Юрий Трутнев

Год рождения: 1956

Место рождения: Пермь

Образование: Пермский политехнический институт, горный инженер

Профессиональный опыт:

1978-1981 — «ПермНИПИнефть», инженер, младший научный сотрудник

1981-1988 — работа в Пермском городском областном комитете комсомола, областном спорткомитете

1988-1990 — глава физкультурно-оздоровительного объединения «Контакт»

1990-1996 — генеральный директор компании «ЭКС Лимитед»

1996-2000 — мэр Перми

2000-2004 — губернатор Пермской области

2004-2012 — министр природных ресурсов

С 2012 г. — помощник президента РФ

Семейное положение: женат, имеет пятерых детей

Хобби: карате, автогонки, охота

Роль этого министерства в разных правительствах менялась, но тем не менее Юрий Петрович мог позволить себе открыто критиковать «Роснефть» и «Газпром» — фактически личные проекты Путина и его ближайшего окружения. «Просто Трутнев — человек слова, мужик, на него можно положиться», — подчеркивает знакомый чиновника. Биография Трутнева опровергает мнение о том, что сделать карьеру в путинские годы могли только люди из его круга. Как и нынешний московский мэр Сергей Собянин, возглавлявший и администрацию президента, и аппарат правительства, никаких общих фактов биографии Трутнев с Путиным не имеют.

Господин Трутнев официально не бедный человек. В 2009 г. доход главы Минприроды стал рекордным в правительстве: больше 155 млн руб. в качестве прибыли от финансовых операций, заработанной одним из управляющих его средствами фондов.

По словам источников «Ко» в правительстве, еще в апреле президент России Дмитрий Медведев, который готовился стать в мае премьером, предложил Трутневу кресло губернатора Мурманской области. Собеседники «Ко» знают, что обсуждался и вариант с возвращением его в Пермский край. Но Юрий Петрович от всех предложений отказался. «Если ты поработал главным редактором, опять быть корреспондентом не захочешь», — объясняет хороший знакомый Трутнева. Впрочем, он не исключает, что тот может остаться в команде Путина, например, на посту заместителя руководителя его администрации, обещающем достаточный объем полномочий и не слишком большую занятость. «Государственный талант и умение Юрия Трутнева не пропадут, — уверен экс-подчиненный Трутнева Олег Митволь. — Что же касается нового министра природных ресурсов Донского, то он является учеником Юрия Петровича, который способствовал его карьерному росту».

Комсомолец и спортсмен Юрий Трутнев родился в 1956 г. в Перми в семье нефтяников. Даже перебравшись на постоянную работу в Москву, он регулярно приезжает в родной город, иногда чуть ли не каждые выходные, рассказывают его знакомые. В одном интервью Трутнев говорил, что с детства привык к образу жизни нефтяников. «Это сейчас они работают аккуратно и чисто, любо-дорого смотреть. А тогда все было совсем по-другому: постоянно где-то что-то падало, рвалось. Помню, как у нас дома звонил телефон, и мой отец вскакивал и уезжал куда-то в ночь», — вспоминает Трутнев.

После учебы в школе молодой человек поступил на горный факультет Пермского политехнического института, который и закончил. После этого по распределению он попал в Пермский научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промышленности, но научную карьеру решил не делать и пошел работать инструктором местного горкома ВЛКСМ. Это работу Трутнев называл очень важной. «У нас были студенческие стройотряды, молодежные слеты. Там люди встречались, пели песни, костры жгли, просто по-доброму общались. Жаль, что сейчас это все развалено», — сетует Юрий Петрович. Еще в студенческие годы будущий министр увлекался спортом, занимался спортивным туризмом, вольной борьбой, самбо, карате, и во второй половине 1980-х его пригласили на работу в областной спорткомитет. Через некоторое время Трутнев его возглавил, став довольно высокопоставленным, по местным меркам, чиновником. Но оставался им недолго: как только в СССР разрешили создавать кооперативы и в здании того же спорткомитета заработало новое предприятие — «Контакт». «Мне было просто интересно понять, как предприятие может зарабатывать и самостоятельно распоряжаться своей прибылью. Зато моя мама тогда жутко переживала, говорила, что я с ума сошел: как это, мол, так — уволиться с уважаемой должности, чтобы с голоду умереть», — рассказывал Трутнев.

Начинался бизнес довольно оригинально, и казалось, что особых успехов он не принесет — знакомые спортсмены устраивали показательные выступления. Вскоре, впрочем, им это надоело, и будущий министр вместе со своими партнерами решили проинвестировать заработанные средства в разработку тренажеров, закупавшихся в основном государственными учебными заведениями. Тут явно не обошлось без старых связей. А в начале 1990-х бизнес расширился: созданная на основе «Контакта» фирма «ЭКС Лимитед» начала заниматься поставкой в Пермь товаров из-за рубежа. «Возили самое разное — медикаменты, тренажеры те же, американские машины», — рассказывает знакомый Трутнева. Что позволяло ему заниматься таким бизнесом в 1990-е, до сих пор загадка. Знакомые Трутнева уверяют, что никаких связей в криминальном мире у него не было и сам он имел к нему лишь отдаленное отношение. «Да, у него был и свой спортзал, и автосалон… Но это другой случай, никаких проблем с законом не было, все было честно и легально», — говорит «Ко» один из них. Впрочем, в середине 1990-х ходили слухи, что у Трутнева даже слишком хорошие отношения с законом: якобы он дружил с Петром Латышевым, который тогда был одним из высокопоставленных сотрудников местного УВД, а впоследствии и вовсе занял пост полпреда президента в Уральском федеральном округе.

В 1994 г. Трутнев решил заняться политикой, что на тот момент только входило в моду среди крупных региональных бизнесменов. Он был избран депутатом Законодательного собрания Пермской области, где возглавил комитет по экономической политике и налогам. Сам он это объясняет тем, что, помимо бизнеса, нужно интересоваться и другим: «Возникло вдруг такое ощущение, что хотя заниматься бизнесом интересно и доходно, но, если при этом ты будешь ходить по развалинам улиц города и спотыкаться о чиновников, то нормально жить никогда не сможешь». Через два года Юрий Петрович решил бороться с плохими дорогами не только в составе законодательной власти, но и исполнительной. В 1996 г. его избрали мэром Перми. «На посту мэра Перми Трутнев запомнился горожанам очисткой уличных столбов от объявлений сутенеров — благодаря его административному ресурсу они перекочевали на страницы ряда местных газет, а также ремонтом фасадов домов в центре города, — вспоминает шеф-редактор пермского издательского дома «Компаньон» Игорь Лобанов. — Впервые тогда городская власть вполне убедительно сделала вид, что ее волнует внешний облик Перми».

Следующим этапом карьеры стал губернаторский пост. «Трутнев, в общем, амбициозный человек, мэром быть ему понравилось, поэтому он решил пойти в губернаторы. Разрешения тогда спрашивать особо не надо было, а в крае его уважали», — говорит его знакомый. Впрочем, отмечает он, кандидатура все-таки была согласована Кремлем, а на местном уровне поддержана бизнесом: основными спонсорами его избирательной кампании считают владевшего на тот момент «Уралкалием» Дмитрия Рыболовлева и гендиректора «ЛУКОЙЛ-Пермь» Андрея Кузяева, у которого в регионе имелось множество собственных проектов. Один из бывших сотрудников ЛУКОЙЛа подчеркивает, что у Трутнева сложились «просто замечательные отношения с топ-менеджментом компании». «В это время в ней особенно укрепился Кузяев, который много лет был знаком с Трутневым, у них во многом схожие биографии, оба патриоты Перми», — говорит он. ЛУКОЙЛ является основным разработчиком месторождений нефти в Пермском крае, кроме того, компании принадлежит там крупный НПЗ. «Альянс ЛУКОЙЛа и Трутнева устраивал всех: у компании не было проблем в регионе, губернатор в свою очередь опирался на ее поддержку, федеральные власти в эти отношения особо не вмешивались», — поясняет бывший сотрудник нефтекомпании.

Губернатором Юрий Трутнев проработал полноценных четыре года. «О Трутневе в Перми все эти годы (с марта 2004 г.) вспоминали преимущественно с теплой ностальгией, — утверждает Игорь Лобанов. — Это притом что какие-то особые достижения на посту губернатора Пермской области отметить у него трудно: он вполне «ровно» управлял регионом, но при этом был понятен местным элитам и очень нравился избирательницам».

Самым масштабным проектом за это время, пожалуй, стало объединение Пермской области с Коми-Пермяцким автономном округом (КПАО), одобренное их жителями на референдуме. «Широко распространено мнение, что Трутнев получил пост федерального министра именно благодаря успешно проведенной операции по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, — рассказывает Андрей Прудников, главный редактор пермской деловой газеты Business class. — Референдум на сей счет проводился не без достаточно серьезного давления на избирателей как в Пермской области (весьма обширно были использованы административный ресурс и запугивание работников бюджетной сферы с целью побудить их массово голосовать за объединение), так и в КПАО. Метод кнута использовался одновременно с методом пряника: обещания со стороны руководства Пермской области и федерального центра за счет объединения существенно улучшить уровень жизни в КПАО и его инфраструктуру. Трутнев эти обещания давал, но де-факто не мог их исполнять, поскольку покинул пост губернатора, оставив его Чиркунову».

Четкий министр

В 2004 г. Трутнев пошел на повышение. В прессе разгорелся коррупционный скандал вокруг Виталия Артюхова, на тот момент уже три года занимавшего пост главы Минприроды.

«Трутнев понравился Путину во время одного из визитов в Пермь. Спортсмен, четкий, немногословный — все, как Путин любит», — вспоминает один из собеседников «Ко». На тот момент столь стремительное восхождение по карьерной лестнице многих удивило. Оно, говорят, было неожиданным и для самого Юрия Петровича, который собирался в отпуск, когда ему позвонили из Кремля и пригласили на встречу с Путиным. «Не то чтобы было очень много претендентов на Минприроды из близкого круга Путина, тогда еще не понимали, зачем может понадобиться это ведомство: казалось, нудная, неинтересная работа, — поясняет один из бывших чиновников правительства. — Нужен был хозяйственник, при этом обязанный, на решения которого всегда можно было повлиять».

Первым серьезным делом Трутнева стали проверки проекта «Сахалин-2», осуществлявшегося иностранным консорциумом в составе Shell, Mitsui и Mitsubishi. Тогда была поставлена задача — сделать «Газпром» его контролирующим акционером. И хотя лицом той кампании являлся замглавы Росприроднадзора Олег Митволь, под телекамеры инспектировавший место прокладки трубопровода, экологическая безопасность которого вызвала подозрения Минприроды, все проходило под личным контролем министра. Трутневу даже пришлось отменить приказ от 2003 г. об утверждении экологической экспертизы проекта. В итоге «Газпром» не совсем по рыночной стоимости получил 51% в проекте «Сахалин-2», и экологические претензии к нему были благополучно забыты.

Непростым моментом для Юрия Петровича стал провал на калийной шахте в Березниках, разрабатываемой «Уралкалием» Дмитрия Рыболовлева. У Трутнева были хорошие отношения с Рыболовлевым, и после этого момента начали муссироваться слухи о том, что руководитель Минприроды является одним из бенефициаров компании. Но и знакомые Трутнева, и источники «Ко» в «Уралкалии» всегда этот факт отрицали. Трутневу пришлось тогда реагировать жестко: всевозможные ведомства зачастили в «Уралкалий» с проверками. За ними стоял замглавы администрации Игорь Сечин, у которого отношения с Трутневым сложились далеко не идеальные, даже несмотря на то, что министерство всячески поддерживало переход активов ЮКОСа к «Роснефти».

В 2008 г., когда премьер-министром стал Владимир Путин, было создано отдельное Министерство энергетики. Его возглавил президент «Атомстройэкспорта» Сергей Шматко, назначенный по предложению Игоря Сечина, севшего в кресло вице-премьера. Фактически Минэнерго должно было стать главным регулятором нефтегазовой отрасли. Еще до этого, в 2006 г., по инициативе Сечина в законодательство были внесены поправки, официально закрепившие весь российский шельф фактически за двумя компаниями — «Роснефтью» и «Газпромом». «Трутнев был против, все Минприроды было против. Никого не спросили, пришлось одобрить», — вспоминает бывший высокопоставленный сотрудник Минприроды. Трутнев не раз высказывался впоследствии против этих поправок, называл «Роснефть», курируемую Сечиным, «министерством нефти». О необходимости либерализации лицензионного законодательства постоянно говорил и президент, и основной владелец ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. «А его взгляды тоже во многом не совпадают с тем, что делает и предлагает Сечин», — говорит источник «Ко» в правительстве. Минэнерго сразу начало активную работу: был разработан закон «О нефти», по которому министерство получало часть функций Минприроды, оно переключило на себя фактически всю законодательную работу, касающуюся нефтегазовой отрасли. Да и внутри самого Минприроды с приходом в правительство Сечина не все было гладко. Уже бывший глава Роснедр Анатолий Ледовских, ушедший на пенсию в начале мая, открыто лоббировал интересы «Роснефти». «Роснедра у нас фактически сами по себе, повлиять на них практически невозможно», — констатирует сотрудник Минприроды. Его не удивляет, что место Ледовских занял экс-помощник Сечина Александр Попов. Показательной стала и история конца 2010 г., когда проводился конкурс по месторождениям имени Требса и Титова (крупнейшие в фонде нераспределенных недр). Хотя его проводила межведомственная комиссия, куда входили представители всех профильных ведомств, решающую роль в нем играло Минприроды. К конкурсу по формальным причинам не было допущено большинство крупных российских нефтекомпаний, лицензию получила «Башнефть», впоследствии привлекшая в проект ЛУКОЙЛ. Но Игорь Сечин конкурс отменил, и лицензию у «Башнефти» с ЛУКОЙЛом отобрали. «Трутнев был против, но Сечину, как обычно, удалось продавить такое решение», — говорит источник «Ко» в Минприроды. Несложно предположить, что после назначения Игоря Сечина председателем правления «Роснефти» месторождение, скорее всего, достанется госкомпании.

На данный момент у Минприроды совсем особенное положение, отмечают собеседники «Ко» в правительстве. В последние пару лет министерство функционировало в спокойном режиме, но за считанные дни до отставки кабинета оно приняло активное участие сразу в нескольких историях. Например, Юрий Трутнев самолично решил проинспектировать Самотлорское месторождение ТНК-BP. Оно разрабатывается еще с 1960-х, и там постоянно случаются разливы нефти. Трутнев приехал туда и убедился в этом, а потом через СМИ устроил публичную порку менеджменту компании. На заседании правительства он даже доложил о ситуации Путину. Также Минприроды пошло навстречу «Норильскому никелю», изменив условия распределения лицензий на крупнейшие никелевые месторождения с конкурса на аукцион. Сделало оно это сразу после встречи гендиректора компании Владимира Стржалковского с Путиным. Активность министра собеседник «Ко» в отрасли объясняет по-разному. Например тем, что Трутнев продолжает доказывать личную верность Путину. «А это залог успеха и спокойствия, если даже ты больше не собираешься быть чиновником или иметь крупный бизнес», — вздыхает знакомый Трутнева. Правда, есть версия, что именно тесная «связь» с нынешним президентом предопределила тот факт, что Трутнев не попал в новый состав правительства. «Трутнев — это креатура Владимира Путина, должность министра природных ресурсов — одна из ключевых, и на ней Медведеву хотелось иметь человека более независимого», — рассуждает шеф-редактор сайта «Кремль.орг» Павел Данилин. Однако многие эксперты уверены, что Путину и так удастся сохранить контроль за ресурсным ведомством. «Трутнев никуда не ушел, он помощник президента, курирующий это направление, — подчеркивает глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. — В министерство пришел его зам. И я думаю, что на деятельность Минприроды по-прежнему очень серьезное влияние будет оказывать «Газпром».

Еще одна любопытная тема — попытки Юрия Петровича сохранить свое влияние в Пермском крае. «На сегодня очевидно, что Трутнев не собирается отказываться от продвижения своих интересов и интересов собственной команды в Пермском крае, — комментирует Андрей Прудников. — Это Юрий Трутнев продемонстрировал, встретившись с новым губернатором края Виктором Басаргиным и дав ему рекомендации по назначениям ключевых фигур в губернаторской команде». Однако в действенность этого влияния, уже ослабленного конфликтами с предыдущим пермским губернатором Олегом Чиркуновым, верят не все. «Очевидно, что Трутнев будет пытаться сохранить свое влияние в Пермском крае, но оно неизбежно продолжит слабеть и дальше, — считает Игорь Лобанов. — В Перми уже выросло целое поколение, которое про Трутнева мало что знает, он для них человек из 1990-х».

«Кадровая политика президента такова, что ключевые должности занимают люди, не обладающие яркими качествами, люди не на слуху, — резюмирует пермский политолог Олег Подвинцев. — Кроме двух-трех известных фигур, остальную безликую и серую команду постоянно перетасовывают. Для ярких политиков, таких, как Трутнев, возможностей в Москве остается все меньше».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *