Миллионы под ногами

Красота всегда притягивает к себе деньги. Она успешно продается и покупается: произведения искусства, ювелирные украшения, коллекционные автомобили… и красивые девушки. Объем российского модельного рынка до сих пор никто серьезно не измерял. В 2006 г., по данным Международной федерации модельных агентств, объем данного бизнеса в РФ составил почти $50 млн. Но некоторые эксперты утверждают, что он примерно сопоставим с рекламным рынком, который в 2014г. эксперты Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) оценивали в 340 млрд руб. (около $5,6млрд). Пословам участников модельного бизнеса, точный объем рынка вРФпока определить невозможно, так как определение «модельный бизнес» слишком расплывчато и неоднозначно.

Модельный бизнес в нашей стране начался в 1989 г. с агентства Red Stars, возглавляла которое модель Татьяна Кольцова. В 1999 г. владельцем агентства стал скандальный абхазский бизнесмен Виталий Лейба. По слухам, кроме раскрутки нескольких русских топ-моделей, агентство предоставляло эскорт-услуги. В 2002 г. Red Stars закрылось.

К этому моменту в России количество модельных агентств перевалило за тысячу. Русские красавицы мечтали о мировой славе и красивой жизни, плохо представляя себе ее будни. В лихие девяностые топ-модель служила обязательным «приложением» к «джентльменскому набору» «реального пацана»: золотая цепь, мобильник, «Мерседес». Век подруги «джентльмена удачи» полностью зависел от «джентльмена» и его удачи, если она отворачивалась, то начинались драмы. В 1997 г. вместе с криминальным авторитетом Александром Солоником была убита его любовница, финалистка конкурса «Мисс Россия-96» Светлана Котова. В2000 г. убили победительницу «Мисс Россия-96» Александру Петрову, ее бойфрендом числился еще один криминальный авторитет– Константин Чувилин. Впрочем, затемотечественный бизнес обрел некий респектабельный лоск, и жизнь моделей стала безопасней. Правда, нелегче.

Будни красивой жизни

«Модель– это образ идеального человека,– поясняет генеральный директор модельного агентства General Models Надежда Твардовская. – Поэтому карьера модели – тяжелый труд. Постоянная диета, работа над телом в тренажерном зале, занятия хореографией, подиумной походкой иактерским мастерством, тщательный уход за собой: косметолог, парикмахер и т.д. Кроме того, модель безропотно и с сияющей улыбкой с раннего утра ходит по кастингам, а вечером присутствует на светских мероприятиях. Стрессоустойчивость, доброжелательность и выносливость – обязательные для модели качества».

Стать моделью вроде бы просто. Практически в каждом из нескольких тысяч модельных агентств есть своя школа. Там за 10 000–15 000 руб. в месяц вас обучат ходить по подиуму, позировать перед камерами, работать лицом. Некоторые школы обещают сделать модель из любого желающего, вне зависимости от пола, возраста, роста и комплектации. Ноэто всего лишь метод сравнительно честного отъема денег. «Ваш возраст от 14(имоложе), но не старше 19лет. Рост– от 175 до 180 см, девушки выше и ниже считаются «браком», – развенчивает миф о вседоступности красивой карьеры экс-модель Наталья Николаева. – Непременное условие – идеальная фигура. Если 90х60х90, замечательно. Хотя профессионалы считают, что 90 см для бедер многовато, но говорят: основа есть, а лишнее подсушим. Безупречное состояние кожи и волос (предпочтительнее натуральный цвет) обязательно». Идеальность фигуры, лица и волос, а также рабочие премудрости модель достигает своим трудом и за свой счет. Забеги по кастингам, где в 99 случаях из 100 модель получает отказ, не оплачиваются.

«В нашей стране не существует модельного бизнеса как такового,– констатирует президент Межрегионального профсоюза работников модельного бизнеса Наталия Гынку,– то естьтакой деятельности нет в кодах ОКПО. И в классификаторе профессий вы не найдете в чистом виде такой деятельности, как модель, визажист, стилист и т.д., а следовательно, нет и таких профессий. Таким образом, практически нет никаких регламентирующих документов, которые бы смогли защитить наши интересы во взаимодействии с работодателем и государством. Нет минимальной, хотя бы почасовой оплаты труда модели. Моделям вообще не оплачиваются временные потери за кастинги,примерки, сверхурочные и внеплановые ожидания. В последнее время практически все стараются заплатить либо символически, не учитывая уровень профессионализма и мотивируя это тем, что многие готовы работать вообще без оплаты, либо бартером (time for print). Агентства,отправляя модель к заказчику, не несут никакой ответственности зажизнь и здоровье моделей, и нет никаких механизмов страхования от травм и увечий при выполнении работ».

Попытка не пытка

«В Европе все по-другому, – делится наблюдениями Надежда Твардовская. – Там модель, работающая в агентстве, получает около $10 000 в месяц, вне зависимости от того, есть у нее съемки или нет. Нам к этому надо стремиться, но,увы…»

Модельное агентство General Models существует с 2008 г. «Я училась на факультете журналистики МГУ и подрабатывала в различных журналах о моде, – рассказывает Надежда Твардовская. – Поработала немного в одном из ведущих московских модельных агентств, а потом появился инвестор, предложивший мне создать свое агентство. Инвестор тот быстро исчез, а идея осталась. Яразработала бизнес-план, придумала программу для школы моделей, которая обязательно должна была быть при моем агентстве, и стартовала. Тогда у меня родился первый сын, и я как мать-одиночка подала заявку на грант от центра занятости. И получила 250000руб. на профессиональный свет для своего модельного агентства. Сначала арендовала помещения в домах культуры, а недавно сняла собственную площадь».

Сейчас агентство General Models– это 100 кв. м в Зеленограде, вмещающих в себя и офис, и фотостудию, и тренировочный зал; около 15 постоянных моделей (это среднее число моделей в средней руки агентствах) и две группы по 15 человек в школе моделей. Плюс небольшой штат педагогов.

Рекламное продвижение модельного бизнеса не предполагает никаких особых изысков: продвижение сайта в Интернете, пиар, сотрудничество с местной администрацией. General Models организует шоу-показы на публичных праздниках в своем городе. Это позволяет поддерживать узнаваемость бренда и формировать лояльность потенциальных клиентов. Для модельного агентства это важно, слишком уж много негативной информации об этом бизнесе. Репутация тут имеет огромное значение.

«Очень помогают связи, – признается Надежда Твардовская. – Все мои модели, даже начинающие, которые только посещают школу, получают работу в рекламных и fashion-съемках, участвуют в показах. Но основной и стабильный доход приносит именно школа. Сейчас у меня группы 6–9 лет и 13–18 лет».

Оборот агентства Надежда не раскрывает, о сроках окупаемости вложений тоже не распространяется. По оценкам экспертов, только на самоокупаемость среднее по размерам агентство может выйти через три-четыре года работы. «Модельное агентство, если вести дела честно, низкомаржинальный бизнес, – констатирует Надежда Твардовская.– Сейчас я планирую сделать ставку на школу, расширить ее до некоторого подобия института благородных девиц. Хочу учить молодых девушек не только красивой походке, умению двигаться, преподносить себя, но и этикету, женственности. Мне кажется, этого современным девушкам очень не хватает».

А вот с идеей строить модельный бизнес по западным лекалам Надежде пришлось пока расстаться. «Чтобы платить каждой модели (в среднем их 10–15) оклад хотя бы в $3000, агентство должно зарабатывать в месяц не менее $200 000, средний бюджет рекламной кампании, включающей в себя съемки моделей, – $30000. Сейчас кризис, рекламный рынок мельчает, – анализирует ситуацию Надежда. – Да и спрос на моделей у нас в разы ниже, чем в Европе. Наш модельный бизнес только в самом начале пути, до цивилизованного бизнеса еще далеко».

Обратная сторона модели

Игроки модельного бизнеса утверждают, что на отечественном рынке работает не более десяти крупных профильных агентств. Некоторые говорят, что их и вовсе не больше пяти. Безусловные лидеры – это Modus Vivendis, i-Model, Point Management, Nik Management, Fashion. Они удовлетворяют потребности 80% российского рекламного рынка, остальные 20% по крохам растаскивают около двух-трех тысяч мелких игроков.

«Разница между модельным бизнесом в Европе, США и России огромная, – отмечает режиссер показов моды Виталий Головкин. – ВЕвропе и США известные бренды одежды делают показы в расчете на глобальный рынок, так как их одежда продается во всех крупных городах мира. Привлекаются топ-модели, арендуются лучшие площадки, для каждого дефиле готовятся декорации и т.д. Бюджеты таких мероприятий в среднем начинаются от $300 000и доходят до $700 000. По большей части в России показы – это необходимое вложение для того, чтобы не выпадать из тусовки. Местные бюджеты– около $20 000–30 000».

Если говорить о заказчиках дефиле, например компаниях – производителях одежды и белья, то сейчас они предпочитают иные маркетинговые инструменты. «Бренд «Дикая орхидея» проводил всегда не просто показы, а концептуальные дефиле на тысячи приглашенных персон, а местом проведения были самые трендовые площадки, такие как Манеж, Гостиный двор, «Крокус»,– поясняет президент ООО «Розтех» Елена Смородина. – Мода на проведение дефиле осталась в двухтысячных, сегодня это необязательный маркетинговый инструмент».

В России нет модельного бизнеса, в основном есть многочисленные конторы, зарабатывающие на тяге обеспеченных мужчин к красивым девушкам. «С улицы» на кастинги не попасть: модельным агентствам это невыгодно. «Хотите развлечься? Позвоните в агентство. Скажите, например, что хотите сделать рекламную съемку с обнаженкой. Для вас это удовольствие будет совершенно бесплатным, – рассказывает про изнанку бизнеса Наталия Гынку.– Для вас со всей Москвы сгонят девочек, которые на улице на вас даже «резкость не наведут». Многие по дороге на кастинг могут заехать на своем «мерсе» в салон в надежде понравиться заказчику».

В раскрутку «понравившейся модели» агентство может вложить около $120 000: организация участия в престижных дефиле, съемки для обложек модных журналов, присутствие на самых модных светских мероприятиях. По факту взлет карьеры. При кажущемся разнообразии статей дохода модельного агентства – обучение моделей, изготовление портфолио, процент с показов и фотосессий, поставка моделей для зарубежных агентств – бизнес в лучшем случае приносит небольшую прибыль. Серьезные агентства эскорт-услугами не занимаются, поэтому за большинством агентств стоит неназванный спонсор, ценитель женской или мужской красоты.

«Крупные агентства в России сейчас имеют оборот до $25–50млн,– говорит аналитик ИК«Финам» Тимур Нигматуллин.– Некоторые агентства, имеющие бизнес в том числе на зарубежных рынках с развитой индустрией моды и рекламного бизнеса, могут иметь обороты до $250–300млн. Обычно бизнес-модель крупного агентства основана на работе с рекламными агентствами (контракты могут существенно различаться как по объему, так и по срокам; обычно это несколько десятков тысяч долларов), дизайнерами (одежда, аксессуары и т.п.), фотографами, киноиндустрией. При этом иногда до половины выручки могут приносить доходы от курсов обучения моделей, разного рода пробных съемок и прочих дополнительных услуг. С точки зрения чистой прибыли, с учетом спада на рынке рекламы, многие агентства сейчас находятся на грани рентабельности или убыточны».

«Модельный бизнес во времена кризиса непривлекателен, он несет высокие риски и является издержкой положительного экономического времени, – соглашается с коллегой партнер группы компаний vvCube Даниил Кириков. – Модельный бизнес в легальном формате неперспективен, а расценивать с точки зрения инвестиций проект, который нарушает законодательство, я не советую. Многие модельные агентства, в том числе и девушки, там работающие, впоисках высокого дохода занимаются эскортом и т.д.».

Как правило, модельные агентства– это игрушки либо для жен бизнесменов, моделей в прошлом, либо для самих бизнесменов. Так, агентство «Президент» принадлежало ООО «Атланта плюс». Владельцем фирмы был Андрей Геннадиевич Решмаков, занимавший руководящиедолжности в предприятиях группы Андрея Бородина: ОАО«ММВЗ» (член совета директоров), «ММВЗ-Финанс» (руководитель), РНКБ (член правления), ОАО «Корнет» (председатель совета директоров).Модельное агентство «Престиж» принадлежало концерну «Русское золото», а владелец концерна Александр Таранцев в 1999г. получил премию «Овация» как меценат года. Супруга строительного олигарха, миллиардера Валерия Демичева (компания «Русский монолит»), бывшая модель Вероника Гирба возглавляет агентство Fashion.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: