Сигнал с орбиты: как появилось спутниковое телевидение

Наряду с эфирным спутниковое телевидение превратилось в неотъемлемую часть жизни современного обывателя. Сотни спутников передают телекартинку по всей территории земного шара. На каналах, транслируемых с орбиты, можно найти программы, аналогов которым нет в эфирных сетях. Миллионы зрителей ежегодно пополняют бюджет компаний спутникового вещания, внося абонентскую плату, а между тем эта отрасль бизнеса достигла столь грандиозных успехов за немногим более чем полвека.

Впервые спутниковое телевидение упоминается в пророческом рассказе Артура Кларка «Внеземные ретрансляторы», вышедшем в свет в 1945 г. Фантаст с поразительной точностью описал, как со спутников, вращающихся вокруг Земли, передается сигнал, обеспечивающий мгновенную передачу данных в масштабах планеты. Как известно, первые советский (1957 г.) и американский (1958 г.) искусственные спутники Земли излучали лишь однотипные звуковые сигналы, служившие в основном для подтверждения наличия этих объектов на орбите.

Однако почти сразу после их запуска начались исследования в области применения спутников в качестве своеобразных «зеркал», способных отражать сфокусированный сигнал, посланный с Земли, и распределять его на большие территории. В 1962 г. состоялась первая передача телевизионного изображения через Атлантику. Это было сделано при помощи спутника Telstar, владельцем которого являлась корпорация AT&T. Примерно в то же время космические технологии достигли такого уровня развития, что стал рассматриваться вопрос о геостационарных спутниковых орбитах. Суть заключается в том, что скорость вращения спутника вокруг Земли синхронизируется со скоростью вращения самой планеты, в результате чего космический аппарат как бы зависает над определенной ее частью. При этом возникает возможность непрерывной трансляции сигнала на эту часть. Первым спутником, успешно полетевшим по геостационарной орбите, стал Syncom 2, запущенный в 1963 г.

Из космоса в телевизор

После успеха Syncom 2 развитие спутникового телевидения пошло семимильными шагами. Спустя два года в космос отправился первый коммерческий спутник связи Intelsat 1, а первым телевизионным спутником, запущенным над территорией Северной Америки, стал канадский Anik 1. В Советском Союзе уже с 1967 г. заработала первая в мире национальная телевизионная спутниковая система «Орбита». В те времена существовала единственная схема доставки телекартинки от передающей станции к экрану телевизора: с передатчика сигнал уходил на спутник и ретранслировался оттуда на приемные станции, принадлежащие кабельным операторам. До «голубых экранов» обывателей, оформивших подписку на просмотр, изображение и звук доходили уже по кабелю.

Одним из пионеров в новой области услуг телевидения стала созданная в 1972 г. Чарльзом Доланом и Джеральдом Левиным компания Home Box Office (HBO). Прорывным в сфере спутниковых коммуникаций для нее явился 1976 г., когда для всех подписчиков в США была организована прямая трансляция боя боксеров-тяжеловесов Джо Фрейзера и Мохаммеда Али за звание чемпиона мира. В те же годы определились и ведущие производители оборудования (включая и сами спутники) для обеспечения трансляций телесигнала. Ими стали Hughes Space & Communications, Lockheed Martin и Loral Space & Communications. На данный момент большинство спутниковых систем телевидения в мире построено именно ими.

Бесплатно

1976 г. отмечен не только триумфом НВО на рынке спутниковых трансляций, но и появлением принципиально нового способа доставки сигнала со спутника потребителю. Профессор Стэнфордского университета и экс-сотрудник NASA Генри Тейлор Ховард в собственном гараже в свободное от работы время собрал комплект оборудования, способного принимать телевизионное изображение, предназначенное для кабельных операторов, непосредственно со спутника (позднее этот способ приема-передачи сигнала получил название Direct-To-Home, или DTH). При этом для достижения столь поразительного эффекта использовались детали от микроволновой печи, стиральной машины и другой бытовой техники. Какое-то время профессор совершенно бесплатно смотрел дома каналы той же НВО при помощи своего изобретения, но в конце концов решил выслать в офис компании информацию о своем открытии и чек на $100 в качестве оплаты непреднамеренно предоставленных ею услуг.

НВО чек вернула со словами о том, что столь мелкие суммы не представляют для нее интереса. Возможно, именно сей факт и подтолкнул Тейлора Ховарда и Боба Таггарта в 1980 г. создать компанию Chapparal Communication по производству и продаже оборудования для просмотра спутниковых каналов. Несмотря на то, что комплект оборудования стоил $10 000, а размер принимающей антенны-тарелки составлял от двух до пяти метров в диаметре, дела очень скоро пошли в гору, ведь при помощи купленной чудо-техники можно было смотреть почти сотню различных каналов от сразу нескольких поставщиков бессрочно и бесплатно. Кроме того, устранение посредника в виде кабельного оператора ощутимо повышало качество изображения.

Вскоре на волне успеха Chapparal Communication снизила цену на оборудование до $3000, а капитализация фирмы достигла $50 млн. В начале 1980-х в США появилось несколько компаний, ориентированных на передачу сигнала со спутника непосредственно зрителю, без участия кабельных операторов. В 1980 г. лицензию получила Satellite Television Corp., годом позже была образована USSB (United States Satellite Broadcasting Company), а в 1983 г. появилась первая компания международного спутникового вещания без использования кабельных сетей – PanAmSat. Особой популярностью услуги этих операторов пользовались в удаленных уголках страны, где не имелось кабельного телевидения; также огромные тарелки для приема спутникового сигнала часто стояли на крышах загородных мотелей и домов фермеров.

В начале 1980-х в США на рынке спутникового телевидения сложилась ситуация, напоминающая теперешнее положение дел с платным видеоконтентом в Интернете: из примерно 2 млн обладателей комплектов для просмотра спутникового TV легально смотрело и платило за услуги менее 500 000 пользователей.

Победа цифры

Ситуация, при которой тысячи обладателей спутниковых тарелок совершенно бесплатно смотрят платный контент, в конечном итоге всерьез обеспокоила крупных игроков на телевизионном рынке, к тому же огромные принимающие антенны часто не могли быть установлены в кондоминиумах. Правления этих жилищных товариществ считали, что подобные устройства портят внешний вид. А уж установить тарелку в арендованном жилище было практически нереально.

Компании, поставлявшие свои услуги по старинке, при помощи кабеля от принимающей станции, приложили, в свою очередь, массу усилий и добились принятия в 1984 г. «Закона о кабельных сетях», позволявшего им кодировать передаваемый сигнал. В этом деле снова всех опередила НВО: уже через два года с ее спутников изображение и звук шли в непригодном к просмотру без специального декодера формате.

Вскоре на смену стандарту DTH был предложен другой метод прямого спутникового вещания – технология DBS (Direct Broadcast Satellite). Новинка предполагала использование более мощных ретрансляторов на спутниках, позволивших сократить размер круглой принимающей антенны до 45 см в диаметре. Эта антенна напрямую подключалась к ресиверу, раскодировавшему сигнал при помощи вставляемой в него карточки. Стоимость оборудования, которое можно было установить практически где угодно, была включена в абонентскую плату. Кодировка сигнала, запретительные законы и буквально охота на изготовителей кустарных декодеров дала нужный результат: к началу 1990-х пиратский просмотр спутниковых каналов практически прекратился, равно как и выпуск оборудования для него.

Наступление последнего десятилетия века стало временем образования и расцвета спутниковых компаний, по сей день занимающих лидирующие позиции в этом сегменте бизнеса. В 1994 г., опередив ближайшего конкурента из Европы на два года, начала вещание компания Primestar, образованная группой операторов кабельных сетей. На начальном этапе в ее распоряжении имелось 30 аналоговых спутниковых каналов, которые после преобразования стали первой в мире цифровой системой непосредственного вещания. Мощные передатчики на спутниках компании позволяли ретранслировать с каждого по три-шесть каналов, что по тем временам являлось большим достижением.

В период своего расцвета Primestar предлагала к просмотру 160 каналов и обслуживала свыше 2 млн американских подписчиков. В 1999 г. Primestar была поглощена другим гигантом спутникового телевидения – DirecTV (в свое время они начали работу практически одновременно). DirecTV была дочерним предприятием производителя оборудования для спутников Hughes Communications, и именно они приложили львиную долю усилий для популяризации стандарта DBS. Комплект оборудования для просмотра DirecTV стоил около $100, смотреть можно было до 200 каналов за умеренную абонентскую плату. До прошлого года компания являлась крупнейшим оператором прямого спутникового телерадиовещания в США и обслуживала еще и Латинскую Америку, доведя число своих подписчиков до 20 млн.

В 2014 г. DirecTV стала собственностью корпорации AT&T. Сумма сделки составила $48,5 млрд. По другую сторону Атлантики с начала 1990-х тон задавала British Sky Broadcasting (BSkyB). Ее спутники впервые на континенте стали передавать кодированный сигнал в 1991 г., спустя год ощутимую прибыль принесли выкупленные за баснословные 340 млн фунтов стерлингов эксклюзивные права на трансляцию матчей английской футбольной премьер-лиги, в 1999 г. пользователям предлагался бесплатный комплект оборудования для просмотра программ компании, и в результате к 2003 г. у BSkyB насчитывалось около 7 млн подписчиков, а после покупки в 2010 г. ближайшего конкурента Virgin Media их число перевалило за 10 млн.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: