Кто-то продает хлеб, кто-то – имидж истатус, кто-то торгует возможностями, нуаTFT.aero зарабатывает намечте. Современный мир открыт для любопытных: можно попробовать себя вроли повара, балерины, мультипликатора или даже крупного фермера. Ноесть профессии, остающиеся заромантической завесой тайны. Никто инизакакие деньги недаст возможности поуправлять «Боингом» (компьютерные игры невсчет!), а TFT.aero именно этим изанимается. Компания продает полеты натренажерах – прототипах реально существующих воздушных судов.

Тренажеры полностью имитируют нетолько картинку застеклом кабины, ноитактильные ощущения, а такжефизические ощущения взлета, маневрирования, посадки, полета взоне турбулентности. Почувствовать себя пилотом гражданской авиации – удовольствие недешевое, даже помосковским меркам: час полета стоит 8000рублей. Изаэтот час едвали можно разобраться вдеталях управления самолетом.

Стоит отметить, что тренажеры TFT.aero хоть иповторяют полностью кабины самолетов, ноэто неучебные тренажеры. Их цель– развлечение. «Развлекательные авиатренажеры все-таки сильно упрощены посравнению сучебными, – поясняет управляющий партнер агентстваIntelligence (сопровождают проект Sukhoi SuperJet 100) Екатерина Толкунова. – На примере Full Flight Simulator для SuperJet 100, запуск которого мы сопровождали вРоссии, могу сказать, что сам пилотажный тренажер стоит $12–14млн». Стоимость тренажеров TFT.aero как минимум нанесколько порядков ниже. Пословам представителей компании, кроме TFT.aero, вРоссии никто такими развлечениями незанимается. Аначалось все, как это часто бывает, сувлечения.

Видимость нулевая– идем поприборам

В 2000г. группа инженеров создала фирму, которая осуществляла поставки оборудования для физиков-ядерщиков ипрочих ученых сбольшой буквы. Внулевые экономика страны потихоньку привыкала кпостсоветской действительности, ибизнес даже начал стремиться кцивилизованности. Опытные инженеры успешно наладили поставки из-за рубежа сложного оборудования для фундаментальных исследований. Дела шли неплохо, к2007г. оборот компании достиг 25млн руб. испокойно росбы дальше, еслибы неувлечение одного изсоучредителей компании, Евгения Юшкина, самолетами. Именно он предложил попробовать самостоятельно сконструировать авиатренажер. Затея изначально небыла дешевой, нотренажер все-таки решили сделать. Надо отметить, что значительную часть работ выполнили итальянские инженеры, первый тренажер обошелся в90000 евро.

В 2007г. этот тренажер появился в Шереметьево, но через какое-то время его убрали– как показала практика, «игрушку» мало поставить, наней еще надо научиться зарабатывать. Сэтого иначалась компания TFT.aero, единственным учредителем которой истал Евгений Юшкин.

Тренажер вШереметьево был пробным шаром. Технику решено былоусложнить. Евгений Юшкин всерьез занялся проектом, иуже в2009г. TFT.aero показала свой тренажер наавиасалоне «МАКС». «Тренажер мы решили сделать для гостей МАКСа бесплатным– хвоста очереди небыло видно, – рассказывает Евгений Юшкин. – Так мы поняли, что спрос натакое развлечение будет. Ноодно дело – увидеть, что спрос есть, исовсем другое– выбрать ценовую политику. Наэто унас ушло некоторое время. Более того, как выяснилось, мы продвигали нарынок совершенно новую услугу – такого вида развлечения небыло, инам приходилось долго рассказывать, чем мы отличаемся откомпьютерных авиастимуляторов изачто витоге клиент платит деньги». Инвестиции всоздание тренажера составляли уже порядка $500000. Средства использовались восновном свои. Окупились вложения всреднем через 2,5г. В2011г. выручка компании равнялась 303 300евро, в2012-м достигла 409 500 евро.

Относительно быстро TFT.aero определила свою целевую аудиторию: все желающие. Кто-то может легко потратить несколько тысяч рублей заудовольствие порулить «Боингом» или «Эйрбасом», кто-то сознательно копит наэто деньги –летать натренажерах приходят совершенно разные люди. «Есть люди, которые хотят научиться водить самолет (тренажер дает такую иллюзию, после нескольких часов «полета» некоторым начинает казаться, что управлять реальным самолетом нетакуж исложно), – делится наблюдениями Евгений Юшкин. – Есть клиенты, которым просто любопытно полетать вкабине пилота. Аесть аэрофобы. Как правило, это люди, которые привыкли все контролировать, поэтому для них мучительна пассивная роль пассажира. Занимаясь натренажере, они начинают понимать все процессы иперестают бояться летать. Например, многие аэрофобы вовремя полета прислушиваются кработе двигателя иначинают паниковать, если звук вдруг меняется. Наши инструкторы (все они пилоты) объясняют, почему меняется звук ипочему самолет может спокойно лететь даже наодном двигателе».

В 2014г. выручка компании составила 548 600 евро. Уруководства компании уже появилось четкое понимание ценовой политики, рекламных каналов, маркетинговых инструментов… иосознание того, что развивать этот бизнес надо, ноневРоссии.

Ваше благородие, госпожа чужбина

В конце этого года TFT.aero собирается привезти свои тренажеры вЛондон иПариж. Создание тренажерного центра вЛондоне происходит винформационном сотрудничестве сПАО «Аэрофлот» идополнительно преследует цель популяризации трансконтинентальных перелетов авиакомпании.

«Лондон, как иПариж, – это туристические города, – поясняет Евгений Юшкин. – Туда люди ездят заразвлечениями иготовы тратить наних деньги. Туристические агентства проявляют высокую активность впоиске новых развлечений для клиентов. Соответственно мы можем рассчитывать нахороший трафик. Кроме того, вЕвропе хорошо развита система профориентации для школьников: они чутьли некаждую неделю знакомятся сновыми профессиями. ВЛондоне два агентства едва неподрались заправо возить кнам школьные экскурсии».

По словам Евгения Юшкина, вРоссии, ксожалению, заинтересованности нет ниутуристических агентств, занимающихся досугом иностранных граждан вМоскве, ниушкол. Итут дело невтом, что дорого. Экскурсия стоимостью 25 000руб. на класс из20человек врядлибы отпугнула родителей. Агентства нехотят работать сновым идостаточно сложным продуктом, ауTFT.aero, возможно, нехватает ресурсов, чтобы стучаться взакрытые двери. Тут стоит отметить, что интерес ктренажерам непроявляют игорода-милионники. «Один тренажер мы продали вСанкт-Петербург, – рассказывает Евгений Юшкин. – Ипоняли, что продажами именно таких тренажеров мы больше заниматься небудем. Потому что тренажер надо обслуживать, анам втаком случае выгоднее быть совладельцами ипартнерами, чем обслуживающей компанией».

По словам игроков индустрии развлечений, спрос наполеты есть. Нобизнес выбирает относительно бюджетные варианты: аэротрубы, воздушные шары или парашюты. Вкладывать средства вдорогостоящие тренажеры рискованно. «Туристические агентства просто ленятся создавать новые креативные продукты, вследствие чего страдает туристическая отрасль вцелом, – комментирует CEO рекомендательного сервиса всфере развлечений ипутешествий погородам России Localway.ru Ирина Ерохина. – Им проще продавать тотже самый продукт, что и впрошлом году, внеся внего небольшие изменения. Достаточно просто практику российских агентств иих зарубежных коллег, ивсе станет очевидно»

Есть иеще одна веская причина для дальнейшего развития зарубежом. «Все тренажеры разрабатываются вРоссии, – рассказывает Евгений Юшкин. – Тренажеры сложные, многокомпонентные. Какие-то узлы мы делаем здесь, нопоскольку производственных компаний мало, аизтех, что есть, многие сильно завышают цены (наодном изпроизводств нам предложили сделать одну деталь поцене всего нашего тренажера), что-то приходится делать заграницей. Иначинаются проблемы стаможней, которая часто непонимает, что именно мы везем, итребует все новых иновых объяснительных документов. Плюс налоги. Никаких послаблений завысокотехнологичность мы неполучаем, потому что это невоенпром. Наши тренажеры моглибы служить для профориентации школьников,как вЛондоне, итогда мы претендовали бы насоциальную ориентированность компании. Но, как уже говорилось, школам неинтересны профориентационные экскурсии. Иполучается,что развивать компанию выгоднее вЕвропе».

Все ходы посчитаны

К выходу вЕвропу вTFT.aero подготовились основательно, учтя опыт работы вРоссии. Всего компания планирует сделать 69тренажерных центров в23странах Евросоюза. «Вотличие отМосквы, европейским посетителям будут предлагаться стандартизированные типы полетов, – рассказывает Евгений Юшкин. – Подобный подход позволит повысить качество услуги иупорядочить рекламную кампанию. Отзывы посетителей станут более формализованными илегче поддающимися статистическому анализу. Что касается финансирования, тотекущая динамика развития показывает верность венчурного подхода. Так или иначе, партнерами становятся люди, связанные савиацией. Среди них молодые пилоты, планирующие современем перебраться вЕвропу, предприниматели синтегрированным вЕвропу бизнесом, специалисты, постоянно проживающие зарубежом».

В рамках партнерского соглашения происходит учреждение юридического лица (оператора) сдолевым распределением капитала иприбыли (50% уTFT.aero и50% упартнера при стандартных условиях), зарегистрированного вюрисдикции расположения тренажерного центра. Поусловиям договора, оператор имеет неограниченное ибессрочное право использования тренажеров, ауправляющая компания TFT.aero обязуется обеспечить бесперебойную эксплуатацию тренажеров. Кроме того, как европейская компания (ауправляющая компания повсемдокументам будет европейской), TFT.aero рассчитывает получать принятые вЕвропе гранты для высокотехнологичных компаний.

«TFT.aero вполне может рассчитывать наналоговыельготы зарубежом, – считает член совета московского отделения «Опоры России» Сергей Зеленов. – Это если мы говорим огосударственной поддержке. Кроме того, компании, занимающиеся высокотехнологичным производством, теоретически могут получать субсидии отчастных фондов».

Дальнейшее расширение TFT.aero планируется вГерманию– вначале следующего года. Неменьший инвестиционный интерес представляют крупные города стран Персидского залива, вчастности, Дубай. Пословам аналитиков TFT.aero, маркетинговые инструменты позволяют рассчитывать наочень высокую всесезонную загрузку тренажеров. «Основными критериями выбора новых точек является доходность отэксплуатации, которая значительно превышает привычную европейскую, при этом оборудование всобственности партнеров позволяет вести гибкую маркетинговую политику вкаждом месте установки»,– поясняет Евгений Юшкин.

Заявленная для потенциальных партнеров вЕвропе прибыльность– 25%. «Точно такогоже уровня тренажеров больше нигде нет, – заявляет Евгений Юшкин. – ВЕвропе есть компания iPilot, ноее тренажеры неоснащены подвижным основанием. Посути, это усовершенствованный компьютерный авиастимулятор. Влюбом случае наличиеiPilot существенно облегчает нам жизнь– европейские клиенты уже знают отаком развлечении, как авиатренажеры».

Впрочем, помнению финансовых аналитиков, развивать бизнес можно былобы ивРоссии. «Индустрия развлечений– это сегмент, где спрос будет всегда, – утверждает управляющий партнер консалтинговой компании Heads Александр Базыкин. – Безусловно, он также страдает отпадения доходов россиян вусловиях кризиса и, вероятно, его рост окажется вближайшие годы значительно меньше потенциального. Согласно прогнозу PwC, всреднем глобальный рынок развлечений имедиа будет расти на5,1% вгод втечение следующих пяти лет, что означает увеличение совокупной выручки этого сегмента экономики с$1,74трлн в2014г. до$2,23трлн в2019г. ВРоссии темпы будут ниже, тем неменее они достаточно стабильные. Инаэтом фоне спрос нановое, аособенно масштабное иинтересное, как предлагаемые тренажеры, будет сохраняться».

Поддерживают коллег-практиков иученые-финансисты. «Оборудование, которое предлагает данная компания, можно отнести кразряду высокотехнологичных, соответственно внастоящее время существует большое количество различных программ государственной поддержки, – говорит проректор понаучной работе института «Мирбис» Александр Соломатин. Наиболее интересной является, например, «Национальная технологическая инициатива», которую реализует АСИ. Она включает более 20направлений, внутри которых разрабатываются инструментальные меры поддержки данных предприятий, – это приоритетное государственное направление, задуманное сцелью вывода российских компаний навнешние рынки. Если говорить более глобально, впоследствии ее участники должны стать лидерами наодном изтаких рынков, выводя соответственно влидерство Россию. Дляучастия любой российской компании нужно лишь отправить заявку или предложить инициативу. Кроме того, Российская венчурная компания (РВК) выделяет финансирование под инновационную деятельность иподдерживает массу различных проектов вэтом направлении. А например, Фонд содействия развитию малых форм предприятий внаучно-технической сфере снуля выводит предприятие навнешние рынки (врамках программ «Кооперация» и«Интернационализация»), и, естественно, такие проекты получают финансирование. Но наэтомльготы незаканчиваются – существуют программы поимпортозамещению, развитию наукоемких производств, стимулированию экспортнориентированных компаний ит.д».

Впрочем, вTFT.aero, уже, кажется, все для себя решили. Тренажеры – «Боинги» и«Эйрбасы» – твердо держат курс наЗапад.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *