Парус одинокий

парус

24 мая 1819 года, загрузив на борт 75 тонн угля и немного дров, из порта американской Саванны в море вышел парусник, носивший то же имя – Savannah. От сотен своих собратьев, бороздивших моря в то время, Savannah отличался наличием паровой машины и гребных колес. Ровно через месяц этот парусник с двигателем добрался до английского Ливерпуля. Это плавание стало первым в истории морским круизом.

Прошло всего несколько десятилетий, и пароходы вытеснили парусники, в том числе и на трансатлантических маршрутах. Основными клиентами компаний, занимавшихся морскими перевозками, стали эмигранты, которые искали лучшую долю в становившейся все более доступной Америке. По некоторым оценкам, пароходами на новую родину с середины XVIII в. до середины XX в. было доставлено около 60 млн человек. Переселенцам составили компанию проявлявшие любопытство состоятельные люди и многочисленные предшественники современных менеджеров, отправлявшиеся в командировки в филиалы своих компаний. Конкуренция за пассажира заставляла судовладельцев улучшать условия на борту кораблей. Так появились прообразы гигантских плавучих отелей, перевозящих сегодня до 6000 пассажиров за один рейс.

Правда, довольно скоро выяснилось, что устойчивому развитию бизнеса морских перевозок мешала сезонность: из-за постоянных штормов в Атлантике мало кто отваживался отправляться в плавание зимой, а владельцы пароходов несли значительные убытки от простоя судов.

Всепогодные

Первыми проблему простоев попытались решить англичане, организовавшие в 1835 г. специальные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Исландией. Для этого использовались морские суда Lady Mary Wood, Tagus и Iberia, снятые как раз с трансатлантических маршрутов. И только в 1881 г. появилось первое судно, предназначенное исключительно для отдыха пассажиров. Владельцы компании Peninsular & Oriental Steam Navigating Company переоборудовали лайнер Ceylon под круизный и задействовали его в этих целях круглый год. С тех пор Ceylon считается первым круизным кораблем в истории, а компания относит себя к изобретателям морских путешествий с целью отдыха.

Но с этим категорически не согласны немцы, считающие, что круизы – это не только перевозка пассажиров в увеселительных целях, пусть даже и на специально оборудованных кораблях. По их мнению, речь о полноценных морских круизах идет тогда, когда путешественники не только проводят время исключительно на борту, но и совершают экскурсии во время специальных заходов в порты. Исходя из этого, немцы провозглашают отцом-основателем отрасли морских круизов соотечественника Альберта Баллина, которому удалось поставить организацию круизов на поток.

Первый топ-менеджер

У этого человека, считающегося, кстати, первым топ-менеджером Германии, замечательная биография. Родился он в 1857 г. в многодетной еврейской семье в Гамбурге. Получил только базовое образование, потому что из-за смерти отца не мог позволить себе учиться дальше. Это обстоятельство, однако, не помешало ему сначала успешно трудиться в основанном отцом агентстве, оказывавшем услуги эмигрантам, а в 20 лет и возглавить его.

Бизнес молодого предпринимателя процветал. Это сегодня Германия стонет от наплыва сотен тысяч мигрантов, стремящихся любыми путями попасть в эту страну. В середине XIX в. картина была совершенно иной. Сотни тысяч немцев ежегодно в поисках лучшей доли отправлялись за границу. Только в 1907 г. через порт Гамбурга прошло 156 000 эмигрантов, 94% которых отправились в США. Кроме того, в Российской империи произошли кровавые еврейские погромы, ускорившие переселение евреев на Американский континент.

Сначала агентство Morris & Co. Альберта Баллина занималось подготовкой документов и продажей билетов для желающих отбыть за океан. Но эти рамки оказались тесны для молодого человека, и он уговорил знакомого судовладельца Эдварда Карра предоставить его компании два грузовых парохода, переоборудовав их исключительно для перевозки эмигрантов. До этого те плыли на пароходах на нижних палубах, зачастую в качестве приложения к грузам. Теперь же число перевозимых пассажиров резко выросло. Это позволило удешевить билеты до 82 марок, что было значительно ниже, чем в других транспортных компаниях. В результате уже через два года у Morris & Co. было пять транспортных кораблей, только за один год агентство перевезло более 16 500 пассажиров.

Кипучая деятельность молодого бизнесмена, а работал он по 16 часов в день и семь дней в неделю, не осталась незамеченной. Его приглашают на должность руководителя отдела пассажирских перевозок с годовым доходом 10 000 марок крупнейшей немецкой судоходной компании Hamburg-Amerikanische Packetfahrt-Actien-Gesellschaft (HAPAG), являвшейся прямым конкурентом Morris & Co. Через два года, в 1888 г., Баллина назначили членом совета директоров компании, он стал первым в ее истории нанятым топ-менеджером. А ему исполнился к тому времени всего 31 год.

Друг кайзера

В том же году Германией начинает править император Вильгельм II, такой же молодой, как и бизнесмен Баллин. Кайзер вошел в германскую историю как правитель, уделявший чрезвычайно много внимания развитию немецкого военно-морского и торгового флота. Естественно, вне его внимания не могли остаться ни крупнейшая компания морских перевозок, ни энергичный и динамичный руководитель. Так возникла дружба между этими людьми.

Баллин вошел в круг так называемых кайзеровских евреев и получил прямой доступ к императору, с которым встречался минимум раз в два месяца. Поговаривают, что Вильгельм хотел назначить своего друга министром промышленности – при условии, что тот примет крещение. Но Баллин на это не пошел.

Можно предположить, что идея организации морских круизов появилась также неслучайно. Кайзер очень любил путешествовать, и практически каждое лето на борту своей яхты в сопровождении боевых кораблей кригсмарине отправлялся в путешествие по норвежским фьордам. Он не только любовался природными красотами с борта корабля, но и частенько высаживался на берег, совершая пешие или конные прогулки. Нередко участником таких путешествий был и Баллин.

22 января 1891 г. 241 «отважный путешественник» (по словам Баллина) погрузился на борт парохода Augusta Victoria. Интересно, что корабль был назван по имени супруги Вильгельма II, но, по недосмотру отвечавших за строительство судна представителей компании HAPAG, имя императрицы на борту было указано неправильно. В действительности ее звали Auguste. И только во время капитального ремонта корабля в 1907 г. ошибку исправили.

А в январе 1891 г. пассажиры отправились в шестинедельный морской круиз по Средиземному морю с заходом в порты Стамбула, Афин, Каира и т. д. В Египте для путешественников была организована специальная экскурсия к пирамидам, а на борту они купались в роскоши отеля класса люкс. По воспоминаниям участников круиза, на обед подавались экзотические фрукты, а коньяк и другие спиртные напитки лились рекой. На помощь пассажирам в любое время могли прийти все члены команды – от капитана до последнего юнги. Путешествие завершилось полным триумфом, и Альберт Баллин, чтобы «застолбить» нишу, вскоре отправил в круизы уже три корабля, которые возили отдыхающих, преимущественно англичан и американцев, не только по Средиземному морю, но и к берегам Индии и Скандинавии.

Рост популярности круизов привел и к тому, что кораблей у HAPAG стало катастрофически не хватать. Поэтому в 1900 г. по заказу компании со стапелей сошла огромная яхта Prinzessin Victoria Luise, предназначавшаяся исключительно для совершения морских круизов и оснащенная только двухместными каютами первого класса. Яхта принимала на борт до 200 путешественников и практически всегда была заполнена, хотя стоимость двухнедельной поездки на ней была сопоставима со стоимостью небольшого частного дома.

В декабре 1906 г. капитан Prinzessin Victoria Luise во время путешествия вдоль берегов Ямайки начал заводить ее в порт Кингстаун на слишком большой скорости, да еще не взяв на борт лоцмана. В результате он не справился с управлением и посадил корабль на риф. Все пассажиры и багаж были спасены. Капитан от стыда застрелился, а Prinzessin Victoria Luise стала не только первым в мире кораблем, построенным специально для морских круизов, но и первым погибшим в катастрофе круизным судном.

Непрофильный бизнес

Добившись успеха в организации морских круизов, HAPAG с подачи Альберта Баллина начала развивать побочный туристический бизнес. В Германии в начале XX в. уже существовали туристические бюро. Там клиенты могли не только получить информацию о морских путешествиях и купить билет на корабль, но и отправиться в путь по железной дороге. Особой популярностью пользовались билеты по сниженной цене в оба конца. HAPAG купила одно из крупнейших и старейших туристических бюро кайзеровской Германии и расширила его бизнес за счет продаж билетов на дирижабли. В 1910–1914 гг. было продано почти 42 000 таких билетов.

Для пропаганды туристического бизнеса вообще и морских круизов в частности по инициативе Альберта Баллина HAPAG одной из первых в Германии создала «литературное бюро», сотрудники которого занимались улучшением имиджа компании путем изготовления, в частности, рекламных плакатов и открыток по соответствующей тематике. О масштабе работы свидетельствует тот факт, что только в 1902 г. на издание рекламных плакатов тиражом до 15 000 экземпляров была израсходована гигантская по тем временам сумма – 100 000 рейхсмарок. Баллин лично контролировал работу пиар-отдела компании, иногда поражая сотрудников неординарными подходами к рекламе. Так, один из них сокрушался, что плакат с изображением парохода Deutschland был вывешен не в зале ресторана, а в туалете. «Ни в коем случае не снимайте, теперь его точно все увидят!» – заметил Альберт Баллин.

Первая мировая война, по сути, поставила крест на развитии индустрии морских круизов. Корабли, ранее перевозившие туристов, отдали под транспортировку солдат и военных грузов, некоторые были переоборудованы под морские госпитали, а другие, как, например, знаменитая Lusitania, потоплены. Альберт Баллин, понимавший, что он потерял свою империю в результате боевых действий, не выдержал и покончил с собой. А бизнес морских круизов после войны возродился и стал процветать, принося многомиллиардные доходы.

Судьбы кораблей

За все время своего существования компания HAPAG и ее руководитель Альберт Баллин неоднократно опосредованно пересекались с Россией. Корабль Auguste Victoria, первым совершивший круизное плавание, был известен и среди русских моряков. В 1904 г. российское правительство приобрело лайнер для несения крейсерской службы на океанских коммуникациях. После установки артиллерийского вооружения Auguste Victoria, получивший название «Кубань», стал вспомогательным крейсером российского флота 2‑го ранга. В 1905 г. крейсер входил в состав Второй тихоокеанской эскадры под командованием адмирала Рожественского, но непосредственного участия в Цусимском сражении не принимал. В его задачу входил досмотр торговых судов. Вернувшись на Балтику, «Кубань» привлекалась лишь для вспомогательной службы, пока в феврале 1907 г. не была продана за 442 000 рублей для перепродажи на лом. В этом же году корабль прекратил свое существование на верфи в польском Щецине, где в свое время и был построен.

В 1922 г. со стапелей верфи Blom & Voss был спущен на воду океанский лайнер Albert Ballin, способный перевозить 1800 пассажиров в каютах 1–3-го классов. После прихода к власти нацистов, поскольку Альберт Баллин был евреем, корабль переименовали в Hansa. В годы Второй мировой войны корабль вошел в состав нацистского военно-морского флота и должен был сопровождать транспорт Wilhelm Gustloff, потопленный советской подводной лодкой. Из-за поломки Hansa в поход не вышел, что, может быть, спасло его тогда, но в марте 1945 г. года он все равно подорвался на мине и затонул. В 1949 г. судно было поднято и отремонтировано в ГДР и Голландии, а потом в счет репараций передано СССР, где под именем «Советский Союз» работало на линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский. В 1980 г. судно переименовали в «Тобольск», так как корабль с названием «Советский Союз» нельзя было отправлять на слом за рубеж. Через два года его передали в Гонконг и разрезали на металл.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: