Интеграция – отличительная черта современной экономики. А традиции объединения пивоваров и торговцев пивом в России ведут свое начало еще с дореволюционных времен.
В 1888 году в жизни российского пивоварения произошло знаменательное событие: было основано Московское общество взаимного вспомоществования служащих на пивоваренных заводах. Общество представляло собой своего рода частный пенсионный фонд (государственных пенсий в царской России в целом не существовало), помогая работникам отрасли скопить определенную сумму денег, дабы обеспечить свою старость.
Выдавались пенсии, пособия, а также ссуды под процент или под залог облигаций. За каждого мастера заводы платили по 1 рублю 50 копеек в месяц или по 18 рублей в год. Если мастер уходил с предприятия, то он мог продолжать вносить страховую сумму сам или эти взносы выплачивал его новый работодатель.
Бюджет общества пополнялся также и добровольными частными пожертвованиями. Более или менее крупные суммы жертвовали обычно хозяева или директора пивоваренных заводов. Так, в 1911 году от директора Трехгорного пивоваренного завода А.А.Кемпе поступило 100 рублей, от его сына Бориса – 250 рублей, от правления завода – 300 рублей, от “Вакано и К°” из Самары и г-на Фрица из Казани – по 250 рублей.
Согласно уставу, обществом руководило правление во главе с председателем. Члены правления ежемесячно собирались на собрания, которые проводились по вечерам на квартире кого-либо из “правленцев” и длились обычно 2-3 часа.
В конце ХIХ века правительство пришло к выводу о необходимости упорядочения торговли спиртным. Была введена система государственного регулирования торговли алкогольными напитками, что, по мнению властей, должно было пополнить бюджет и позволить лимитировать продажу спиртного с целью оздоровления населения.
У пивопроизводителей тут же возникли многочисленные трудности в связи с лицензированием деятельности уже существовавших и открытием новых пивных. От этого страдали в первую очередь интересы небольших заводов. Сложившаяся ситуация угрожала интересам отрасли в целом. Владельцы заводов были вынуждены объединиться для противодействия государству.
Так, в тяжелые для российского пивоварения времена, в Петербурге был создан Союз пивоваренных заводчиков России. Устав союза был утвержден 31 декабря 1896 года. 16 марта 1897 года состоялось первое общее собрание союза. На нем был решен вопрос о создании и регистрации еженедельного журнала “Вестник русского пивоварения”, а также принято решение о создании Санкт-петербургской школы пивоварения им. С.Ю.Витте. Для создания этого учебного заведения, а также специализированной лаборатории при нем было решено приобрести помещение.
Уже в начале 1897 года в союзе состояло около сотни членов. Союз вел активную деятельность в регионах, например, особой активностью отличались отделения союза в Смоленске и в Самаре. Председателем последнего был знаменитый создатель Жигулевского пивзавода А. фон Вакано.
Пивозаводчики совместно разрабатывали проекты ходатайств, обращений к местным властям. Распорядительный комитет, который управлял союзом, обращался с запросами и ходатайствами непосредственно в министерство финансов. Он поддерживал интересы мелких производителей, боролся с бюрократической волокитой и пытался изменить законодательную базу в пользу пивоваренной промышленности. Так уж получилось, что деятельность союза в целом не принесла ощутимых плодов. Хозяева заводов постепенно утрачивали интерес к нему, и к 1909 году организация фактически перестала существовать.
Объединить усилия в борьбе за развитие пивного дела пытались и в местных масштабах. В 1906 году возникло Рижское общество пивоваренных заводчиков, устроенное по образцу подобной организации, существовавшей в Копенгагене. В обществе состояло 20 членов из Риги и соседних с ней городов. Объединение стремилось к установлению минимальных цен на пиво, созданию равных условий на рынке для всех производителей, а также фиксировало объемы производства для заводов Риги и окрестностей. Нарушители соглашения подвергались штрафам, которые шли в пользу заводов, понесших убытки. Кроме того, общество принимало действенные меры по борьбе с конкурентами.
В 1907 году свыше 200 торговцев пивом и владельцев пивоваренных предприятий северной столицы объединились в Союз пивоторговцев Санкт-Петербурга. Организация ставила своей целью совершенствование торговли пивом в Санкт-Петербурге и окрестностях и совместное решение назревших проблем. Например, его членами был выработан “нормальный” (то есть стандартный) договор между хозяевами пивных и их служащими. В 1909 году по предложению председателя союза М.И.Грибкова общество направило в санкт-петербургскую городскую управу заявление о необходимости понижения городского сбора с пивных лавок со 100 до 85 рублей. Пивоторговцам удалось добиться этого понижения.
В этом же году также по инициативе председателя перед Казенной палатой был поставлен вопрос о необходимости понижения процентной ставки налога на торговлю пивом. В результате налог был снижен с 15 до 12%.
Союз организовывал заседания для обсуждения текущих вопросов и профессиональных проблем в кругу коллег, где читались доклады о положении дел в пивоваренной промышленности, проводились дискуссии.
У союза были свои средства, которые составлялись из членских взносов (ежегодный взнос составлял 5 рублей с каждой распивочной и 2 рубля 50 копеек с каждой выносной лавки) и добровольных пожертвований.
Общество в заботе о своих членах устраивало семейные вечера, любительские спектакли, литературные чтения. Была учреждена также своя похоронная касса. В 1909 году и московские пивоторговцы по примеру петербургских создали собственное профессиональное общество.
В начале ХХ века в России развернулась антиалкогольная кампания. У ее истоков стояли различные политические партии, депутаты Государственной думы, многочисленные просветительские, женские, религиозные организации, а также пресса. Повсеместно при церквах, университетах, рабочих школах устраивались антиалкогольные чтения, проводились выставки, съезды, организовывались кружки.
Подобные кампании были популярны в эти годы во многих европейских странах. Однако в Европе пиво традиционно не считалось алкогольным напитком. Наши же доморощенные борцы с “зеленым змием” гребли под одну гребенку все: и водку, и вина, и пиво. Государство пошло на поводу у агитаторов и в числе прочих мер ограничило продажу пива, хотя многие специалисты указывали на важную роль культуры потребления пива в борьбе с всенародным “водочным” пьянством. Государственная дума рассматривала даже совершенно абсурдный законопроект, который вводил запрет на продажу спиртных напитков и пива в праздничные и предпраздничные дни. Таких дней в те времена ежегодно насчитывалось до двухсот.
В 1913 году директор Российско-баварского пивоваренного общества “Бавария” Роман Романович фон Антропов предпринял попытку восстановить Союз пивозаводчиков как орган борьбы с правительством за отмену ограничений развития пивоварения, чтобы добиться от государства исключения (в законодательном порядке) пива из списка спиртных напитков. Однако поданное ходатайство действия не возымело.
В начале 1914 года Государственным Советом был утвержден нелепый ограничительный закон, а с началом первой мировой войны производство и продажа алкогольных напитков, в том числе пива, были вообще запрещены. Это было концом пивоваренной промышленности Российской империи.
В дореволюционной России борьба здравого смысла с бюрократически-волюнтаристским подходом государства не увенчалась успехом. Русское пивоварение пало жертвой режима, не желавшего считаться ни с интересами отечественного производителя, ни с интересами потребителя. Возможно, у капитанов пивоиндустрии начала ХХ столетия не хватило выдержки и стойкости для того, чтобы доказать властям, что производство пива – это не спаивание народа. Но жизнь преподнесла пивоварам урок: необходимо совместно отстаивать свои интересы. Сегодня появившиеся в нашей стране объединения производителей пива призваны помочь отрасли не только оставаться на плаву, но и развиваться в непростой экономической ситуации, и хочется надеяться, что у руководителей обновленной России хватит трезвости для того, чтобы не ущемлять права замечательного ячменного напитка – пива.