Большинство из нас выбирает ту же дорогу на работу и с работы, в очередной раз заказывает обычное блюдо в ресторане, каждый день заходит в тот же супермаркет за продуктами… и все по кругу. То, возможно, пора попробовать что-то новое?

Я пью много диетической колы от компании «Кока-Кола»: два литра в день, то есть почти шесть банок. Я не горжусь этой привычкой, просто мне действительно нравится вкус этого напитка.
Как ярый экономист, я хорошо понимаю, что отказываясь от брендов, мы экономим деньги не единовременно, а ежедневно, неделями или даже годами. Впрочем, в дальнейшем выбираю эту диетическую колу. Я никогда даже не пробовал не брендовую содовую.
Почему нет? Я, конечно, размышлял над этим. Убеждал себя в том, что та сумма, которую я трачу на конкретно этот напиток – не такая уж и существенная. Действительно, я доволен тем, что именно пил до этого, и могу позволить себе уступить принципам ради такой мелкой прихоти.
Да-да, я очевидно постоянно повторяю ту же ошибку; в этом и проявляется моя закоренелая предвзятость в принятии решений, и накапливаю я прежде всего ее, а не деньги: как и большинство людей, я провел относительно немного экспериментов в своей личной жизни, как в незначительных делах, так и в несколько более серьезных.
Это печально, потому что эксперименты на самом деле могут принести неожиданно хорошие результаты. Например, не так уж и рискованно попробовать не брендовую содовую, и, если бы она мне понравилась, то я променял бы на нее брендовый напиток, чем мог значительно обогатить свой кошелек: покупал бы в дальнейшем только более дешевые аналоги.
Когда тот же выбор делается снова и снова, страх попробовать что-то новое ограничивает твои действия – и содовая может не такая уж и привлекательная, зато потенциальные достижения от такого изменения – неизмеримо большие. Как показывают результаты одного из исследований в этой сфере, для 47% людей такое поведение является типичным.
Люди и дальше покупают брендовые вещи, даже несмотря на то, что существуют достаточно неплохие не брендовые аналоги. Возможности такого ассортимента достойны внимания, особенно в выборе между брендовыми и не брендовыми вариантами лекарств, которые в основном одинаковы по химическому составу. Зачем покупать аспирин известных марок, если с тех же полок в аптеках можно приобрести аналогичные таблетки намного дешевле? Научные исследования уже подтвердили, что ни форма, ни фирма аспирина не меняют его действие. Небольшой собственный эксперимент скорее всего убедит вас в том, что не брендовые аналоги ничем не хуже.
Как показало одно из недавних исследований, неготовность экспериментировать выходит за пределы купли.

5 февраля 2014 года работники лондонского метрополитена вышли на 48-ми часовую забастовку, что парализовало работу нескольких станций подземки. Потенциальным пассажирам пришлось искать альтернативные маршруты.
Когда забастовка завершилась, большинство людей вернулись к своим привычных ежедневных маршрутов. И все же один из двадцати выбрал новый путь, сократив на 6-7 минут поездку, которая традиционно продолжалась около 32 минут.

Закрытие метрополитена, вызванное забастовкой, подтолкнуло людей к экспериментам с поисками альтернативных маршрутов, и показало ценные результаты. Возможно, если бы забастовка длилась еще дольше, то можно было бы достичь лучших результатов.
Однако, именно то, что людям нужно устроить забастовку, чтобы заставить экспериментировать, показывает, насколько глубоко укоренилось нежелание что-то менять. Например, когда вспоминаю свои любимые рестораны, которые чаще всего посещаю, поражает, насколько мало я урізноманітнюю свой заказ. А когда вспоминаю буфеты недалеко от моего места работы, начинаю понимать, что постоянно ходил только в один.

Привычки – мощная сила.

Мы не отступаем от них, потому что склонны слишком сосредотачиваться на настоящем.

Попробовать что-то новое бывает страшно: а вдруг мне не понравится то, что я получу, да еще и придется отказаться от того, чем я действительно наслаждаюсь.

Цена риска – очевидна, тогда как на потенциальные преимущества – даже если они значительные – придется подождать, и сейчас они могут казаться слишком абстрактными и недосягаемыми. Да, мне действительно интересно, какие еще блюда хорошо готовят в моем любимом ресторане, но сегодня я бы хотел съесть свое традиционное блюдо.

Чрезмерная уверенность также сдерживает нас.

Я часто предвзят в своих догадках о том, какими могут оказаться альтернативы, хоть я их еще и не опробовал.
И наконец, многие из так называемых вариантов не являются вариантами вообще. Бродя между рядами полок в супермаркете, я не долго раздумываю над тем, какую содовую покупать. Я даже не обращаю внимания на не брендовые товары. Я действую не задумываясь, и автоматически забрасываю бутылки с диетической колой от «Кока-Кола» в свою корзину.
Это касается не только нашей личной жизни. Руководители и высокопоставленные чиновники также частенько отказываются от экспериментов в своей работе, что неоднократно оказывается ложным. Например, в подборе работников, они нередко руководствуются предвзятыми представлениями о том, каким должен быть «хороший» кандидат на определенную должность. Впрочем, эти предположения являются лишь домыслами, которые не имеют объективного основания.
Нанимать не лучшего на первый взгляд работника, конечно, рискованно, впрочем, со временем вы можете понять, что ошиблись в своих предположениях – вывод, который становится особенно важным, когда за такие предположения предпочтение отдается мужчинам, или же белым людям, в выборе из людей экономически или культурно богатых.

Для чиновников эксперименты – колючее вопрос.

Конечно, это нормально быть осторожным, когда речь идет о «экспериментирования» с людьми, ведь это похоже на игру с их жизнью. Однако, стоит также воздерживаться и от предвзятости относительно чисто очевидных характеристик человека. Это можно сравнить с наивным убеждением в том, что современная политика – самая лучшая, тогда как в действительности она может иметь довольно шаткую структуру, которая держится лишь благодаря историческому положении или случайном стечении обстоятельств.

Люди, которые готовы что-то менять, не потакают своей дерзости, а признают − не сделав шаг вперед, невозможно узнать, что на самом деле впереди.

Принять истину недостаточно, важно также начать ее воплощать. Придерживаться старых привычек, конечно, очень надежно, но наступит время, и я, пожалуй-таки, куплю бутылку небрендової содовой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *