В этом году телекоммуникационная выставка в Барселоне изменила свое название. Теперь это Mobile World Congress, а не 3GSM World Congress, как в 2007 году. Сейчас, когда обсуждается четвертое поколение мобильной связи, цифра 3 в названии потеряла актуальность. Несмотря на переименование, мобильный конгресс по-прежнему напоминает смотрины богатой невесты. Поставщики оборудования и програм-много обеспечения наперебой делают предложения руки и сердца абстрактному оператору мобильной связи. Чаще всего безрезультатно. Представители операторов со всего мира смотрят на эту шумиху, как бывалые купцы на попытки цыган продать ненужные сувениры. Среди решений, которые предлагают операторам: системы хранения полной информации SIM-карт с доступом через Интернет, биллинг для новых услуг, программные продукты для мобильной рекламы всех разновидностей. Но все это разнообразие, похоже, не прельщает потенциальных покупателей. Операторы мобильной связи пока не рассматривают эти возможности как источник конкурентных преимуществ. Сет Несбитт, вице-президент компании Amdocs, уверен, что рано или поздно операторы начнут внедрять новые решения и платформы. Компания Amdocs – разработчик программных продуктов в сфере телекоммуникаций – представила на Mobile World Congress новую платформу для мобильной рекламы и развлечений Amdocs Advertising, Commerce and Entertainment. Несбитт, зная о неудачных экспериментах российских операторов в этой области, тем не менее утверждает, что мобильная реклама будет востребована, лишь если пользователь телефона сам будет управлять контентом и выбирать нужные ему темы. Подобных оптимистов на конгрессе в Барселоне можно было обнаружить великое множество. При этом по-прежнему лишь немногие продукты нашли своих покупателей.



Связанные одной сетью
В этом году практически все производители мобильных телефонов обратили внимание на социальные сети и User Generated Content (контент, создаваемый самими пользователями). Пионером этого тренда стала Sony Ericsson, которая встроила в свои телефоны поддержку блогов еще в 2006 году. Теперь все производители телефонов сообразили, что пользователи с большей охотой обмениваются контентом, чем покупают его у контент-провайдеров. Действительно, «обои» для экрана телефона приобретают раз в месяц, если не в год, а обмениваются фотографиями и читают дневники практически ежедневно. Причем для этого их не нужно дополнительно стимулировать, достаточно предоставить такую возможность.
Еще одним важным событием выставки стали клоны iPhone, их выпустили практически все производители мобильных телефонов. Например, в новой линейке Samsung, анонсированной в Барселоне, можно было обнаружить модели F480 и F490, сильно напоминающие телефон Apple. Оба новых продукта Samsung обладают большим сенсорным экраном и практически полностью лишены кнопок управления. Гвоздем программы среди мобильников на выставке стала новая модель Sony Ericsson, которую западные и российские журналисты тут же охарактеризовали как sexy. Смартфон Sony-Ericsson Xperia X1 с большим дисплеем и богатым функционалом сейчас находится в финальной стадии разработки и должен появиться в продаже в конце текущего или в начале следующего года. Motorola новинок в Барселоне не представила. Впрочем, Камил Тума, вице-президент компании, генеральный директор подразделения мобильных устройств, опроверг слухи о скором закрытии курируемого им направления. По его словам, Motorola продолжит выпуск новых моделей.
Одним из ключевых событий конгресса в Барселоне стал анонс новой мобильной платформы APX2500 компании Nvidia для видео высокой четкости. Эта компания много лет занимается разработкой продвинутых видеокарт для компьютеров. На этот раз лаборатории Nvidia представили решение для мобильных устройств, обеспечивающее поддержку видеоформата HD. Сами устройства компания выпускать не планирует, она лишь предлагает платформу для других производителей. Однако на стенде Nvidia демонстрировала ее возможности на примере вполне симпатичного прототипа плеера, с которого транслировалось видео в формате HD на большой экран.
Представители компании Yahoo! сообщили на конгрессе о планах создания специального решения для мобильных устройств, которое предоставит возможность пользователям определять свое местонахождение, а также видеть находящихся вблизи друзей из любых социальных сетей. Это решение получило название oneConnect. Оно будет объединять все существующие сервисы общения пользователей, например ICQ, Skype, MSN и т.д. Местонахождение объектов планируется определять с помощью всех доступных технологий, таких как GPS, триангуляции и всех новинок, которые появятся в будущем.



Немецкая весна
Уже не первый год журналисты предрекают выставке CeBIT скорую гибель: число посетителей падает, а крупнейшие производители электроники все чаще предпочитают участие в январской Consumer Electronic Show в Лас-Вегасе и августовской IFA в Берлине. Например, компания Samsung в этом году присутствовала на выставке только в одном павильоне, тогда как еще в прошлом продукты были представлены на двух стендах в разных павильонах. По словам PR-менеджера Samsung Марата Ракаева, производитель электроники тем не менее планирует принять участие в CeBIT-2009. Но акцент будет сделан на офисной технике – мониторах, принтерах, системах хранения данных и т.д. Второго стенда, где обычно анонсируются продукты из сферы телекоммуникаций, в следующем году у Samsung тоже не будет.
В этом году официальным партнером выставки стала Франция – CeBIT-2008 открывали президент Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель. Правда, на экспозиции это никак не отразилось – французские стенды там отсутствовали. Выставочный комплекс вообще не выглядел многолюдным. Число посетителей, по сравнению с предыдущим годом, выросло всего на 3% – до 495 000 человек. Впрочем, этот результат преподносился организаторами как впечатляющее достижение. Настоящее столпотворение можно было наблюдать разве что во время традиционной Kaspersky-party с матрешками, пивом и музыкой группы «Ленинград» на стенде «Лаборатории Касперского». При этом Даниил Капцан, директор «Лаборатории» по маркетингу, выставкой остался доволен: «В течение трех дней, пока на стенде присутствовали топ-менеджеры компании, состоялось около ста персональных интервью с европейскими и российскими журналистами. В целом выставка была продуктивной, поставленных перед собой целей мы достигли».
Настоящее удовлетворение от выставки получили представители Green Peace – главной темой CeBIT-2008 стали энергосберегающие технологии. Один из холлов был целиком посвящен экспозиции Green IT Village, где выставлялись только самые экологичные разработки ведущих IT-компаний – IBM, HP, Intel, Dell и других. Все они поддержали инициативу Climate Savers Computing Initiative по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу и экономии энергии. В своем выступлении исполнительный директор Microsoft Стив Балмер затронул тему «зеленых» технологий, рассказав, что неиспользуемый компьютер под управлением Windows Vista потребляет лишь 3 Вт/ч, тогда как в случае с Windows XP этот показатель составляет 100 Вт/ч.



Иди на голос
На CeBIT-2008 серьезно заявила о себе тайваньская корпорация Asus. В рамках выставки был официально представлен компактный (с экраном 7 или 8,9 дюйма) лэптоп Asus eeePC с операционной системой Windows XP по цене около $400. Также компания показала публике новый коммуникатор Lamborghini ZX1, отличающийся от конкурентов разве что заоблачной ценой в $1500. Среди других новинок от Asus – компактный и мощный ноутбук Lam-
borghini VX3, бизнес-коммуникатор M536 с qwerty-клавиатурой и бюджетная модель P320.
Похоже, что компактные ноутбуки с размером экрана от 7 до 10 дюймов станут главным трендом этого сезона. Во всяком случае, на CeBIT собственные альтернативы Asus eeePC показали компании MSI и GeCube. Первая представила лэптоп Wind PC с экраном 8 или 10 дюймов (разрешением 1024 на 768 пикселей), 1 Гб памяти и операционной системой Linux. В зависимости от конфигурации стоимость устройства будет составлять $300 – $700. Вторая компания продемонстрировала еще более заманчивое по цене решение ($250) Genie PC с 7-дюймовым дисплеем.
Одной из немногих компаний, продемонстрировавших на CeBIT по-настоящему революционные технологии, оказался Центр речевых технологий (ЦРТ) из Санкт-Петербурга. Петербуржцы представили систему распознавания русской речи. По словам Алексея Хитрова, представителя ЦРТ, в данный момент она распознает порядка 30 000 русских словоформ, а инвестиции в проект составили $5 млн за 4 года. Система может использоваться, например, при автоматической трансформации диктофонных записей в текст или в решениях аудиопоиска. Где-то в окрестностях стенда обитал управляемый речью маленький робот – так была презентована в действии система распознавания голосовых команд VoiceCom. Сфера применения этой технологии менее экзотична – например, голосовое управление презентациями. Наконец, были показаны технологии идентификации и верификации личности по голосу. Надежность подобных систем должна быть не намного ниже, чем, например, при идентификации по отпечатку пальца.
Значительную часть выставочных стендов оккупировали немецкие и азиатские производители, которые, впрочем, затруднились оценить эффективность своего участия в CeBIT. Сайлау Шингисов, региональный менеджер по продажам в Восточной Европе компании Mustek, признается: «Мы участвуем в выставке уже n-ный раз, и пока это участие себя оправдывает – например, наши немецкие коллеги используют CeBIT как платформу для проведения деловых встреч и заключения новых договоров. Но даже мы в последнее время каждый раз задумываемся над тем, стоит ли сюда ехать. Наши клиенты начинают делать выбор в пользу августовской выставки IFA».
Спокойному и размеренному ходу CeBIT-2008 помешал крупный скандал. Уже на второй день полиция Германии провела рейд и конфисковала продукцию 51 участника выставки. В список пострадавших вошли в основном азиатские компании – 24 из них базируются в Китае, еще 12 – на Тайване. Временное закрытие стенда китайской Meizu, показывавшей свой аналог популярного смартфона iPhone, дало повод слухам, что к облаве причастна Apple. Но вскоре выяснилось, что корпорация Стива Джобса никакого отношения к инциденту не имеет. Инициатором рейда стала итальянская компания Sisvel, выступившая от лица европейских патентообладателей на технологии музыкального кодирования. Единственной целью атаки были производители, не имевшие лицензии на использование в своих продуктах MP3-кодека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *