Невписавшийся

реклама

Сергей Лисовский, рекламный делец, медиа-магнат, спортсмен и просто красавец, не в первый раз привлекает внимание общественности. Два года назад Лисовского прокатили на выборах в Думу, теперь его рекламную фирму признали банкротом, а совет директоров телеканала “ТВ-Центр” снял его с должности зампреда.

“Работал и пришел домой – уже с долгами за спиной…”

Скандальный разрыв агентства “Премьер СВ” с телеканалом ОРТ произошел больше года назад, однако его продолжение последовало буквально на днях: неделю назад агентство “Премьер-Медиа”, более трех лет торговавшее рекламным временем телеканала, было официально признано банкротом. К этому событию в околотелевизионных кругах отнеслись неоднозначно. Кто-то в очередной раз вздохнул о “нелегкой судьбине” Сергея Лисовского и его “Премьера”, кто-то заметил: “Ну, значит, “премьеровских” долгов на ОРТ теперь не дождутся никогда”. В кругу Сергея Лисовского, впрочем, так не считают, отмечая, что на определенном уровне отношений долги выплачивать приходится в любом случае. Размер суммы долга “Премьера СВ” телеканалу оценивается по-разному – от $40 до $200 млн.

Примечательно, что и на “ТВ-Центре”, где Лисовский последние полгода занимал должность заместителя председателя совета директоров, ему первым делом пришлось разбираться с долгами, оставшимися в наследство от предыдущего руководства. По словам Лисовского, из $25 млн долга за время своей работы на “ТВ-Центре” ему удалось компенсировать около $14 млн, что можно считать весьма удачным. Параллельно он занимался обновлением сетки вещания телеканала и участвовал в обновлении его кадровой структуры. Однако карьера Лисовского на третьем канале оказалась весьма непродолжительной – неделю назад на “ТВ-Центре” в который раз произошли кадровые перестановки, и команда Лисовского фактически оказалась не у дел.

Случившееся мало кого удивило: с самого начала технологичный и современный стиль руководства Сергея Лисовского “не вписывался” в стандарты “ТВ-Центра”, где, как во времена застоя, царила власть пожилых чиновников, лишь понаслышке представляющих, что такое “рекламные бюджеты”.

Сегодня Лисовский отказывается комментировать свою отставку, что вполне понятно: изменения на телеканалах, как правило, связаны с большой политикой. Похоже, что после ухода Сергея Ястржембского – патрона Лисовского – в “штаб Путина” хозяева “ТВ-Центра” вписали Лисовского в списки политических оппонентов. В неофициальных беседах сотрудники “ТВ-Центра” теперь называют его “засланным казачком”.

Появление на “лужковском” телеканале – действительно крутой зигзаг в карьере 39-летнего Лисовского. Предыдущие 15 лет он провел в кругу совсем других партнеров.

“Я вышел ростом и лицом, спасибо матери с отцом”

Как и многие другие политики и бизнесмены, которые сейчас находятся у власти в стране, Сергей Лисовский вышел из комсомольской кузницы кадров. Первый опыт предпринимательства он приобрел еще в Бауманском райкоме комсомола, где трудился инструктором с 1984 по 1987 год. В те годы Лисовский познакомился с ретивым первым секретарем Московского горкома партии Борисом Ельциным. Как вспоминает Лисовский, впечатления у комсомольских работников от ельцинских демократических изысков были тогда крайне сильными: визиты первого секретаря в райкомы ВЛКСМ дважды закончились суицидом не справившихся с заданиями ответработников. Главным пунктиком Бориса Николаевича считалась обязательная организация в каждом районе овощных ярмарок и освещенной лыжни для здорового досуга граждан. Если с ярмарками в Бауманском районе дела обстояли совсем неплохо, то найти территорию для лыжни было гораздо сложнее. В итоге в Саду им. Баумана выкроили полтора километра под необходимый жителям района “здоровый образ жизни” – вот на этой-то лыжне Лисовский и познакомился с грозным демократом. Что, заметим, впоследствии сыграло немалую роль в карьере предпринимателя.

На излете своей комсомольской карьеры – в 1987 году – Лисовский организовал “хитрую”, по его же собственному определению, структуру под названием “Центр досуга молодежи “Рекорд” (второй подобный центр досуга – “Союз” со временем переродился в широко известную в стране студию аудио- и видеозаписи). Именно момент создания “Рекорда” Лисовский считает началом своей деятельности в бизнесе: “Я самый старый капиталист в этой стране”, – утверждает он.

Опыт работы диск-жокеем, который Лисовский, как и некоторые другие выходцы из Московского энергетического института, приобретал в студенческих лагерях в Алуште, пригодился ему при организации масштабных постановочных мероприятий вроде празднования 25-летия радиостанции “Юность” и 70-летия газеты “Московский комсомолец” в Лужниках.

Следующим этапом предпринимательской карьеры Сергея Лисовского стало создание в 1989 году компании “ЛИС’С” (теперь “Райс ЛИС’С”), занимающейся организацией и проведением концертов эстрадных артистов. Тогда же завязались первые контакты Лисовского с “воротилами телебизнеса”: “ЛИС’С” активно участвовала в создании таких телепрограмм, как “Хит-парад “Останкино”, “Любовь с первого взгляда”, “Проще простого”, “Афиша”, “Утренняя почта”, “Брейн-ринг” и другие.

В какой-то момент Лисовский понял, что в организации гастрольной и концертной деятельности все больше внимания приходится уделять рекламе: времена, когда для сбора многотысячной аудитории было достаточно пары объявлений в “МК”, закончились довольно быстро. Так появилось агентство “Премьер СВ”, запомнившееся широкой публике эпатажной рекламой со смешным дядькой Премьером СВ в главной роли (помните: “кто-кто – Премьер СВ!”?). Дядька-Премьер скакал по национальному телеэфиру, а С+В – Сергей плюс Владимир (последнее имя принадлежит старому партнеру Лисовского – Жечкову) – налаживали деловые контакты в коридорах “Останкино”.

Затем была битва за ОРТ, а точнее, за размещение рекламы на первом телеканале. Все газеты упражнялись тогда в различных версиях приобщения Лисовского к главному эфиру страны: наиболее часто встречались вариации на тему “Лисовский и Березовский взяли ОРТ в свои руки” и “Лисовский отвалил за рекламу ОРТ энное число миллионов”. Обыгрывался также каламбур “Премьер на Первом”. Ситуацию обострила трагическая гибель продюсера Влада Листьева; ряд отечественных детективщиков тут же отписался на тему криминализации рекламного бизнеса в России. После полугодовой борьбы за канал, на нем была создана единственная реально продающая рекламу структура – компания “ОРТ-Реклама”, которую возглавил Сергей Лисовский.

Когда при телеканале РТР – а впоследствии и НТВ – появился аналогичный медиа-селлерский дом “Видео Интернэшнл”, интерес прессы переместился в область конкуренции между этими двумя гигантами и дележу рекламного рынка между ними.

Впрочем, интересы Лисовского отнюдь не концентрировались в области одной рекламы. В 1995 году начал вещание телеканал “МузТВ”, созданный при активном участии Лисовского; примерно к этому же времени в составе группы компаний “Премьер СВ” появились издательство “Вагриус”, студия видеозаписи “Премьер Видео Фильм”, а также “сопутствующие” компании – торговый центр “Новый Колизей” и некоторые другие. Позже группа компаний разрослась до такой степени, что подчас сам Лисовский затрудняется сказать, сколько подразделений в нее входит.

Голосовал и не проиграл

Потом была акция “Голосуй или проиграешь!”, признанная многими экспертами одним из наиболее удачных рекламных ходов в предвыборной кампании Бориса Ельцина. Мне довелось посетить офис “Премьера СВ” как раз в разгар акции – и в тот злополучный день, когда Лисовский был задержан с пресловутой коробкой из-под ксерокса, содержимое которой произвело столь сильное впечатление на всю страну. Сотрудники “Премьера”, что называется, стояли на ушах. Руководитель штаба акции Константин Ликутов напоминал цветом лица переспелый помидор и вопреки правилам хорошего тона выдавал разносы секретарям, курьерам и водителям. По коридорам бегал кудрявый Аркадий Укупник в клетчатом плаще, а в кабинетах раздавались обрывки фраз о каких-то вертолетах, чьей-то охране, куда-то не доехавшем Николае Расторгуеве и, в который раз, о чёртовой секретарше, расплескавшей кофе на документы.

В разгар всей этой суматохи по этажам офиса “Премьера СВ” прошло неявное движение и все затихло. Настороженный Ликутов отметил: “Сам приехал” – и начал осторожно осведомляться о настроении “Самого”. Настроение, как удалось понять окружающим, было неважнецким, и все с удвоенной энергией принялись за работу, стараясь при этом быть тише воды, ниже травы.

Впрочем, тогда все кончилось хорошо: об истории с коробкой покричали и забыли, Ельцин стал президентом, а обширный кабинет Сергея Лисовского наряду с охотничьими трофеями и символом компании – чучелом лисенка – украсила благодарственная грамота с подписью президента РФ. Можно было развиваться дальше.

В те годы – 1996 – 1997 интересы Лисовского в значительной степени сосредоточились на общественно-политической деятельности (создании всевозможных ассоциаций, объединений и организации фестивалей), а также на кино- и видеобизнесе. Тогда Лисовский охотно говорил о своих планах в области строительства мультиплексов по всей стране, а подведомственная ему компания “Премьер Видео Фильм” заключала контракты на покупку видеофильмов с ведущими западными прокатчиками – такими, как Warner Brothers и Miramax. К тому же времени относится появление в устных и письменных характеристиках Лисовского слова “лоббист”: по многим слухам, именно он был одним из главных “локомотивов” появления в Конституции РФ статьи о нарушении авторских прав и последующей за этим борьбы с видеопиратством. Борьба была столь эффективной и заняла так немного времени, что сегодня многие уже подзабыли добрые старые времена, когда на видеокассету “помещался” не один фильм, а два, да еще с допиской – правда, видео было довольно дурного качества. Закон начал работать с января 1998 года, а к февралю – марту того же года пиратская видеопродукция была почти полностью вытеснена с рынков. Сами же торговцы видеокассетами моментально меняли кассету по первому требованию покупателя, если он произносил страшные слова: “Это пиратская копия”. На прямой вопрос о том, сколько денег удалось заработать главным зачинщикам борьбы с пиратством, ставшими вскоре после принятия закона лидерами видеорынка, Сергей Лисовский слегка улыбается и пожимает плечами, что на его языке недомолвок и намеков обычно означает: “Ты ж понимаешь, я не могу об этом говорить…”

1997 -1998 годы, пожалуй, можно назвать временем, когда бизнес группы компаний “Премьер СВ” был наиболее успешным. В то время французская Figaro писала о Лисовском: “Длинноволосый, со стальным взглядом голубых глаз, Сергей Лисовский является одним из новых русских магнатов. Занимающий 15-ю позицию среди наиболее влиятельных лиц в стране, этот тридцатисемилетний мужчина, хозяин маленькой империи с годовым доходом, оценивающимся примерно в $800 млн, передвигается на бронированном автомобиле в сопровождении личных охранников”. Отечественная молва судила медиа-магната куда строже: почти ни одна статья в прессе не обходилась без словосочетаний “герой скандала с коробкой из-под ксерокса”. Лисовскому не могли простить его заработков, длинных волос и дорогих пиджаков.

Увлечения экстремальными видами спорта также рождали массу слухов, самый знаменитый из которых описывал историю, когда Лисовский якобы разбил свой “Хаммер”, гоняя по полигону под Чеховом. Словом, симпатии у народа Лисовский не вызывал никогда.

В телевизионно-рекламной тусовке о Лисовском отзываются почтительно, но осторожно: слова “хищный”, “опасный” и “жесткий” довольно часто служат эпитетами к его фамилии.

В 1998 году он баллотировался в депутаты Государственной Думы от Дзержинского округа. На время сменил привычную одежду на традиционный темный костюм и стал более чем прежде осторожен в высказываниях. Кампания шла полным ходом, мониторинги показывали, что Лисовский “идет” с опережением ближайших конкурентов, но за два дня до выборов в округе случился массовый выброс анонимных листовок “антилисовского” содержания. Одна листовка от имени Альбины Листьевой призывала не голосовать за “убийцу ее мужа”. Другая, написанная от лица “Московской ассоциации геев и лесбиянок”, наоборот, призывала “братьев и сестер однополой любви” голосовать за “подвижника свободы во всем С. Лисовского”. Были и другие листовки – антисемитского и прокоммунистического содержания. То, что эти листовки были фальсифицированы, доказали уже потом, однако они успели сыграть фатальную роль в политической карьере Лисовского.

Теперь проблемы возникли в его бизнесе. Впрочем, сам Лисовский так не считает: буквально на днях он защитил кандидатскую диссертацию (оппонентом выступал декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский) по проблемам политической рекламы. О своих новых проектах в бизнесе он предпочитает не распространяться: как говорит, из чистого суеверия. Говорит только об одном: он останется жить и работать в России.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: