Дополненная реальность (augmented reality, AR) существует с1990 г., но интерес к ней обострился после выхода игры Pokemon Go, доказавшей, что на AR-технологиях можно зарабатывать миллионы.

Несмотря на это, рынок AR до сих пор считается несформировавшимся. В 2016 г., по прогнозу Digi Capital, его мировой объем составит около $1 млрд. У нас, по оценке агентства AR Production, этот показатель дотягивает до 700 млн руб. «Ко» узнал, кто и как зарабатывает на эффекте AR в России.

Игры разума

На выставке Asian Airshow 64-летнего министра транспорта Сингапура Кхо Бун Ван можно было застать за необычным для его положения и возраста занятием – он раскрашивал фломастерами эскиз самолета. Через минуту, передвинув листок бумаги на специальную отметку на столе, чиновник расплывается в широкой улыбке. Раскрашенный им самолет оживает, разгоняется по взлетной полосе и, облетев аэропорт Changi, плавно приземляется. Полет кажется чертовски реальным! Но терминалы Changi и взлетающие один за другим самолеты существуют в виде трехмерной компьютерной модели, которая транслируется с помощью трех экранов. Похоже, проект московской компании PlayDisplay «Раскрась и запусти свой самолет» добился не только wow-эффекта, но и реализовал главный запрос заказчика – продемонстрировать размах аэропорта Changi. Как PlayDisplay удалось закрепиться втопе российских AR-агентств?

Зачаточное состояние AR-технологий как раз и привлекло совладельца PlayDisplay Андрея Сударикова. Летом 2005 г. выпускник факультета графического дизайна Поволжского государственного университета сервиса, не дождавшись вручения диплома, уехал в Москву. Оставаться в Тольятти не было смысла– встолице его ждала должность главного дизайнера только что открывшегося представительства британской дизайн-студии Minale & Tattersfield. Через полгода, набрав достаточное количество полезных контактов, он ушел во фриланс. В2006г. Судариков открыл свою дизайн-студию «Космос5». Через год параллельно с ней запустил конструктор флеш-сайтов A5.ru. Чтобы привлечь инвесторов, он представил его на StartupPoint. У владельца интернет-магазина товаров для дома Александра Симакова проект не вызвал особого интереса – его больше впечатлило общение с самим Андреем. Через несколько лет Судариков предложил Симакову общее дело.

В 2008 г. разногласия с инвестором A5.ru вынудили Сударикова покинуть проект. Спустя два года, пресытившись традиционным графическим дизайном, он оставил студию «Космос5». «Это была частная практика, аона не масштабируется и сама по себе не работает, – объясняет Судариков.– Вто время я еще не знал, как построить самодостаточный бизнес, который сможет без меня выжить». Стремясь сделать что-то уникальное, он пришел к Симакову с предложением заняться видеополиграфией. Александр загорелся этой идеей. На открытие в2011г. компании PlayDisplay понадобилось минимум средств – 20000 руб. на проектор и уставный капитал для регистрации ООО в размере 10000руб. Первый год стартап не тратился на аренду офиса – сначала команда из четырех человек работала из дома, потом перекочевала в антикафе и коворкинг.

Первоначальные инвестиции окупились спустя три месяца, когда пошли заказы. «Мы делали открытки с видеообращениями для лидеров корпораций и президентов государств»,– рассказывает Судариков. Через несколько месяцев PlayDisplay расширила спектр услуг, предложив клиентам дополненную ивиртуальную реальности. Дела пошли в гору почти сразу же – помогли «сарафанное радио» иучастие в специализированных выставках. В 2012-м команда переехала в свой первый офис– эта была комнатка сбалконом по соседству с Казанским вокзалом. Сейчас PlayDisplay арендует двухэтажный офис в центре Artplay. Судариков неспроста расставил здесь «творческие ловушки» – удобную офисную мебель, теннисный стол, места для отдыха, – они делают свое дело. Его фирма до сих пор невелика – 20человек, – но в своей нише она считается одной из самых успешных.

За пять лет работы в активе PlayDisplay свыше 150 проектов. Среди клиентов компании немало госучреждений и корпораций. В 2012 г. «Газпром» заказал инсталляцию, которая бы продемонстрировала строящийся комплекс для отдыха работников компании. Дизайнеры PlayDisplay придумали «интерактивный полет»– реалистичное погружение в виртуальное пространство с высоты птичьего полета. В 2013г. Сударикову позвонили из холдинга «Аэропорты регионов». После трех проектов они заказали четвертый – для участия в выставке в Чикаго. Идея «Создай свой самолет за 120 секунд» нашла интерактивное воплощение – нарисованные посетителями самолеты на глазах собирались из деталей, кактрансформеры, ивзлетали. Присутствовавший тогда на презентации президент сингапурского аэропорта Changi внес название российской компании в свой блокнот, чтобы через два года заказать похожий проект для Asian Airshow2016.

Обычно такой заказ в PlayDisplay делают за два месяца, но из-за длительных согласований с администрацией аэропорта на проект «Раскрась и запусти свой самолет» ушло полгода. «Было непривычно: в России часто просят сделать проект за месяц, а иногда – за две недели», – говорит Судариков. Подобные инсталляции со сложной графикой тянут на 2–3млн руб. Интерактивный музей или выставка обойдутся не дешевле $1 млн. Заказы попроще стоят 500000–700000руб. «Из-за кризиса последних двух лет мы оптимизировали деятельность компании, чтобы брать недорогие объекты»,– рассказывает Судариков. Всреднем за год PlayDisplay выполняет до 50проектов разного уровня сложности. Два года назад среднегодовой оборот компании достигал $1 млн. Сколько фирма приносит сейчас, ее владельцы не раскрывают.

Среди конкурентов Судариков выделяет единственного сильного игрока– агентство EligoVision, а отечественный рынок AR-технологий считает несформировавшимся. «Нормальный рынок начинается с миллиардных сумм, а в России счет ведется миллионами», – говорит он. Толчок к развитию AR-технологий даст широкое проникновение в массы таких устройств, как HoloLens Microsoft, или «умных» очков Apple. «Но не раньше чем через три года», – подчеркивает Судариков. Низкая емкость отечественного рынка вынудила его бросить в этом году все силы на продвижение PlayDisplay за границей. «В середине сентября вВеликобритании покажем от лица клиента в сфере гейминга интересную инсталляцию, в которой заменим машины на улицах Лондона на танки»,– интригует он. Этот заказчик, как иостальные 99%, вышел на PlayDisplay сам. «Яникогда не бегал за клиентами – жизнь уберегла», – признается Судариков. Очень удобная позиция. «Не знаю, насколько эффективная», – со смехом добавляет он. Но последние пять лет эта тактика Сударикова пока не подводила.

Нереальная реальность

Через несколько часов после открытия интерактивного детского музея в Астане «Моя будущая профессия» стало понятно, что переживать владельцу московского агентства AR Production Александру Астрову больше не о чем. Этот крупный проект ознаменовал окончание кризисного для компании времени. В2014 г., когда рухнул рубль, количество заказов в сфере дополненной и виртуальной реальности упало вдва раза. Чтобы остаться на плаву, AR Production пришлось снизить расценки на услуги. После запуска проекта в Казахстане, где нет ни одного экспоната – только стены, дизайн которых оживает в виртуальном мире, наметилась череда удачных сделок. Поэтому прошлый год закончился по плану – оборот AR Production, в штате которого 10 сотрудников, превысил 20 млн руб.

История AR Production началась впоселке Белоярск Ямало-Ненецкого автономного округа. Его уроженецАлександр Астров переехал после 10-го класса в Уфу, чтобы подготовиться кпоступлению на факультет кибернетики Уфимского государственного авиационного технического университета. Учеба давалась Астрову легко, и на втором курсе он устроился программистом в отдел маркетинга сети по продаже компьютеров «Кламас». Через 3,5года Астров ушел с работы, чтобы посвятить все свободное время созданию продуктового интернет-магазина. Когда проект вышел на самоокупаемость, он уже оканчивал пятый курс идумал, куда двигаться дальше.

В 2010 г., сразу после окончания вуза, Александр перебрался в Москву и подал документы в Высшую школу экономики на специальность «Управление разработкой программного обеспечения». Днем он работал в холдинге Mail.ru, вечером учился. Через полгода, поняв, что ему интереснее менеджерская сфера, Астров перешел в компанию AR Door. Здесь он впервые столкнулся с проектами дополненной реальности, но об открытии собственной компании в этой нише речи поначалу не шло. Поворотный момент наступил в 2011г., когда Александр вместе с партнером почти одновременно запустили два проекта – веб-сервис «Почини мою тачку» и агентство дополненной реальности AR Production. Закрыв спустя полтора года первый проект, Астров сосредоточился на раскрутке второго.

«Если у вас нет опыта работы вэтой нише, бесполезно запускать бизнес, – потеряете много денег, – предупреждает предприниматель. – С точки зрения продаж и внедрения технологий AR сложнее традиционного веба– заказов меньше, требовательность клиентов и риски выше. Многие не переживают длительные кассовые разрывы». Работа в AR Door дала Астрову опыт ведения бизнеса и нескольких верных клиентов, благодаря которым проект AR Production продержался на плаву первый год. Гонорар за создание интерактивной игры на механике Fruit Ninja и сенсора Kinect для компании Oriflame полностью покрыл потраченные на запуск стартапа 500 000 руб. и,более того, моментально вывел его вплюс. В 2015 г. по заказу правительства Москвы компания за пять месяцев создала мобильное приложение «Узнай Москву Фото». С его помощью можно сделать селфи с виртуальными историческими личностями. «Скоро приложение будет работать, как вPokemon Go, по геолокации, и позволит фотографироваться с персонажами в разных местах, а не там, где установлены специальные таблички»,– добавляет Астров.

«До Pokemon Go на мировом уровне не было успешно монетизированных проектов с AR, поэтому клиенты настороженно относились кAR-технологиям», – поясняет Астров. Общество, по его мнению, привыкнет к новым технологиям, когда в каждом смартфоне будет не просто фотокамера, а AR-сканер. «Google и Apple уже работают в этом направлении: через 2–3 года дополненная реальность будет у каждого под рукой», – уверяет он. Втом же году агентством заинтересовался Дворец школьников в Астане. Разработка интерактивного детского музея «Моя будущая профессия», размещенного на 330 кв. м, заняла 64 дня. «В нем нет живых объектов – только стены с дополненной реальностью. Это удобно: можно менять экспозицию, нажав одну кнопку, сегодня запустить, кпримеру, музей железной дороги, апослезавтра– музей космонавтики», – рассуждает Астров.

За пять лет работы компания AR Production выполнила свыше 115 заказов. Стоимость ее услуг соответствует среднему ценовому сегменту. Самый простой проект стоит 200 000 руб., разработка мобильного приложения – от300000руб. Если требуется сложный вариант, например, как «Узнай Москву Фото», тогда цена может составить более 1 млн руб. В прошлом году оборот компании превысил 20млн руб. Теперь ей предстоит выход на зарубежный рынок. Для разгона в этом году AR Production сделала AR-путеводитель по Кипру, о выходе путеводителей по другим островам Средиземноморья Астров хранит молчание. «Наша цель– сделать максимально качественный проект. Иногда ради этого мы пренебрегаем рентабельностью – работаем либо в ноль, либо в минус», – неожиданно признается он. Просто должно пройти время, когда AR-технологии станут привычными.

Ожившие фантазии

Тульская компания «Лаборатория 24», использующая AR-технологии в книжном производстве, привыкла быть в центре внимания на любой выставке. Если впрошлом году персонажи ее раскрасок и сказок просто оживали на глазах, сегодня ими можно управлять с помощью голоса. «Нарисованная собачка по команде ребенка послушно дает лапу или садится», – говорит соосновательница проекта Анна Белова. Эта компания, начинавшая с создания сайтов за 500 руб., сделала для мирового книжного рынка, наверное, больше, чем кто бы то ни было со времен Гутенберга. «Лабораторию 24» можно назвать пионером AR-технологий в издательском бизнесе. Только за прошлый год она продала более 1 млн детских книг сAR-эффектом, а осенью собирается покорить рынок США и Китая.

Анна Белова выросла в Туле. Она не поехала, как многие, в Москву, а осталась учиться в родном городе и в 2010г. окончила Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого. Ее партнерами по бизнесу стали предприниматели Андрей Комиссаров и Виталий Аверьянов. До знакомства Андрей, тоже уроженец Тулы, владел строительным бизнесом. Виталий, математик по образованию, долгое время работал в IT-сфере наемным сотрудником, но после стажировки в компании Blizzard в Сеуле, открыл небольшую компанию по продвижению сайтов. В 2011 г. будущие партнеры пересеклись на одном из местных общественных мероприятий. Случайное знакомство переросло в желание открыть совместный бизнес по разработке сайтов за 500 руб. Первое время «Лаборатория 24» ютилась в небольшом офисе в центре Тулы. «Мы наняли одного программиста на зарплату в 8000 руб., а технику принесли из дома. Заработанные деньги реинвестировали в развитие бизнеса, поэтому стартовый капитал в нашем понимании выглядит неким архаизмом», – смеется Белова.

Чтобы офис не простаивал, партнеры организовали вечерние компьютерные курсы для взрослых. Первый год «Лаборатория 24» работала в ноль, пока в 2012 г. не получила имиджевый заказ – сделать сайт для Государственного Кремлевского дворца. После этого появились крупные клиенты. Эксперименты с ARначались на стыке 2013–2014 гг. Для одного из своих клиентов – участника международной выставки MIPIM в сфере недвижимости, проходившей в Каннах, – компания подготовила спецпроект. «Вместо привычного гипсового макета посетители выставки видели трехмерную модель, которая появлялась, если навести планшет наплан города»,– рассказывает Белова. Увидев, какой wow-эффект несут AR-технологии, «Лаборатория 24» продолжила разработки и предложила музею-усадьбе «Ясная Поляна» оцифровать рукопись «Войны и мира»– сейчас, если навести смартфон на лежащую под стеклом книгу, можно полистать ее в дополненной реальности. В качестве эксперимента на собственные средства дизайнеры визуализировали учебник по биологии и несколько географических атласов. «Но в российской образовательной системе сложно внедрить что-то новое, поэтому свои разработки мы решили использовать в детских книгах, издание которых меньше забюрократизировано», – рассказывает Белова. В 2015г. под брендом Devar Kids на рынок вышла первая раскраска тиражом 25000экземпляров. В течение года количество проданных раскрасок достигло 150 000.

Летом ассортимент «Лаборатории24» расширился линейкой русских народных сказок со звуковым сопровождением. В каждой книге разворот посвящен одному сюжету. На одной странице – готовая цветная иллюстрация, а на другой – только контур, который ребенку предлагается раскрасить. Чтобы раскраска ожила, нужно скачать мобильное приложение на смартфон или планшет и навести его на бумажную версию. «Сегодня любая наша книга позволяет ребенку воспринимать информацию сразу тремя способами – аудиально, визуально икинетически. Благодаря нашей азбуке дети уже в два года полностью знают алфавит», – уверяет Белова.

Выходить в массы предприниматели решили через развитие франчайзинговой и дилерской сетей в России иСНГ. «Если бы мы просто встали на полки в книжных магазинах, то пользователь не понял бы, в чем разница между книгой сAR-эффектом иобычной раскраской»,– добавляет Белова. Стоимость франшизы зависит от региона и населенности города– средняя цена по России составляет 350 000руб. В пакет входят разработка сайта представителя Devar Kids, методика продаж, маркетинговые инструменты– например, листовки ибуклеты. Благодаря успешной стратегии продвижения за прошлый год компании удалось продать свыше 1 млн книг в России и странах СНГ. В 2016-м, когда бренд стали узнавать, «Лаборатория 24» наладила сотрудничество с сетевыми ритейлерами – Metro, «Библио-Глобус», «Азбука вкуса», «Белый кролик» и др.– и договорилась с «Умной Машей» иHasbro о выпуске «Трансформеров» и«Смешариков» сAR-эффектом.

На международный рынок тульская компания вышла одновременно с развитием франчайзинговой сети – осенью прошлого года. Сначала бренд Devar Kids появился в Германии, Австрии, Швейцарии, затем – в странах Восточной Европы. В первый год существования проекта 65% продаж приходилось на Россию и СНГ и 35%– на весь остальной мир. Сейчас расклад сил меняется – 80 наименований продукции переведено на 15 языков ипредставлено в 28 странах. Лучше всего книги Devar Kids продаются вГермании, Индии и странах Восточной Европы. Этой осенью компания намерена выйти в США и Китай и до конца года продать 4 млн книг. «Лаборатория 24» ведет себя как монополист, но ей это позволительно: в Европе иСНГ рынок свободен, а в США предстоит конкурировать лишь с Disney. Попытки копировать Devar Kids, а этим пробовали заниматься в России, Китае и Южной Корее, по словам Беловой, тщетны: «Пока нас пытаются копировать, мы выпускаем совершенно новые продукты, которые технически и качественно превосходят то, что было создано ранее».

С 2014 г. в развитие Devar Kids «Лаборатория 24» вложила свыше $2 млн. В прошлом году она вышла на оборот в 130–150 млн руб. – средняя месячная выручка составила 15 млн руб. К концу 2016 г. владельцы проекта намерены увеличить ее до 40 млн руб. в месяц. Чтобы в условиях технологической гонки быть на шаг впереди, компании приходится реинвестировать прибыль в развитие новых продуктов и обновление старых версий. Массовое распространение AR-технологий в книжном сегменте, по ее мнению, – дело трех-четырех лет. «Сейчас наши книги можно оживить с помощью планшета или телефона,– поясняет Белова. – Но как только появятся «умные» очки, качественное использование AR перейдет на новый уровень. На данный момент рынок тормозит отсутствие удобного пользовательского интерфейса».

«Лаборатория 24» строит планы по завоеванию взрослой аудитории. В этом году она выпускает раскраску, основанную на легендах майя, – LostCivilization:Maya. Сначала книга выйдет на европейском рынке, позже– в России. «Книга без AR скоро будетнеполноценным продуктом, – уверена Белова. – Здесь нет пути назад».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *