пиво

В старой России пивные выставки были редки. Для получения награды надо было немало потрудиться. Но такая медаль дорогого стоила.

Сегодня пивовары и любители пива просто не могут представить себе свою жизнь без пивных смотров в Петербурге и Сочи, без московской “Пивоиндустрии”.
Каждая уважающая себя российская пивоваренная компания считает своим долгом принять участие в ежегодных выставках общероссийского масштаба. Ведь это знакомство с конкурентами, представление посетителям своих пивных новинок, контакты с оптовиками, ознакомление с сегодняшней ситуацией в пивном деле и непосредственное общение с потребителями пива. Не последний, казалось бы, стимул – получение по результатам дегустаций наград за пивную продукцию.
Но воспринимаем ли мы, современники, такие награды как гарантию того, что украшенное медалями пиво исключительно качественно и выгодно отличается от аналогичных сортов других пивоварен? Нет. И даже подчас закрадывается подозрение, что экспертная комиссия на выставке дегустировала один продукт, а потребитель получает под этой маркой нечто совсем иное. Не так было в дореволюционной России.
В начале века наше пиво не уступало зарубежным аналогам, а по ряду показателей даже превосходило их. Высокое качество пенного напитка достигалось благодаря использованию самых современных на тот период техники и технологий, а также жесткому контролю со стороны оптовиков и пивоторговцев.
Действенным средством контроля за качеством пива стали и организуемые государственными структурами промышленные выставки. Особенно престижны были всероссийские смотры, которые проводились примерно раз в 10 лет. На них присуждались награды, которые разрешалось затем использовать в рекламных целях. Такая награда очень ценилась владельцами заводов, ведь она практически была официальным “знаком качества” и означала, что такому товару покупатель может безоговорочно доверять.
Первая такая выставка общегосударственного масштаба прошла в 1829 году, а наиболее крупными и авторитетными стали Всероссийская выставка 1882 года, состоявшаяся в Москве, и выставка, устроенная в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Эти мероприятия организовывались правительством, финансировались из бюджета и стоили немалых денег. К примеру, московская выставка 1882 года обошлась государству в 2 миллиона рублей серебром, а устройство выставки в Нижнем Новгороде – в 2,5 миллиона рублей. Чтобы как-то окупить расходы, вход делали платным. На московской выставке плата за вход была 20 и 15 копеек, а в последние дни перед закрытием – 10 копеек. Всего за время работы выставку посетило около миллиона человек. В отдельные дни число посетителей достигало 50.000.
Кстати, открытие выставок начала века проходило почти по одному и тому же сценарию. Например, первая международная выставка пивоварения, хмелеводства, прочих соответствующих культур и машиностроения открылась 11 июля 1909 года в два часа дня в Конногвардейском манеже в Петербурге. Началась она с благодарственного молебна, затем почетный председатель выставки, член Государственного совета А.С.Ермолов произнес речь, в которой охарактеризовал значение проводимого мероприятия. По окончании церемонии открытия почетные гости подробнейшим образом осмотрели экспонаты. Затем им был предложен завтрак, затянувшийся почти до ужина. Для посетителей выставка открылась в 15 часов.
Выставок в те времена было немного, и пивзаводы очень серьезно готовились к демонстрации своих достижений, тем более что оценивалась их деятельность строго и всесторонне. Лучших определял распорядительный комитет выставки, который составлял комиссии экспертов и распределял награды по выводам комиссий. В качестве экспертов приглашались признанные специалисты: профессора-технологи, пивозаводчики, пивовары и т.д. Члены экспертной комиссии избирали из своей среды председателя, заместителя председателя и одного-двух докладчиков.
Так, на пивоваренной выставке 1909 года в Петербурге председателем экспертной комиссии был назначен авторитетнейший в среде пивоваров профессор Н.И.Тавилдаров. В состав комиссии входили также вице-председатель, секретарь и 17 членов экспертной комиссии, включая председателя Союза пивоторговцев Санкт-Петербурга М.И.Грибкова.
Эксперты при присуждении наград руководствовались четко разработанными инструкциями, которые предписывали при экспертизе учитывать качество выставленного пива, соответствие стоимости производства и продажной цены пива “добротности выставленной пивной продукции”, отечественное “происхождение” сырья, которому отдавалось предпочтение перед импортным (дело не в том, что зарубежных партнеров “зажимали”, просто главной задачей выставок являлось поощрение российского производства).
Принимались во внимание также масштабы производства (только крупные заводы могли рассчитывать на государственный герб – высшую награду всероссийских выставок), приветствовалась передовая техническая оснащенность завода, привлечение к производству отечественной рабочей силы, направленные на улучшение положения рабочих социальные мероприятия и т.п.
Существовал и определенный “свод правил поведения экспонентов”. Для получения награды необходимо было выставлять товары только высшего качества, красиво и со вкусом расставлять пивные бутылки в изящных витринах, по возможности под стеклом, с хорошо украшенной вывеской, а также своевременно предоставить организаторам выставки документы с полным описанием экспонируемого продукта.
Для экспертов и публики следовало отпечатать проспекты, буклеты, где рассказывалась история завода, давалось описание предприятия и его оборудования с рисунками, фотографиями и проч. Экспоненты обязаны были присутствовать при экспертизе выставленных образцов, чтобы незамедлительно отвечать по ходу процедуры на вопросы господ экспертов.
Оценка сортов пива комиссиями осуществлялась по критериям, утвержденным в Министерстве финансов. В распоряжении комиссий была специально устроенная при выставке лаборатория.
Экспертные комиссии могли присуждать награжденным золотые, бронзовые и серебряные медали, денежные премии, могли вручать похвальные отзывы с соответствующими дипломами от департамента торговли и мануфактур.
Сотрудники фирм-экспонентов (техники, мастера, рабочие и даже художники-дизайнеры этикеток), внесшие особый вклад в производство награжденного пива, могли быть представлены к почетным наградам, а также к поощрению денежными премиями. При этом учитывался стаж их службы на данном предприятии.
Высшей наградой на всероссийских выставках считался государственный герб – двуглавый орел (на региональных выставках эту награду не присуждали).
Число наград на всероссийских промышленных выставках определялось организаторами заранее. Число похвальных отзывов не регулировалось. Размер суммы денежных премий определялся министерством финансов. Так, например, в распоряжение экспертной комиссии на выставке 1909 года министерством торговли и промышленности было выделено пять золотых (больших и малых) медалей, а также бронзовые медали и похвальные листы, а от министерства земледелия – серебряные и бронзовые медали и похвальные отзывы.
Решения в экспертных комиссиях принимались простым большинством голосов присутствующих членов, а в случае равенства голос председателя давал перевес.
На каждой всероссийской выставке устанавливался свой образец медали. Например, на Московской выставке 1882 года медаль имела на лицевой стороне портрет императора Александра III, а на оборотной – аллегорическую композицию “Слава России”.
Некоторые министерства, ученые общества, земства присуждали свои медали. Но чеканиться такие награды могли только государственным учреждением – монетным двором по им самим изготовленной форме. Стоило это удовольствие дорого: до нескольких сотен рублей. Поэтому на небольших, местного масштаба выставках практиковали выдачу экспоненту не медали, а лишь права на нее. Экспоненты вынуждены были сами, за свой счет, заказывать такую награду на монетном дворе при посредничестве комитета выставки.
Некоторые зарубежные научные и ремесленные общества того времени имели обыкновение раздавать свои, подчас очень красивые, в виде звезды, креста, лаврового венка или чего-либо подобного, медали за небольшие членские взносы. Естественно, “выставочного” веса такие награды не имели, но недобросовестные пивозаводчики частенько украшали ими свои этикетки, вводя в заблуждение доверчивого потребителя. Государственные органы обратили внимание на подобные махинации и пресекли их.
Таков был механизм получения наград за успехи в пивном деле в дореволюционной России. Достаточно объективная оценка пивоваренной продукции, высокий уровень требований к претендентам на медали, стремление не допустить обесценивания наград – все это помогало формировать в обществе уважение к выставочным медалям, подтверждавшим высокое качество российского пива.
Промышленные и сельскохозяйственные выставки проходили в нашей стране и после октябрьского переворота, но продукция пивоваров не занимала на них достойного места. И только сравнительно недавно в России началось возрождение пивоваренных выставок. Только медалей там раздается многовато.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *