Скандальная публикация «панамских документов» затронула не только Россиию, обретшую нового миллиардера Сергея Ролдугина, но и всю мировую финансовую систему.

Первый шок от вброса прошел, и пришла пора задуматься, об отдаленных последствиях. Начало «обнадеживает». Премьер-министр Исландии подал в отставку. В Панаме правительство сформирует специальную комиссию для изучения финансовых механизмов, действующих в стране. Вштаб-квартире УЕФА прошли обыски. Фракция Радикальной партии Украины в Раде предложила начать процедуру импичмента президента. Министерство юстиции США начало изучать «панамские досье» на предмет попыток обойти антироссийские санкции через офшоры.

Российские компании и должностные лица вполне могут оказаться объектами зарубежных расследований. «Разумно предположить, что риски и издержки при ведении бизнеса с российскими партнерами будут расти», – считает профессор City University London Анастасия Несветайлова. «Что касается международных рынков и отношений, то здесь последствия вброса непредсказуемы, поскольку расследование в отношении российских граждан и организаций могут инициировать, по крайней мере, Панама и Виргинские острова, а также США, по причине совершения операций в банкнотах ФРС», – отмечает адвокат, управляющий ГК «Гордейчик ипартнеры» Алексей Гордейчик.

Внутри России на «панамский вброс» стараются не обращать внимания, но это не значит, что его данные не будут фигурировать в уголовных делах и служебных расследованиях в будущем. «Что касается госслужащих и лиц, замещающих госдолжности, которым запрещено использовать зарубежные финансовые инструменты и структуры, если таковое использование подтвердится, это основание для освобождения от должности,– считает партнер коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и партнеры» Анастасия Расторгуева. – Для бизнеса факты, опубликованные в расследовании, могут быть поводом для налоговой проверки».

Объем обнародованной информации (свыше 11 млн документов) столь огромен, что быстрое ее осмысление невозможно, и эти факты будут еще долгое время фигурировать в самых разных сюжетах. Именно поэтому последствия «слива» могут быть медленными, но фундаментальными. По мнению руководителя управления торговых стратегий Dukascopy Bank SA Даниила Егорова, мы имеем дело с исчезновением главного преимущества офшоров – нераскрытия информации о природе средств на банковских счетах и их конечных бенефициарах. «Учитывая, что Россия с 2018 г. присоединяется к международному налоговому обмену, наращивать офшорные активы российским бизнесменам невыгодно», – уверен эксперт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *