реклама

Сергей Лисовский, рекламный делец, медиа-магнат, спортсмен и просто красавец, не в первый раз привлекает внимание общественности. Два года назад Лисовского прокатили на выборах в Думу, теперь его рекламную фирму признали банкротом, а совет директоров телеканала «ТВ-Центр» снял его с должности зампреда.

«Работал и пришел домой — уже с долгами за спиной…»

Скандальный разрыв агентства «Премьер СВ» с телеканалом ОРТ произошел больше года назад, однако его продолжение последовало буквально на днях: неделю назад агентство «Премьер-Медиа», более трех лет торговавшее рекламным временем телеканала, было официально признано банкротом. К этому событию в околотелевизионных кругах отнеслись неоднозначно. Кто-то в очередной раз вздохнул о «нелегкой судьбине» Сергея Лисовского и его «Премьера», кто-то заметил: «Ну, значит, «премьеровских» долгов на ОРТ теперь не дождутся никогда». В кругу Сергея Лисовского, впрочем, так не считают, отмечая, что на определенном уровне отношений долги выплачивать приходится в любом случае. Размер суммы долга «Премьера СВ» телеканалу оценивается по-разному — от $40 до $200 млн.

Примечательно, что и на «ТВ-Центре», где Лисовский последние полгода занимал должность заместителя председателя совета директоров, ему первым делом пришлось разбираться с долгами, оставшимися в наследство от предыдущего руководства. По словам Лисовского, из $25 млн долга за время своей работы на «ТВ-Центре» ему удалось компенсировать около $14 млн, что можно считать весьма удачным. Параллельно он занимался обновлением сетки вещания телеканала и участвовал в обновлении его кадровой структуры. Однако карьера Лисовского на третьем канале оказалась весьма непродолжительной — неделю назад на «ТВ-Центре» в который раз произошли кадровые перестановки, и команда Лисовского фактически оказалась не у дел.

Случившееся мало кого удивило: с самого начала технологичный и современный стиль руководства Сергея Лисовского «не вписывался» в стандарты «ТВ-Центра», где, как во времена застоя, царила власть пожилых чиновников, лишь понаслышке представляющих, что такое «рекламные бюджеты».

Сегодня Лисовский отказывается комментировать свою отставку, что вполне понятно: изменения на телеканалах, как правило, связаны с большой политикой. Похоже, что после ухода Сергея Ястржембского — патрона Лисовского — в «штаб Путина» хозяева «ТВ-Центра» вписали Лисовского в списки политических оппонентов. В неофициальных беседах сотрудники «ТВ-Центра» теперь называют его «засланным казачком».

Появление на «лужковском» телеканале — действительно крутой зигзаг в карьере 39-летнего Лисовского. Предыдущие 15 лет он провел в кругу совсем других партнеров.

«Я вышел ростом и лицом, спасибо матери с отцом»

Как и многие другие политики и бизнесмены, которые сейчас находятся у власти в стране, Сергей Лисовский вышел из комсомольской кузницы кадров. Первый опыт предпринимательства он приобрел еще в Бауманском райкоме комсомола, где трудился инструктором с 1984 по 1987 год. В те годы Лисовский познакомился с ретивым первым секретарем Московского горкома партии Борисом Ельциным. Как вспоминает Лисовский, впечатления у комсомольских работников от ельцинских демократических изысков были тогда крайне сильными: визиты первого секретаря в райкомы ВЛКСМ дважды закончились суицидом не справившихся с заданиями ответработников. Главным пунктиком Бориса Николаевича считалась обязательная организация в каждом районе овощных ярмарок и освещенной лыжни для здорового досуга граждан. Если с ярмарками в Бауманском районе дела обстояли совсем неплохо, то найти территорию для лыжни было гораздо сложнее. В итоге в Саду им. Баумана выкроили полтора километра под необходимый жителям района «здоровый образ жизни» — вот на этой-то лыжне Лисовский и познакомился с грозным демократом. Что, заметим, впоследствии сыграло немалую роль в карьере предпринимателя.

На излете своей комсомольской карьеры — в 1987 году — Лисовский организовал «хитрую», по его же собственному определению, структуру под названием «Центр досуга молодежи «Рекорд» (второй подобный центр досуга — «Союз» со временем переродился в широко известную в стране студию аудио- и видеозаписи). Именно момент создания «Рекорда» Лисовский считает началом своей деятельности в бизнесе: «Я самый старый капиталист в этой стране», — утверждает он.

Опыт работы диск-жокеем, который Лисовский, как и некоторые другие выходцы из Московского энергетического института, приобретал в студенческих лагерях в Алуште, пригодился ему при организации масштабных постановочных мероприятий вроде празднования 25-летия радиостанции «Юность» и 70-летия газеты «Московский комсомолец» в Лужниках.

Следующим этапом предпринимательской карьеры Сергея Лисовского стало создание в 1989 году компании «ЛИС’С» (теперь «Райс ЛИС’С»), занимающейся организацией и проведением концертов эстрадных артистов. Тогда же завязались первые контакты Лисовского с «воротилами телебизнеса»: «ЛИС’С» активно участвовала в создании таких телепрограмм, как «Хит-парад «Останкино», «Любовь с первого взгляда», «Проще простого», «Афиша», «Утренняя почта», «Брейн-ринг» и другие.

В какой-то момент Лисовский понял, что в организации гастрольной и концертной деятельности все больше внимания приходится уделять рекламе: времена, когда для сбора многотысячной аудитории было достаточно пары объявлений в «МК», закончились довольно быстро. Так появилось агентство «Премьер СВ», запомнившееся широкой публике эпатажной рекламой со смешным дядькой Премьером СВ в главной роли (помните: «кто-кто — Премьер СВ!»?). Дядька-Премьер скакал по национальному телеэфиру, а С+В — Сергей плюс Владимир (последнее имя принадлежит старому партнеру Лисовского — Жечкову) — налаживали деловые контакты в коридорах «Останкино».

Затем была битва за ОРТ, а точнее, за размещение рекламы на первом телеканале. Все газеты упражнялись тогда в различных версиях приобщения Лисовского к главному эфиру страны: наиболее часто встречались вариации на тему «Лисовский и Березовский взяли ОРТ в свои руки» и «Лисовский отвалил за рекламу ОРТ энное число миллионов». Обыгрывался также каламбур «Премьер на Первом». Ситуацию обострила трагическая гибель продюсера Влада Листьева; ряд отечественных детективщиков тут же отписался на тему криминализации рекламного бизнеса в России. После полугодовой борьбы за канал, на нем была создана единственная реально продающая рекламу структура — компания «ОРТ-Реклама», которую возглавил Сергей Лисовский.

Когда при телеканале РТР — а впоследствии и НТВ — появился аналогичный медиа-селлерский дом «Видео Интернэшнл», интерес прессы переместился в область конкуренции между этими двумя гигантами и дележу рекламного рынка между ними.

Впрочем, интересы Лисовского отнюдь не концентрировались в области одной рекламы. В 1995 году начал вещание телеканал «МузТВ», созданный при активном участии Лисовского; примерно к этому же времени в составе группы компаний «Премьер СВ» появились издательство «Вагриус», студия видеозаписи «Премьер Видео Фильм», а также «сопутствующие» компании — торговый центр «Новый Колизей» и некоторые другие. Позже группа компаний разрослась до такой степени, что подчас сам Лисовский затрудняется сказать, сколько подразделений в нее входит.

Голосовал и не проиграл

Потом была акция «Голосуй или проиграешь!», признанная многими экспертами одним из наиболее удачных рекламных ходов в предвыборной кампании Бориса Ельцина. Мне довелось посетить офис «Премьера СВ» как раз в разгар акции — и в тот злополучный день, когда Лисовский был задержан с пресловутой коробкой из-под ксерокса, содержимое которой произвело столь сильное впечатление на всю страну. Сотрудники «Премьера», что называется, стояли на ушах. Руководитель штаба акции Константин Ликутов напоминал цветом лица переспелый помидор и вопреки правилам хорошего тона выдавал разносы секретарям, курьерам и водителям. По коридорам бегал кудрявый Аркадий Укупник в клетчатом плаще, а в кабинетах раздавались обрывки фраз о каких-то вертолетах, чьей-то охране, куда-то не доехавшем Николае Расторгуеве и, в который раз, о чёртовой секретарше, расплескавшей кофе на документы.

В разгар всей этой суматохи по этажам офиса «Премьера СВ» прошло неявное движение и все затихло. Настороженный Ликутов отметил: «Сам приехал» — и начал осторожно осведомляться о настроении «Самого». Настроение, как удалось понять окружающим, было неважнецким, и все с удвоенной энергией принялись за работу, стараясь при этом быть тише воды, ниже травы.

Впрочем, тогда все кончилось хорошо: об истории с коробкой покричали и забыли, Ельцин стал президентом, а обширный кабинет Сергея Лисовского наряду с охотничьими трофеями и символом компании — чучелом лисенка — украсила благодарственная грамота с подписью президента РФ. Можно было развиваться дальше.

В те годы — 1996 — 1997 интересы Лисовского в значительной степени сосредоточились на общественно-политической деятельности (создании всевозможных ассоциаций, объединений и организации фестивалей), а также на кино- и видеобизнесе. Тогда Лисовский охотно говорил о своих планах в области строительства мультиплексов по всей стране, а подведомственная ему компания «Премьер Видео Фильм» заключала контракты на покупку видеофильмов с ведущими западными прокатчиками — такими, как Warner Brothers и Miramax. К тому же времени относится появление в устных и письменных характеристиках Лисовского слова «лоббист»: по многим слухам, именно он был одним из главных «локомотивов» появления в Конституции РФ статьи о нарушении авторских прав и последующей за этим борьбы с видеопиратством. Борьба была столь эффективной и заняла так немного времени, что сегодня многие уже подзабыли добрые старые времена, когда на видеокассету «помещался» не один фильм, а два, да еще с допиской — правда, видео было довольно дурного качества. Закон начал работать с января 1998 года, а к февралю — марту того же года пиратская видеопродукция была почти полностью вытеснена с рынков. Сами же торговцы видеокассетами моментально меняли кассету по первому требованию покупателя, если он произносил страшные слова: «Это пиратская копия». На прямой вопрос о том, сколько денег удалось заработать главным зачинщикам борьбы с пиратством, ставшими вскоре после принятия закона лидерами видеорынка, Сергей Лисовский слегка улыбается и пожимает плечами, что на его языке недомолвок и намеков обычно означает: «Ты ж понимаешь, я не могу об этом говорить…»

1997 -1998 годы, пожалуй, можно назвать временем, когда бизнес группы компаний «Премьер СВ» был наиболее успешным. В то время французская Figaro писала о Лисовском: «Длинноволосый, со стальным взглядом голубых глаз, Сергей Лисовский является одним из новых русских магнатов. Занимающий 15-ю позицию среди наиболее влиятельных лиц в стране, этот тридцатисемилетний мужчина, хозяин маленькой империи с годовым доходом, оценивающимся примерно в $800 млн, передвигается на бронированном автомобиле в сопровождении личных охранников». Отечественная молва судила медиа-магната куда строже: почти ни одна статья в прессе не обходилась без словосочетаний «герой скандала с коробкой из-под ксерокса». Лисовскому не могли простить его заработков, длинных волос и дорогих пиджаков.

Увлечения экстремальными видами спорта также рождали массу слухов, самый знаменитый из которых описывал историю, когда Лисовский якобы разбил свой «Хаммер», гоняя по полигону под Чеховом. Словом, симпатии у народа Лисовский не вызывал никогда.

В телевизионно-рекламной тусовке о Лисовском отзываются почтительно, но осторожно: слова «хищный», «опасный» и «жесткий» довольно часто служат эпитетами к его фамилии.

В 1998 году он баллотировался в депутаты Государственной Думы от Дзержинского округа. На время сменил привычную одежду на традиционный темный костюм и стал более чем прежде осторожен в высказываниях. Кампания шла полным ходом, мониторинги показывали, что Лисовский «идет» с опережением ближайших конкурентов, но за два дня до выборов в округе случился массовый выброс анонимных листовок «антилисовского» содержания. Одна листовка от имени Альбины Листьевой призывала не голосовать за «убийцу ее мужа». Другая, написанная от лица «Московской ассоциации геев и лесбиянок», наоборот, призывала «братьев и сестер однополой любви» голосовать за «подвижника свободы во всем С. Лисовского». Были и другие листовки — антисемитского и прокоммунистического содержания. То, что эти листовки были фальсифицированы, доказали уже потом, однако они успели сыграть фатальную роль в политической карьере Лисовского.

Теперь проблемы возникли в его бизнесе. Впрочем, сам Лисовский так не считает: буквально на днях он защитил кандидатскую диссертацию (оппонентом выступал декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский) по проблемам политической рекламы. О своих новых проектах в бизнесе он предпочитает не распространяться: как говорит, из чистого суеверия. Говорит только об одном: он останется жить и работать в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *