В январе министр обороны Кыргызстана Исмаил Исаков был осужден на восемь лет лишения свободы и лишен звания генерал-лейтенанта. Уголовное преследование бывшего ближайшего соратника президента Курманбека Бакиева по «тюльпановой революции» началось после того, как в октябре 2008 года Исаков написал скандальное письмо президенту о злоупотреблениях в его окружении. В ночь со среды на четверг опальный лидер киргизской оппозиции неожиданно покинул тюрьму и снова стал министром обороны. Через два часа после своего освобождения он рассказал Илье Архипову о дружбе с Россией, о судьбе американской военной базы и о своих ошибках на пути к власти.

Когда вас освободили из тюрьмы?

Где-то два часа назад. Потом мы отправились на телевидение с обращением к гражданам. Я обратился к военнослужащим с просьбой не выступать с оружием против мирных граждан, а если увидят бывших руководителей, оказать помощь по задержанию.
Я знал, что рано или поздно справедливость восторжествует, потому что вины генерала Исакова никогда не было, и был уверен, что приму это так, как есть.

Вы готовы сейчас быть министром обороны и продолжать работать? Или это временная обязанность?

Сейчас, до выборов, у нас временное правительство. Я буду стараться делать все, что от меня зависит, потому что я это уже проходил, знаю.

Армия не вмешивалась?

Вмешивалась! Я написал законопроект, который приняли в Минобороны. Там в одном из пунктов было написано о том, что армия не должна вмешиваться. К сожалению, когда я ушел, они написали, что армия имеет право вмешиваться во внутренние дела. Поэтому спецназ министерства обороны был переброшен в Талас. Естественно, они пошли против народа.

А кто стрелял из Белого дома? Кто здесь, в Бишкеке, стрелял по людям?

Это наемники, не граждане Киргизской республики. Их смешали между службами, они открыли огонь на поражение и расстреливали мирных граждан.

Будете ли вы это расследовать?

Обязательно. Все виновные будут наказаны.

Кто в первую очередь на ваш взгляд должен нести ответственность?

Естественно, глава государства. Господин президент Бакиев, его братья, сыновья и все его приспешники.

А премьер-министр?
Естественно.

Когда они сегодня подписывали приказ об отставке, оговаривали ли для себя какие-нибудь условия неприкосновенности?

Не знаю: я был тогда в колонии. В тюрьме со мной обращались нормально. Потому что кем я был, как я служил, как работал, знали даже тюремщики, поэтому с первого дня они наоборот охраняли меня. Благодаря им я остался жив.

Какие будут ваши первые шаги?

Сейчас посмотрим соотношение кадров, многие будут сняты с должности. Потом поедем к командирам частей. Естественно, будем поднимать боевой дух вооруженных сил.

Ваши мысли по поводу отношений с США, — американской базой?

По-моему, Барак Обама сказал, что где-то с 11 числа они начнут выводить войска из Афганистана. С момента вывода войск из Афганистана, наверное, американцы полностью покинут базу.

У нас есть законодательное соглашение, мы будем действовать в его рамках. Если мы завтра же скажем им покинуть территорию, это будет неправильно на международном уровне. Ведь, смотрите, Россия тоже занимается борьбой против терроризма, — вот например ситуация в метро. Так что этот вопрос надо решать постепенно.

Что касается России – стратегически Россия самая братская страна. Дружба! В России у нас имеется база, у нас кадры, которые они воспитывают и обучают. С Россией мы, наверное, не расстанемся никогда. Многие меня раньше называли не прорусским, хотя было наоборот. У меня жена, сын, невестка из России. Да я и сам обучался в российских вузах. С Россией у нас только одна дорога!

Как вам кажется, можно было ожидать такого кровопролития? Ведь для Бишкека и Киргизии в 2005 году все обошлось без крови.

Мы ожидали. Потому что знали, что клан Бакиева пойдет на все.

Вы служили при нем, были при нем министром обороны. Вы все-таки принимали участие, морально хотя бы, в том, что он стал президентом.

Я знаю свою вину. Именно благодаря нам он стал президентом, мы верили ему тогда, он очень многое обещал. Но когда пошел по неверному пути, мне пришлось написать рапорт открыто и уйти. С этого момента пошли преследования и меня посадили.

А как вы для себя объясняете, что он смог вас так убедить и вы не смогли распознать в нем человека, который сейчас стрелял по людям?

Я поддержал его, потому что он был губернатором, министром, премьер-министром, я думал, что человек такого уровня сможет руководить страной. Тем более, он всегда говорил, что никогда семейного управления не будет, он клялся даже. И мы верили ему как гражданину, как военному человеку, который всегда говорит правду. Но оказалось, что он обманывал нас.

Читайте также
Глава временного правительства Роза Отунбаева: «Мне жалко мой народ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *