Чем ближе роковой для российской экономики август, тем более апокалипсическими становятся прогнозы аналитиков. В середине июля аналитики Центра макроэкономических исследований Сбербанка во главе с Юлией Цепляевой опубликовали свежий обзор под броским заголовком: "Внешние шоки 2015 года: неприятно, но без катастрофы". В нем сделан вывод, что из-за целого ряда внешних факторов, начиная от возможного падения цен на нефть, до схлопывания пузыря на китайском фондовом рынке, "в четвертом квартале 2015 года волатильность пары евро/доллар сильно вырастет".

Между строк все сразу же прочитали: "Все, рубль ждет новый обвал!" И никто даже не вспомнил, что еще в декабре та же Юлия Цепляева в своем трактате "Нефть: умеренный оптимизм в среднесрочной перспективе" обещала, что "черное золото" в 2015 году подорожает до $85-90 за баррель. А еще ранее она обещала инфляцию на уровне 9,1% по итогам 2014 года, хотя буквально через месяц Росстат объявил совершенно иную цифру — 11,4%. Так почему после таких попаданий "пальцем в небо", нынешний прогноз экспертов "Сбербанка" стал темой номер один во всех новостях? Все очень просто — население продолжает жить в страхе после обвала нацвалюты в прошлом декабре и с упоением истинного мазохиста продолжает "накручивать" себя прочтением очередных "страшилок" про то, что "Земля скоро налетит на небесную ось".

Уважаемая Юлия Викторовна, позвольте вас спросить, а что будет с рублем, если нефть вырастет в цене до $90 за баррель, как вы обещали сравнительно недавно? Правильно, курс доллара обвалится до 45 рублей, а дальше вниз ему не даст двигаться Центробанк, который начнет в еще больших объемах скупать валюту "для пополнения резервов". Проблема лишь в том, что даже в Вашингтоне не могут с достаточной долей вероятности прогнозировать цены на "черное золото" не то что до конца года, а даже на месяц вперед. На курсе российского рубля сказывается слишком много факторов и доказать, что в декабре доллар будет стоить 35 рублей, можно с той же легкостью, с какой привести аргументы в пользу курса 80 рублей за один "вечнозеленый".

За разъяснением ситуации с валютой в привязке к прогнозам экспертов "Сбербанка", "Ко" обратилась к Даниилу Наметкину, заместитель начальника Департамента экспертно-аналитических работ Аналитического центра при Правительстве РФ. Он отметил, что в обзоре Юлии Цепляевой среди многих факторов, оказывающих влияние на экономику страны, особо отметили обострение рисков, связанных с ситуацией вокруг Греции, достижение соглашения по Ирану, замедление темпов экономического роста в Китае, а также возможное повышение ставки ФРС в 2015 году.

"Однако положительную роль для России могут сыграть введенные санкции со стороны западных стран, в результате которых отечественная экономика оказалась частично отрезана от мировых рынков капитала, в первую очередь европейского и американского. Сейчас можно с уверенность сказать, что действие указанных санкций позволит значительно сгладить возможные негативные эффекты от реализации указанных шоков как для национальной валюты, так и для внутренних рынков капитала", — уверен Даниил Наметкин. Более того, не смотря на тенденцию снижения мировых цен на нефть, курс рубля уже не подвержен таким шокам, как это было в прошлом году.

"По нашему мнению, национальная валюта уже успела адаптироваться к сложившимся экономическим условиям, а учитывая, что вероятность сохранения нисходящего тренда в нефтяных ценах до конца года достаточно существенна, курс рубля будет оставаться в диапазоне 55-60 рублей за доллар", — полагает эксперт. Хотя эти заявления выглядят несколько успокоительно, но нет оснований им не верить, так как уровень 55-60 рублей за доллар действительно выглядит, как любят говорить наши чиновники, "обоснованным". Этот курс уже отражает риски падения цен на нефть и принятия дальнейших санкций. Конечно, если нефть обвалится до $40 за баррель, курсдоллара вполне может взлететь до 65 рублей и наоборот, — при стоимости "черного золота" ближе к $70 за баррель, доллар может подешеветь до 50 рублей. Но ни выше ни ниже надолго котировки не уйдут — их просто не пустит ЦБ, так как дешевле 50 рублей за доллар национальная валюта подрывает программу импортозамещения, а дороже 60 — может вызвать социальное недовольство и проблемы у импортеров.

"Стоит отметить, что Банк России в последнее время достаточно успешно регулирует параметры спроса и предложения как рублевой, так и валютной ликвидности на рынке, что ограждает национальную валюту от резких скачков. Для этих целей регулятор использует как механизм аукционов РЕПО, так и прямое валютное кредитование, а также применяет иные инструменты для изъятия излишка ликвидность с рынка. — перечисляет Даниил Наметкин. — Соответственно, даже при ухудшении ситуации на мировых рынках у регулятора нет необходимости в применении кардинальных мер, таких как резкое повышение ключевой ставки. Отсутствие угрозы нового ужесточения монетарной политики подтверждается и снижением инфляционных ожиданий в связи с тем, что эффект от девальвации рубля в инфляции уже исчерпал себя (в июне месячный уровень инфляции составил всего 0,2%)".

Иными словами, ставшую уже легендарной, цифру 17% в отчетах ЦБ мы уже не увидим. А значит, нового кредитного шока для реального сектора экономики ожидать не стоит. Хотя далеко не все из опрошенных "Ко" экспертов, придерживаются столь "умеренного" сценария развития экономики и "антишоковых" прогнозов по паре доллар/рубль.

Директор казначейства ЗАО КБ «Эксперт Банк» Андрей Пашков:

"Я согласен с доводами экспертов Сбербанка и не раз уже говорил о большой вероятности развития негативного сценария. Точную глубину падения российской валюты относительно ведущих валют сложно прогнозировать, но с большой долей вероятности мы можем увидеть уровень 65–67 рублей к доллару и 69–71 рублей за евро на конец 2015 года. Общая экономическая ситуация в стране, падение потребительского спроса, наличие значительных проблем в банковской сфере на фоне достаточно низких нефтяных котировок не вселяют оптимизма относительно укрепления национальной валюты. Как правильно замечено, сейчас Центральный Банк предпринимает все усилия, чтобы не допустить укрепления рубля до уровней мая 2015 года, так как такой уровень курса не выгоден ЦБ. Будет ли столь же категоричен ЦБ в интервенциях на валютном рынке, если рубль начнёт стремительно дешеветь, сейчас говорить сложно, но то, что вновь ключевая ставка будет повышена – в этом сомневаться не приходится. Будут ли использованы ещё какие-то инструменты, сказать сложно: время покажет".

Генеральный директор аудиторской компании "Уверенность" Максим Гладких-Родионов:

"С оценками Сбербанка не согласиться трудно. При том, что перечисленные экспертами факторы ослабления рубля действуют и будут продолжать действовать, не существует никаких сколько-нибудь значительных причин укрепления рубля. Более того, иностранные инвесторы покидают Россию, отказываясь от вложений в рублевые активы – политическая ситуация слишком неопределенна для построения каких-либо даже среднесрочных прогнозов. В связи со всем вышеперечисленным, если ситуация до конца года внезапно кардинально не изменится, по моему мнению, падение рубля может быть глубоким. У ЦБ есть достаточно много инструментов для регулирования курса, но необходимо помнить о том, что основное влияние на рубль оказывает цена нефти. Пока нет предпосылок к тому, что нефть начнет дорожать, напротив, урегулирование Иранской проблемы вновь вызывает снижение цен. Несомненно, ЦБ будет предпринимать определенные меры, но здесь важно, чтобы эти меры были не только правильными, но исвоевременными. Понятно, что в наших реалиях не только и не столько ЦБ решает, что и когда делать, но, тем не менее, меры, чтобы оказаться эффективными, должны приниматься быстро".

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко:

"Эксперты Сбербанка не предполагают шока, это интерпретация СМИ. Ослабление рубля возможно, и даже неизбежно, при низкой цене на нефть, сокращении производства и росте долгов. Полагаю, что в нынешних условиях, на конце года мы увидим курс USD/RUB в пределах 65 — 69, то есть вблизи уровней начала года. Если же реализуются негативные сценарии, то возможно и более резкое ослабление национальной валюты, но я уверен, что шоков теперь не допустят. ЦБ не препятствовал укреплению рубля, он с весны прошлого года почти не вмешивается в торги. У ЦБ есть определенный набор инструментов денежно-кредитной политики, это ключевая ставка, нормативное регулирование, управление объемом операций репо (своеобразный аналог американского QE) через изменение списка ломбардных бумаг, лимитов объема операций, дисконтов и ставок репо, и др. Кроме того, Центральный Банк может возможность проверять и при помощи предписаний ограничивать те или иные операции отдельных банков".

Начальник отдела валютно-финансовых операций банка «Кольцо Урала» Игорь Нестерович:

"Текущий прогноз – от 57 до 61 рубля за доллар и от 62 до 66 рублей за евро в августе-сентябре, от 59 до 63 рублей за доллар и от 64 до 68 рублей за евро в октябре-декабре. При реализации самых негативных сценариев мы увидим (и превзойдем) максимумы декабря 2014 (напомню, что это 80 рублей за доллар). В подобной ситуации Банк России, скорее всего, будет стабилизировать курс рубля различными инструментами: это и точечные валютные интервенции, и повышение ключевой ставки, и предоставление валютной ликвидности через РЕПО. Однако учитывая, что данные меры носят чрезвычайный характер, вряд ли ЦБ будет использовать все эти меры в полном объеме до тех пор, пока курс не достигнет отметки в 70 рублей за доллар. Будет ли при защите рубля ставиться под угрозу экономический рост – думаю, да, ведь избыточный рост курса и сопутствующая ему сильная инфляция также будут разрушать экономику страны".

Руководитель управления торговых стратегий Dukascopy Bank SA Даниил Егоров:

"Основные риски, перечисляемые в отчете, носят среднесрочный характер и часть из них уже заложена в текущие котировки. В частности, снятие санкций с Ирана уже негативно сказалось на стоимости нефти марки Brent, которая потеряла за последний месяц более 10%. Кроме того, ожидания повышения ставок в США уже привели к росту курса доллара относительно основных валют до максимальных уровней с середины апреля. Вообще, помимо внешних шоков на курс рубля негативно будет воздействовать как продолжающийся отток капитала, так и крупные погашения внешнего долга российскими банками на сумму более $64 млрд. с августа по декабрь. На наш взгляд, на конец года курс рубля к доллару может опуститься до 62 руб./долл. Удерживание курса рубля будет противоречить политике плавающего курса рубля и приведет к сокращению золотовалютных резервов. Таким образом, мы не считаем, что регулятор прибегнет к сдерживанию рубля за исключением случаев резкого колебания валютных пар. Что же касается инструментов, то помимо ключевой ставки и валютных интервенций ЦБ РФ ранее активно регулировал курс рубля через проведение операций валютного и рублевого РЕПО различной срочности".

Ведущий аналитик ФГ "Калита-Финанс" Алексей Вязовский:

"Я не ожидаю значительного падения курса рубля в августе. Более того, не исключен вариант весны этого года, когда национальная валюта вопреки всем прогнозам — росла. Да, рубль тесно коррелирует с ценами на нефть, которые последние пару недель находятся под давлением. Но, во-первых, теперь все риски для нефти (в первую очередь избыток предложения и снятие санкций с Ираном) уже учтены в цене или будут учтены в ближайшее время. Во-вторых, примеры раскорреляции уже были и совсем недавно. Так в марте мы видели, как российский рубль укрепился с 61 до 56 руб. за доллар. За это время нефть марки Brent подешевела с 62 до 56 долл. за баррель. Подобная нетипичная динамика была связана с притоком спекулятивного капитала в страну (сделки carry-trade на разнице высоких процентных ставок внутри страны и низких на развитых рынках). Кроме того ЦБ РФ весной начал предоставлять банкам массовые валютные РЕПО, что также сняло дефицит валюты и снизило давление на российский рубль. Представляется, что в конце лета ситуация может повториться".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *