Российское правительство уже в который раз пытается избавиться от самой главной в государственном хозяйстве страны организационно-правовой формы – от федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов). Фактически это важнейшая форма, через которую происходит управление государственным имуществом, а порой и его разбазаривание.

Дело в том, что государственное имущество может быть закреплено за ФГУПом, после чего предприятие – а точнее, его директор– практически единолично им распоряжается и может даже– если получит необходимые согласования – его продавать. В отличиеотакционерных обществ, при ФГУПах не существует советов директоров, которые бы наблюдали заих деятельностью. Фактически ФГУПы, сотрудники которых формально не считаются государственными чиновниками, часто являются скрытой частью государственногоаппарата и выполняют функции министерств и ведомств. Вчисло ФГУПов ранее входили такие важнейшие и известные всей стране организации, как ВГТРК, «Почта России», Гознак, ИТАР-ТАСС, ТТЦ «Останкино», «РИА Новости» и «Росвооружение».

По данным доклада Общественного совета при правительстве,у ГУПов низкая производительность труда (в среднем по России – 4,4млн руб. на человека, в ГУПах – 972000руб.), на ГУПы приходится 2,8% оборота всех российских предприятий, но 4,4% всех производственных затрат. «Многие УП – это бывшие государственные заводы, владеющие огромными производственными площадями, – поясняет генеральный директор юридической компании «Базальт» Василий Неделько.– При нынешних технологиях такое количество площадей не требуется для производства. Если бы это было акционерное общество, излишки площадей можно было бы продать и использовать деньги для инвестиций в основную деятельность. Руководители унитарных предприятий не заинтересованы в освобождении от излишков площадей, таккакдоходов предприятию это не добавит, деньги от продажи уйдут в казну».

Сегодня существует 1489 ФГУПов, но при региональных администрациях и муниципалитетах их не более 20 000 – в среднем 30 ГУПов на каждый регион и 1 МУП на каждый муниципалитет. «Все здравомыслящие эксперты, вне зависимости от политического окраса, выступают за приватизацию ФГУПов и МУПов,– утверждает главный эксперт правового сервиса 48Prav.ru Александр Трифонов. – Более неконкурентного, коррупционного и менее контролируемого вида ОПФ не существует. «Бюджетная кормушка», вот как их в сердцах называют все те, кто в теме. Унитарное предприятие – это, как правило, имеющее давнюю историю предприятие с научным или военным прошлым, а также с недооформленными или неучтенными, или криво и непонятно на каких правах используемыми объектами недвижимости и земельными участками с ретробонусами в конвертах».

Поговаривать о необходимости ликвидировать ГУПы начали еще в 1994 г. В начале 2000-х принципиально вопрос о ликвидации этой правовой формы ставил бывший в те годы министром экономического развития и торговли Герман Греф – но эта его инициатива не увенчалась успехом. Еще раз подобная инициатива появилась в 2009 г., когда Владимир Путин заявил, что в стране неоправданно много бюджетных учреждений и лишние необходимо ликвидировать. Все это время правительство пыталось уменьшить количество ФГУПов с помощью приватизации и акционирования, но процесс шел гораздо медленнее, чем планировалось, – все планы неизменно срывались. Недавно Счетная палата проверяла процесс приватизации в 2010–2014 гг., и, как сказал аудитор Максим Рохмистров, со стороны органов государственной власти отсутствовал контроль за государственной регистрацией подведомственными ФГУПами прав на используемое имущество, в результате с момента принятия решения о преобразовании ФГУПа до его регистрации в ОАО могло пройти 5 лет. «Затягивание приватизации ФГУПа приводит к рискам изменения состава и характеристик имущества ФГУПа»,– сказал Рохмистров. «Основная причина срывов при подготовке предприятия к реформированию– это необходимость зарегистрировать права на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, – объясняет директор аудиторско-консалтинговой группы «БДО Юникон» Анна Иванюк. – Дефицит бюджетного финансирования и отсутствие достаточности у самого предприятия собственных средств приводят к тому, что финансирование расходов на регистрационные мероприятия осуществляется по остаточному принципу – после финансирования текущей деятельности предприятия и расходов на модернизацию его имущества. Кроме этого, еще требуется много времени и людских ресурсов (проверить наличие необходимых для регистрации документов, а при их отсутствии – их собрать или изготовить, провести инвентаризацию и так далее). Все это приводит либо к существенным задержкам по времени, либо к полному невыполнению регистрационных мероприятий».

Сегодня правительство планирует нанести по ФГУПам два удара. Во-первых, программа приватизации требует продать треть существующих ФГУПов – 507 предприятий – к концу 2016 г. План более чем амбициозный – по данным Счетной палаты, до сих пор приватизировалось в среднем 60 ФГУПов в год. Во-вторых, существует законопроект, вообще ликвидирующий данную организационно-правовую форму к 2018 г. Препятствиями к реализации этого плана могут быть саботаж руководства самих ФГУПов и курирущих их министерств, а также возражения «силового» блока правительства. На вопрос, почему против отказа от ФГУПов протестуют именно силовики, генеральный директор юридической компании «ЮрПартнеръ» Антон Толмачев отвечает: «Ответ на данный вопрос весьма очевиден, ведь именно в сфере ОПК и спецстроя наблюдаются самые масштабные вливания бюджетных средств. Само собой, что с переходом таких предприятий в форму ОАО ситуация кардинальным образом изменится. Если раньше все расходы ложились на плечи государства, то после реформы с этим бременем придется разбираться самостоятельно. Апредприятия в сфере ОПК, скажемоткровенно, в отличие от других организаций, в первую очередь рассчитаны не на получение прибыли. Ну и, само собой, не следует забывать, что самые масштабные вливания бюджета подразумевают и самые масштабные возможности по их присваиванию».

Разумеется, эта коррупциогенная ситуация выражается в уголовных делах – например, экс-глава ФГУП «Спецстройсервис» при Спецстрое России Андрей Ярцев стал фигурантом уголовного дела о хищении денег, выделенных на строительство космодрома «Восточный». По информации следствия, он похитил 132млн руб. По этому же делу арестовали бывшего главу ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» Юрия Хризмана. Экс-руководитель ФГУП «Главный вычислительный центр Минсельхоза России», бывший директор ФГУ «Росагропромстандарт» и его заместитель подозреваются в хищении более 50 млн руб.

Дело, впрочем, не только в коррупции. Как отмечает Василий Неделько, представители ОПК и Спецстроя опасаются, что отвлечение ресурсов на приватизацию ФГУПов может привести к срыву государственных программ по вооружению. Кроме того, в некоторых случаях за ФГУПами закреплялось имущество, приватизация которого запрещена. Данные случаи нужно будет рассматривать индивидуально.

Эти обстоятельства заставляют предположить, что, возможно, именно сфера оборонно-промышленного комплекса и сфера спецстроя окажутся теми заповедниками, где ФГУПы останутся и после 2018 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *