручки, считая, что она по итогам 2016 г. увеличится на 22–24%. Причем на компанию «Яндекс.Такси», выручка которой продолжает увеличиваться, по словам Дениса Иконникова, приходится менее 5% дохода: «Более 95% выручки компания получает от онлайн-рекламы. В связи с этим в краткосрочной перспективе именно доход от рекламы будет определять рост организации». Похоже, прогнозы руководства «Яндекса» можно поставить под сомнение, поскольку доход от онлайн-рекламы показывает значительно меньший рост, чем доход от «Яндекс.Такси».

«Хотя в конце октября компания опубликовала сильные результаты по МСФО за третий квартал 2016 г., это не помогло ее бумагам выйти за пределы существующего в них нисходящего тренда. Технические перспективы кросту бумаг откроются только вслучае пробоя уровня 1250 руб. наверх. Вданном случае можно ожидать восстановления акций до уровня 1400руб., однако этого будет недостаточно, чтобы вернуть цены в пределы долгосрочного растущего тренда от сентября 2015г.», – считает аналитик ГК «Телетрейд» Анастасия Игнатенко.

Пока «Яндекс» вызывает у потенциальных инвесторов много вопросов. На фоне относительно положительных финансовых результатов в этом году на компанию давят макроэкономические факторы и, что немаловажно, растущий не по дням, а по часам государственный контроль интернет-контента. Деятельность Роскомнадзора настолько стала притчей во языцех, что породила «мемы» вроде «покончить жизнь Роскомнадзором» или «сделать что-то с собой по некоторым причинам». Из той же серии была и попытка юридически приравнять «Яндекс.Новости» к СМИ, которая, правда, провалилась. Но несмотря на ее провал, возможность какого-либо давления на «Яндекс» со стороны государства по политическим мотивам все равно присутствует, и вряд ли в ближайшее время этот риск снизится.

Основныепродукты«Яндекса»

Сейчас«Яндекс» развивает пять основных бизнес-направлений: поиск и портальные сервисы, электронная коммерция («Яндекс.Маркет»), сервис по вызову такси, сервисы объявлений («Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость», «Яндекс.Работа», «Яндекс.Путешествия») и экспериментальное направление, в которое входят «Кинопоиск», «Яндекс.Афиша» и«Яндекс.Телепрограмма», музыкальные сервисы, рекомендательные продукты, Yandex Data Factory, а также поиск и портал в Турции. Большую часть выручки (96%) «Яндекс» получает от рекламы в результатах поиска и на сайтах партнеров. Выручка сегмента «Поиск и портал» (зарабатывает на рекламе) выросла в третьем квартале 2016 г. на 21%, до 17,5 млрд руб., сегмента «Электронная коммерция» («Яндекс.Маркет»)– на 45%, до 1,2млрд руб., «Яндекс.Такси»– на 151%, до 587млн руб. Сервисы объявлений («Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость» и др.) показали рост на 45%, до 352 млн руб., экспериментальные направления («Кинопоиск», «Яндекс.Музыка» и др.) – на 98%, до 210 млн руб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *