Ситуация, сложившаяся вокруг Интернета вещей (IoT), сегодня представляется как минимум странной. С одной стороны, мы являемся свидетелями своеобразной «золотой лихорадки»: IT-вендоры заявляют о планах по инвестированию в IoT. С другой же – количество скептиков все увеличивается: им кажется, что Интернет вещей – это очередной маркетинговый «пузырь», и он сдуется, как и многие другие до него. Причина подобного скепсиса – неясность перспектив монетизации IoT.

Пропагандисты IoT утверждают, что стоит присоединить вещь к Интернету, и привычный мир перевернется, появятся новые возможности для бизнеса. Но даже при этом актуальным останется вопрос, ктосумеет на этом заработать. Прежде всего, это компании, обеспечивающие связь, – это,очевидно, является «необходимым злом» Интернета вещей. Кроме того, заработают коммерческие структуры, связанные с написанием ПО и осуществляющие консалтинг по стратегии IoT. Однако при дальнейшей структуризации рынка последняя часть отомрет, ведь клиенты хотят платить не за советы, а за реальные внедрения.

Важно, что в любом случае производители изделий, в явном виде не работающих с информацией, отсутствуют в списке бенефициаров Интернета вещей. Совсем иное происходит с производителями вещей, которые уже отслеживают свое внутреннее состояние. В данном случае, кроме вышеперечисленных, деньги заработают еще компании-производители, осуществляющие поддержку собственных решений. Распространение контрактов полного жизненного цикла поднимает перед производителем вопрос об эффективном оказании поддержки. IoT – один из инструментов осуществления такой поддержки. Например, медоборудование, имеющее сменные части, может информировать производителя о том, что пора осуществлять замену или что случилась поломка. Благодаря этому производитель сможет минимизировать простой. Таким образом, если у компании уже есть работающая сервисная модель, IoT сумеет ее серьезно улучшить.

Максимальные преференции смогут получить производители вещей, обрабатывающих внешние слабопрогнозируемые воздействия. Фактически они добавляют новую функциональность продуктов, способную стать конкурентным преимуществом. Так, если в автомобиле с IoT-функциями срабатывают подушки безопасности, система может сразу вызвать врачей на место ДТП.

Компании, производящие изделия, являющиеся частью более глобальной системы, благодаря IoT очень близко подходят к изменению своей бизнес-модели: происходит переход от продажи продукта к продаже услуг, которые продукт оказывает (например, в системах кондиционирования это производимый ими охлажденный воздух).

Так что Интернет вещей уже приносит деньги компаниям, обеспечивающим связьили предоставляющим платформу разработки под IoT, но наибольшую выгоду получат компании дискретного производства, которые будут развивать свои продукты в сторону увеличения уровня информации, обрабатываемой устройством. Если вы производите простой продукт, используйте информацию о внутреннем состоянии устройства: она поможет в организации эффективной поддержки. Посмотрите на те внешние непредсказуемые воздействия, которые может обрабатывать ваш продукт, и подарите ему сложное поведение– это увеличит вашу долю рынка. Обратите внимание на ту надсистему, частью которойявляется ваш продукт, и оптимизируйте его под эту систему. АИнтернет вещей усилит потенциал сервиса, сделает его более удобным и адаптивным для пользователя или надсистемы, в которой он работает.

Автор:Андрей Шолохов, генеральный директор «PTC Россия»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *